Всероссийская научно-практическая конференция «Гражданское образование: ценности и приоритеты», проходившая в Брянске 25 – 28 октября 2006 г. и собравшая более 250 ученых, педагогов-практиков, руководителей городских, районных отделов образования, школ, включая представителей из 21 региона России, обсудив результаты развития гражданского образования в России, ознакомившись с его современными тенденциями и оценив перспективы, заключила следующее:
С момента проведения в ноябре 1994 г. первой Всероссийской конференции по гражданскому образованию сообществом граждановедов достигнуты следующие результаты:
1. Гражданское образование сформировалось в самостоятельную, осмысленную, востребованную обществом сферу образования.
2. Оформилось и пользуется авторитетом сообщество учителей и ученых, развивающих гражданское образование на благо школы и общества.
3. Существенно увеличилось количество новаторов-граждановедов, продвигающих современное содержание гражданского образования, передовые, соответствующие духу времени, активные методы преподавания, в том числе метод социального проектирования, содействующих формированию демократического уклада школы, разрабатывающих новые методы оценки успешности учеников и школы.
4. Гражданское образование благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения и воспитания практически меняет качество жизни сотен и тысяч местных сообществ. Дети школьного возраста, взаимодействуя с разными слоями общества и органами власти, решают общественно значимые проблемы, предлагают и осуществляют изменения в законах и правилах общественной жизни.
5. Во взрослую жизнь вошло поколение социально активных молодых людей.
6. Созданы новые, оригинальные учебники и учебные пособия, методические пособия, научные труды по проблемам гражданского образования.
7. Созданы и успешно функционируют региональные центры гражданского образования в Астрахани, Брянске, Вологде, Волгограде, Красноярске, Москве, Орле, Пензе, Перми, Петропавловске-Камчатском, Рязани, Самаре, Санкт-Петербурге, Ульяновске и в других городах.
8. Десятки общественных организаций развивают гражданское образование, сотрудничают со школой и органами управления образованием разных уровней. Они получили признание не только в России, но и в мире.
9. Органами власти г. Пензы, г. Санкт-Петербурга и других регионов поддерживаются программы в области гражданского образования. В Брянской области принята и реализуется областная целевая программа «Развитие гражданско-правового образования 2006-2010 гг.».
Тем не менее, учитывая цели, стоящие сегодня перед российским обществом, а именно:
1) становление гражданского общества;
2) создание социально ответственного бизнеса;
3) формирование ответственной, служащей народу власти;
4) предупреждение и преодоление коррупции;
5) преодоление расслоения и противостояния в обществе по имущественному, этническому, религиозному и социальному признакам;
участники конференция считают необходимым обратиться к Министерству образования и науки РФ, Федеральному агентству по образованию, другим федеральным и региональным органам государственной власти с рекомендациями в первоочередном порядке решить следующие задачи:
1. Придать гражданскому образованию статус интегрирующей образовательной системы, содержательно и процессуально определяющей приоритеты в обучении, воспитании и развитии личности.
2. Принять решение о включении гражданского образования в образовательный процесс как самостоятельной предметной области.
3. Ввести учебный предмет «Граждановедение» в базисный учебный план, придав ему статус учебно-воспитательного курса, включающего обучение правам человека, прикладным аспектам права, патриотическое воспитание, социальное проектирование и развитие социальной успешности.
4. Разработать с широким привлечением профессионалов (см. пункт 7) и утвердить стандарты гражданского образования как составной, практико-ориентированной части сферы обществознания.
5. Поддерживать разработку и внедрение учебных, воспитательных и образовательных программ школьного, муниципального, регионального и федерального уровней в области гражданского образования.
6. Организовать переиздание научно-исследовательских и учебно-методических материалов, апробированных, получивших высокую оценку и заслуженное одобрение профессионального сообщества.
7. Сотрудничать с общественными организациями, целью которых является развитие гражданского образования. Привлекать представителей общественных организаций к выработке политики в области образования, в частности, к разработке программ воспитания и развития, разработке стандартов гражданского образования, экспертной оценке новых учебников, учебных и методических пособий, других учебных материалов.
8. Сделать прохождение социальной практики, понятой как разнообразный опыт служения обществу, обязательным условием получения аттестата зрелости и в свою очередь сделать метод социального проектирования ведущим методом социальной практики и предпрофильного обучения. Внести в государственные образовательные стандарты основного общего образования социальную практику с 5-го класса по 7-й класс в объеме по 30 час., в 8-м классе 40 час. Итого 130 часов.
9. Обеспечить выполнение Конституции РФ и Закона «Об образовании» в части, касающейся гарантий светского характера образования.
10. Создать максимально благоприятные условия для дальнейшего развития всероссийской акции «Я – гражданин России» на основе проекта «Гражданин», обеспечив материально ежегодное проведение финального этапа акции на федеральном уровне.
11. Поддержать издание газеты «Граждановедение» – приложения к «Учительской газете».
12. Обеспечить проведение ежегодной научно-практической конференции по гражданскому образованию.
При условии решения этих задач общество может рассчитывать на достижение следующих результатов:
1. Рост социальной компетентности, самостоятельности и ответственности молодого поколения.
2. Повышение уровня участия молодежи во всех сферах жизни общества.
3. Снижение угрозы национальных, религиозных, социальных конфликтов как в молодежной среде, так и в обществе в целом.
4. Снижение криминализации, распространение правовых способов разрешения конфликтов среди молодежи.
5. Продвижение идеи социально ответственного бизнеса.
6. Придание общественной и политической жизни страны нравственного характера, проявление у молодежи гражданских мотивов служения обществу, осознанного участия в формировании институтов гражданского общества.
7. Обеспечение детям школьного возраста практического опыта успеха в решении социальных проблем.
8. Осознанное и ответственное участие молодых людей в политике, в том числе в выборах.
Участники конференции выражают благодарность ее организаторам: Министерству образования и науки Российской Федерации, Департаменту государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей, АПК и ППРО, Федеральному центру гражданского образования, администрации Брянской области, уполномоченному по правам человека в Брянской области, Департаменту общего и профессионального образования Брянской области, Брянскому государственному университету им. акад. И.Г.Петровского, Брянскому институту повышения квалификации работников образования, Брянскому центру гражданского образования, Благотворительному фонду «Сивитас» и рассчитывают в будущем на плодотворное сотрудничество между всеми заинтересованными в развитии гражданского образования сторонами.
Резолюция принята единогласно 28 октября 2006 года.
Комментарии