search
main
0

Режиссер, оператор и компьютерный дизайнер. В одном лице – неограниченные возможности

Я преподаватель по специальности, которая в теоретическом и практическом смысле еще только складывается, – «режиссура мультимедиапрограмм» факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Мои студенты с ограниченными физическими возможностями учились создавать свой собственный творческий мир с помощью новых мультимедийных технологий.

Поясню читателям специфику нашего вуза. Здесь на бюджетном отделении учатся ребята с различной группой инвалидности. Некоторые из них не могут самостоятельно ходить, поэтому родители вместе с ними вновь садятся за студенческую скамью. У некоторых ребят проблемы со зрением, слухом, ДЦП, что не снимает с них обязанности вгрызаться в гранит науки и сдавать зачеты и экзамены. Но главное то, что итогом их пятилетнего обучения в университете должен стать самостоятельно созданный фильм или мультимедийная обучающая или просветительская программа. В большинстве случаев студент, который получает специальность режиссера мультимедиапрограмм, еще и автор идеи, и сценарист, и режиссер, и оператор, и звукорежиссер, и создатель компьютерных спецэффектов – короче, мастер на все руки.Честно говоря, я не сразу для самой себя смогла определить, а чему все-таки я хочу и могу научить студентов, которым очень важно не просто окончить вуз, получить диплом, но и найти место в жизни и обрести любимую профессию. В аспирантуре ВГИКа меня учили теории классического кинематографа. Современным режиссерам, работающим в мультимедийной среде Интернета, вряд ли пригодятся практические навыки работы с кинопленкой и законы линейного монтажа. Хотя знать их как культурную базу необходимо. Такие навыки прекрасно дает им преподаватель МГППУ режиссер-документалист Никита Орлов. Практике общения с компьютером, нелинейному, цифровому монтажу и спецэффектам их обучает Вадим Кошкин, окончивший во ВГИКе легендарную мастерскую знаменитого режиссера Владимира Кобрина. Драматургии учит сценарист и режиссер Виктория Фомина. Я же теоретик-искусствовед, кроме своей любви и привязанности к кинематографу, мало что могу предложить. Поэтому, избрав для себя наиболее удобную позицию, я старалась показать ребятам всю красоту, таинственность и обаяние любого экранного изображения, начиная от шедевров кинематографа до авангардных экспериментов в новых цифровых технологиях.Четыре года назад, когда мой первый выпускной курс готовился к сдаче дипломных проектов, вечером раздался телефонный звонок. Андрей Колпаков, вернувшись из очередной туристической поездки, горел желанием показать мне свой 10-минутный фильм «Паровоз по имени Л-5231», на котором он, Андрей, торжественно открывал первый «пробег» по Малой окружной московской железной дороге, которая вот уже полвека не использовалась для движения поездов.Отношения преподавателей и студентов-режиссеров на факультете, особенно к концу пятого курса, складываются скорее как отношения коллег, чем учителей и учеников. Поэтому уже через час я и двое моих детей стали первыми зрителями удивительного путешествия на первом московском паровозе. У Андрея ДЦП, поэтому он плохо держит равновесие при ходьбе, не может снимать тяжелой камерой. Зато у него всегда с собой любимая «мыльница» с функцией видеосъемки, а дома – компьютер, на котором он научился мастерски монтировать видео- и фотосюжеты, работать с цветом и светом. Даже брак по четкости и контрастности изображения он сумел превратить в художественный прием – размытые контуры пассажиров стали метафорой вечных обитателей поезда, который мчится по кругу… «Паровоз по имени Л-5231» – первый фильм студента МГППУ, попавший в конкурсную программу фестиваля дебютных и студенческих работ «Святая Анна». Андрей объездил на поездах, электричках и автостопом полстраны, пишет стихи и песни, монтирует на заказ видеосюжеты, музыкальные и рекламные клипы, а недавно снялся в качестве исполнителя главной роли в музыкальном клипе группы «ДДТ» режиссера Вадима Кошкина.Каждый наш студент, который выбирает себе профессию режиссера мультимедиапрограмм, – это целый неповторимый, своеобразный творческий мир. Валя Детерлеева совсем не сразу приняла такое решение.«До четвертого курса я думала, что эта специальность слишком техническая для меня, – рассказывает Валя, которую на занятия в университет на коляске привозила мама Елена Борисовна, верный соратник дочери и участник ролевых игр по Толкиену. – А потом я почувствовала вкус к графике и видеомонтажу. Первым шагом на этом пути стала моя работа над дипломным фильмом «Халкатахта» по ролевой игре. Сейчас я вполне успешно занимаюсь видеомонтажом на заказ как фрилансер. В работе мне очень помогают принципы теории монтажа, усвоенные на факультете. Честно говоря, практики монтажа до создания диплома у меня почти не было. Так что в ближайшее время собираюсь получить дополнительное профессиональное образование по специальности «режиссура монтажа». Но в МГППУ сделали главное – помогли мне найти способ творческой самореализации. Я не знала, что делать в жизни, кроме как играть в ролевые игры. А еще я с благодарностью вспоминаю преподавательницу по основам рисунка и живописи Е. Топчиян, которая дала мне первые навыки рисования и доказала, что я вообще способна рисовать».Фильм получился удивительным. Он был показан в программе телевизионного кабельного и интернет-канала «Первый игровой» в 2010 году. Литературная основа проекта – одноименный рассказ Марии Орловой – описание ролевой игры по книге Джона Роналда Толкиена «Сильмаллирион». В Санкт-Петербурге друзья-игровики засняли на любительскую цифровую камеру свой «эльфийский» поход по льду Финского залива, Валя начала монтаж.«Фильм не монтировался, пока к компании путешествующих эльфов-игровиков не прибавилась новая героиня – сама Валентина Детерлеева, – вспоминает руководитель диплома, преподавательница факультета информационных технологий, режиссер Виктория Фомина. – Мы начали снимать Валю, которая монтирует свой фильм и рассказывает игру. И этот внешний сюжет стал не менее интересен, чем внутренний, а фильм стал документальным и мультимедийным одновременно. Валя стала и режиссером, и одновременно сама оказалась в «Халкалахте», и открыла для нас, зрителей, дверь в мир фэнтези, проделав колоссальную работу по отбору фрагментов и составлению монтажного листа, освоив программы видеомонтажа, элементы компьютерной графики и анимации, получив навыки работы с изображением и звуком».Нечасто встретишь студенческие дипломные фильмы, которые не просто снимаются, монтируются, озвучиваются, но проживаются. «Халкалахта» была прожита Валей от начала до конца. Да она и сейчас еще хочет вернуться к проекту и продолжить начатый рассказ о ролевиках и Толкиене.Роман Кушка, выпускник 2010 года, в силу своего медицинского диагноза тоже посещал занятия вместе с мамой Еленой Владимировной. Рома увлекается историей. И конечно же, его самым любимым курсом стали лекции по истории мирового кино, которые читал профессор ВГИКа В.Утилов. Рома сначала начал записывать их на диктофон, потом на камеру. Так и появился этот уникальный образовательный видеопроект «Мировая история кино от Владимира Утилова». Сейчас Рома монтирует уже пятый полуторачасовой фильм в мультимедийном центре МГППУ, где работает сам.«Я хочу поблагодарить всех преподавателей факультета информационных технологий, кто меня учил и помогал в течение пяти лет. Я понял, что их труд был ненапрасным. Нет второстепенных предметов, они все важны. Ведь только с помощью разнообразия выразительных средств мультимедиа можно создавать цельный аудиовизуальный образ. А еще я очень благодарен декану нашего факультета Льву Куравскому за предоставленную мне возможность трудиться в стенах родного университета», – говорит Роман Кушка.Роман Кушка по итогам обучения включен в справочник «Лучшие выпускники Москвы-2010». Его проект мультфильма «Каникулы» занял I место в номинации «Творческие проекты» на Международном форуме «Университеты в аспекте социальной политики в отношении инвалидов – интеграция через образование», проводившемся в декабре 2009 года в МГТУ имени Н.Э.Баумана.Среди выпускников 2011 года отличился Борис Моисеев, студент бюджетного отделения, с очень своеобразным психическим восприятием мира. Борис ходил на все лекции, мало говорил, но очень внимательно слушал. Преподаватели поняли, что, задавая вопрос Борису, надо терпеливо подождать. Порой несколько минут. Зато, проявив терпение, можно получить едва ли не самый яркий, интересный, неожиданный ответ. Борис – натура творческая, внешне замкнутая, а внутри… Свободное время он проводит в шахматном клубе. Именно о шахматах и был сделан его дипломный фильм, над которым он скрупулезно проработал целый год. Сценарий, съемка, монтаж, отдельные интервью, озвучивание и компьютерные спецэффекты – все было сделано самим Борисом. Научный руководитель диплома Вадим Кошкин помогал лишь на уровне технических советов. Документальный фильм получился неожиданно очень личностным, авторским, потому что параллельно рассказу о шахматах зритель попадал в эмоциональный мир Бориного восприятия игры. Это состояние было создано интонацией, с которой режиссер сам прочитал закадровый текст. Боря прекрасно защитил диплом, на «отлично» сдал государственный экзамен и был принят на работу в мультимедийный центр МГППУ.«Мы в ответе за наших выпускников, – убежден декан факультета Лев Куравский. – Наш труд оценивается тем, как студент смог реализовать полученные в университете знания, той работой, на которую устроился, став режиссером, программистом, компьютерным дизайнером или продолжив поиски своего призвания в жизни. А если он хочет и может работать в стенах нашего университета, мы всегда идем навстречу».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте