search
main
0

Режиссер Николай Лебедев: “Рассказать о войне правдиво”

На экраны страны выходит фильм режиссера Николая Лебедева “Звезда” по известной повести Эммануила Казакевича. Картина рассказывает о маленьком эпизоде Великой Отечественной войны. Наши войска с боями выходят к границам Польши, чтобы раскрыть планы гитлеровского командования, в тыл вражеских войск уходит разведгруппа с радиопозывными “Звезда”. Молодые бойцы, рано возмужавшие на войне, до конца выполняют свой долг…
О войне и армии, о мужестве и любви к Родине, о том, чего так порой не хватает на наших киноэкранах, мы беседуем с автором – режиссером киноповести Николаем Лебедевым и актерами – исполнителями главных ролей.

– Николай, что послужило толчком к созданию киноленты?
– Хотелось рассказать о войне правдиво. Сама идея подсказана главным продюсером Кареном Шахназаровым. И хотя уже есть одна экранизация известной повести, но наш фильм – это не “ремейк”, мы рассказали знаменитую историю по-своему.
– Как шла работа над фильмом?
– Очень сложным оказался подбор актеров. Звезд брать было нельзя, так как они будут старше героев фильма. Хотелось подобрать молодых актеров, которые бы играли самих себя. Целый год перебирали студентов театральных вузов. Второй режиссер Ирина Васина просмотрела более 1000 желающих. Из них выбрали семь. Актеры Аниканов и Алексей Панин снимались уже давно. Так что в фильме из семи главных героев – 5 дебютантов.
– В картине показаны будни фронтовых разведчиков. И актеры действуют очень профессионально. Как готовились они к этому?
– Подготовке к фильму уделялось очень много времени. Она проходили в Алабино – в Таманской дивизии. Там шла подготовка армейских разведчиков, верховая езда, учились ползать “по-пластунски”, изучали оружие. По сути, для некоторых это был “курс молодого бойца”. По нескольку часов в день, как говорится, до седьмого пота ребята отрабатывали все то, что должен уметь настоящий боец. Не всем это понравилось, и началась тихая буза. Мол, необязательно всеми премудростями воинской науки овладевать всерьез, сможем сыграть и так. Тогда Ирочка Васина в спортивном костюме поползла по полосе препятствий вместе с парнями. У тех взыграло мужское самолюбие: “А мы что, хуже?” Можно сказать, что при подготовке к фильму ребята действовали самоотверженно, достойно своих персонажей.
– Как долго и где проходили съемки?
– По сюжету фильма место действий – граница с Польшей. Но мы подобрали очень красивые и соответствующие повествованию места в Подмосковье, в районе Звенигорода. Там нашлось все необходимое: леса, реки, болота, все, чем так богата наша среднерусская полоса. Съемки шли 3 месяца, а самому фильму я отдал два с половиной года.
– В картине разведчики мастерски владеют оружием…
– Да, причем холодным и огнестрельным разных систем, в том числе и немецкими “шмайссерами”. Надо сказать, что оружие было настоящее. Включая и германские пушки и танки. По этим вопросам у нас были очень сильные консультанты и инструкторы. Вся эта техника имеется на базе в Алабино. В фильме была применена и компьютерная графика, что дало возможность показать действие нашей авиации. Причем зритель “находился” то в кабине штурмовика ИЛ-2, ведущего огонь по вражеским эшелонам, то попадал под бомбежку вместе с разгружающимися немецкими резервами на железнодорожной станции. Мы попытались этим создать эффект максимального соучастия и сопереживания.
– Откуда “чудо-кони” в эпизодах с разведчиками и откуда такие кавалерийские навыки у актеров? – задаю я вопрос Алексею Панину, исполнителю роли сержанта Мамочкина.
– Мы проходили подготовку в Алабино в кавалерийском полку, оттуда же и лошади. Но ездить не умели, ребята мы городские, и мало кто из нас верил, что сможем овладеть этим искусством. Решили, что, когда время придет, сядем и поедем. За день до съемок я был в Москве, но накануне взял самого смирного коника и за один вечер научился. Скорее сделал вид, чтобы зрители поверили. А вот Игорь Петренко готовился серьезно.
– Наверное, еще и потому, что мой двоюродный дед воевал в полковой разведке и погиб, не вернувшись с задания, – продолжает разговор Игорь Петренко, сыгравший роль лейтенанта Травкина. – Я знал, что придется по ходу фильма делать многое, в том числе и скакать верхом, а лошадей боялся. Переборол себя и несколько дней учился верховой езде. Меня отговаривали… И действительно, через три дня занятий я ходил вот так (Игорь показывает движения, напоминающие перемещения циркуля по географической карте. – Прим. авт.). Огромная болячка держалась долго. Но зато я полюбил коня и верховую езду.
А перед самыми съемками произошел казус. Надо было лошадь разогреть, и я поехал прокатиться, но конь понес. Ливень, уже опаздываем на съемку, прошло около 40 минут, а четвероногий друг упрямится и не идет обратно. Пришлось и мне проявить характер, все же смог его убедить вернуться. А вот Артем Семакин чуть не выбрал бывшую цирковую лошадь. Она могла в самый ответственный момент съемок, вспомнив былую цирковую славу, исполнить пируэт или поклон.
– Мне вообще не пришлось ни разу выстрелить, и даже проскакать не дали, – жалуется исполнитель трогательной роли юного разведчика Воробья Артем Семакин. – А мне так хотелось мчаться, как ветер, и спасать людей.
– Да, ребята действовали “на войне, как на войне”, – подводит итог режиссер Николай Лебедев. – Одежда и экипировка – все было, как в далеком 1944-м. И армейский разведкамуфляж именно тот, а не сегодняшний. А под ним, как полагалось, телогрейка. И вот так приходилось бегать, ползать и стрелять в 30-градусную жару. Зато мы почувствовали, что у картины появился настоящий внутренний стержень. И что особенно важно – об этом нам говорили сами фронтовики, которые “пол-Европы по-пластунски пропахали”. Спасибо тем, кто заказал и помог выпустить картину: киностудии “Мосфильм”, Министерству культуры России и, конечно, Карену Шахназарову. А тем ребятам, кто сейчас служит или готовится пойти в армию, быть достойными своих дедов, отстоявших 60 лет назад нашу Родину в боях с фашизмом.

Виктор ЕВДОКИМОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте