search
main
0

Резерв дидактической доступности Как повысить качество образования?

Окончание. Начало в N 42

Группа М. Сохранение хорошистов

Неудивительно, что группа М (хорошисты и отличники) велика в элитарных образовательных учреждениях города: в девятых классах первое место в номинации “Сохранение хорошистов” заняла гимназия N4, а второе место – лицей N8. В восьмых классах почти то же самое: лицей N8 на первом месте, гимназия N4 – на втором. В целом городскую картину в рассматриваемой номинации отображает график, приведенный ниже.

Наиболее резкое уменьшение группы М имеет место в 5-х и 7-х классах. Среди основных причин спада: увеличение количества одновременно изучаемых предметов, увеличение количества терминов, неудачное использование часов регионального и школьного компонентов, высокая наполняемость классов, их разноуровневость, спаренные уроки. Все это приводит к снижению частоты упражнений и частоты опроса сильных учеников, к неэффективной работе в режиме отсроченного повторения. В практике европейских школ организовывают учебную работу в микрогруппах, где сильные ученики, в соответствии с известным правилом Я.Коменского, помогают слабым. В итальянской дидактике это правило уже давно трансформировалось в дидактический принцип, который имеет такую формулировку: “Нельзя хорошо освоить учебный материал, не объясняя его другим”. Думается, что нашим учителям не надо ждать, пока Российская академия образования отважится узаконить этот принцип, надо решительно брать его на вооружение. Надо узаконить его сначала в качестве полезного новшества, а затем и в качестве традиции; хотя бы 3-5 минут на каждом уроке надо выделять для работы учеников в микрогруппах.
В заключение заметим, что в этом году впервые средние значения качества обучения для 3-9-х классов школ города Йошкар-Олы превысили среднегимназический уровень для средней полосы России. Это уже третий город, работающий по нашей системе и добившийся таких результатов.

Изменение качества

Оно оценивалось в этом году во всех параллелях второй ступени. Кто же стал лидером и призером новой номинации? Это в меньшей мере элитарные учреждения, им труднее наращивать уже высокие показатели. Хотя отличились почти все гимназии и лицей: гимназия N4 (по восьмым классам), лицей N8 ( по шестым классам), гимназия N14 (по 5-9-м классам). Обычные школы тоже хорошо поработали над резервами обучения. Следует обратить внимание, что изменение качества обучения происходит в основном за счет группы В (ученики, имеющие тройки по одному-двум предметам). Эта группа должна пополняться за счет группы Р и убывать за счет перехода учеников в группу М.

Надежность

Эта номинация представляется нам наиболее важной, так как отражает эффективность обучения. На графике приведены значения надежности (Н) для средней полосы России и для города Йошкар-Олы. Сопоставляя эти значения, следует иметь в виду, что европейский уровень надежности (годовой сохранности качества) обучения для каждой параллели составляет не менее 0,90, что обеспечивает доступ к высшему образованию примерно четвертой части молодежи. Для наших элитарных школ значение этого результирующего признака на уровне 0,85, а для массовых школ – примерно 0,80.

Выводы по результатам первого года модернизации

1. Требуется усиление чтения в 5-7-х классах. Здесь надо шире использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.
2. Можно поработать над усилением быстроты письма в конце начального обучения.
3. Вычислительные умения существенно улучшились в прошедшем учебном году, преодолен 50-процентный уровень; на следующем этапе надо стремиться поднять количество быстро считающих учеников до 60-70 процентов. Работа над вычислительными навыками укрепляет оперативную память и является необходимой ступенькой в развитии математического мышления.
4. Основной резерв работы можно видеть в усилении пересказа. В следующем учебном году эта задача должна стать общегородской, и для ее решения можно рекомендовать применение самарского варианта обучения пересказу в 5-7-х классах, а в 7-9-х использовать терминологическую работу.
5. Преодоление разноуровневости возможно, если формировать примерно одинаковыми первые, а также пятые классы. Сейчас количество параллелей с запредельной разноуровневостью составляет 70 процентов. В наступающем учебном году надо снизить это число до 50-60 процентов.
6. Комфортность учеников в городе пока на недостаточном уровне. Разрушается она возникновением отрицательных эмоций по ряду причин: это и недостаточный уровень общеучебных умений, и занятия во вторую смену, и слабо реализуемые творческие праздники в конце учебных четвертей.
7. Обобщенная оценка дидактической доступности по использованию резервов обучения (52 процента по городу) весьма конструктивна и, видимо, останется на 2-3 года основным показателем качества работы школ. Но есть уже школы, перешагнувшие 60-процентный рубеж. Для них надо предусмотреть особые виды работ, усиление освоенности дидактических задач, усиление целенаправленности воспитательной работы, проведение в педагогических коллективах семинаров по изучению закономерностей дидактики и психологии.
8. В группе М (хорошисты и отличники) следует уделять, как и прежде, усиленное внимание 5-м и 7-м классам. Для улучшения сохранения хорошистов и отличников в классах второй ступени надо рекомендовать работу в микрогруппах.
9. Для пополнения группы М следует уделить более пристальное внимание группе В, обеспечить миграцию этих учеников вверх, а не вниз, то есть в группу М, а не в группу Р.
10. Наблюдающийся сейчас всплеск надежности (сохранности качества) связан с реализацией легко управляемых резервов обучения. Дальше этот процесс пойдет на спад, но надо обеспечить, чтобы надежность не падала ниже 90 процентов, то есть стремиться к снижению потерь качества обучения до 10 процентов в год.

Перспективы

Если говорить о дальних перспективах модернизации, то самое главное – укрепление ее диагностико-технологического обеспечения. В масштабах республики надо организовать курсовую переподготовку завучей школ, а для этого, увы, нужны материальные затраты – на приобретение вычислительной и множительной техники, на расширение лаборатории управления качеством образования, на организацию ВНИКа. Деньги не очень большие, но система образования (по официальным данным, экономическая доступность образования обеспечена лишь на 25-40 процентов) вряд ли найдет необходимые суммы. Есть, конечно, у нас финансово-экономическая служба, хорошо обеспеченная и компьютерами, и штатом, но вряд ли она изыщет средства для усиления диагностической службы.
Следует отметить, что одна из мировых тенденций – усиление дошкольной подготовки, увеличение охвата дошкольников детскими садами (в Японии, например, более 90 процентов детей посещают детские сады), акцентировка эмоционально-речевого развития малышей. Но в педагогике много вопросов, которые еще надо уяснять, исследовать. Попробуем очертить круг вопросов, от которых зависит ход модернизации образования, которые предстоит решить в ближайшие годы.
Очень остро стоит вопрос о выставлении отметок в 1-2-х классах. Заметим, что мнения психологов и педагогов по этому поводу разошлись. У педагогов складывается впечатление, что рекомендация сверху “не выставлять отметки” не способна прикрыть недостатки дошкольной подготовки, что она приводит не к улучшению, а к ухудшению реального положения начальной школы, подрывает ее традиционные связи с семьями учеников. Есть необходимость в экспериментальной разработке компромиссных решений.
Учитывая, что на пятые классы приходится пик заболеваний, можно рекомендовать введение здесь третьего урока физкультуры.
Следует проработать также программу объединенного варианта регионально-школьного компонента со сквозным циклом предметов в классах первой и второй ступени обучения, направленных на совершенствование личности ученика.
Много вопросов возникает о доступности вузовского образования для учеников окраинных школ. Возможно, здесь придется пойти по линии создания альтернативного образовательного учреждения – городского межвузовского лицея, где лучшие старшеклассники смогут приобретать дополнительные знания без отрыва от родной школы, занимаясь в лицее один раз в неделю.

Надежда Атласкина, Валентина Дубинина, Всеволод Зайцев -доценты МГПИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте