Во многом победу во Всероссийском конкурсе определял мастер-класс, который давали конкурсанты, вошедшие в число пятнадцати лучших учителей. Тема мастер-класса Владимира КРУЖАЛОВА была предопределена тем, что в одиннадцатом классе приходит время заново пройти и изучить события, которые происходили в России в начале ХХ века, события 1905 года и октября 1917 года. Поскольку одиннадцатиклассники изучают это не впервые, он хотел дать им инструментарий, с помощью которого они сами могли бы ответить на возникающие у них сложные вопросы, связанные с этими событиями.
Может ли револьвер (одна из разновидностей пистолета) ассоциироваться с событиями, происходившими в начале ХХ века? На самом деле мы с вами выясним, что глубина их родства весьма велика. Что касается событий, особенно событий 1917 года, то до сих пор в обществе пролегает некий водораздел в их оценке: некоторые относятся к ним отрицательно, называя переворотом; другие оценивают их положительно, называя революцией. Как быть? Как выбрать свою оценку, как подойти к ней с научным инструментарием?
Эта проблема не праздная, так как один из творцов октября 17-го года Лев Троцкий 10 лет спустя, в своей книге «Уроки Октября», писал: «Если бы нам повезло с Октябрьской революцией, то Октябрьской революции не повезло в нашей печати. До сих пор у нас нет ни одной работы, которая давала бы общую картину октябрьского переворота». То есть в одной фразе, в одном абзаце сам творец этих событий дает противоречивую оценку. Прошло достаточно времени, чтобы мы смогли взглянуть на эту проблему с точки зрения научного инструментария и попытаться оценить эти события, исходя из научной позиции.
Открываем словари и видим там множество определений. Для того чтобы сориентировать ученика, чтобы он не оказался в тупике, я предлагаю установить соотношение между определениями, не выбирая правильное и неправильное. Первое определение: революция – это качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Это более современное определение. Второе определение: революция – это коренной и быстрый переворот в государственном общественном строе страны, смена форм управления. Как соотносятся эти определения? Какое из них шире, а какое – уже? Первое определение – шире, второе – уже. Таким образом, можно установить, что второе определение указывает на некий частный случай, и это действительно так. Для того чтобы оперировать им, мы коротко вспомним три основные формулы правления – об этом будет идти существенный разговор.
Три формы правления – это абсолютная монархия, конституционная монархия и республика. Давайте применим эти три формы правления к событиям 1905-го, февраля и октября 1917 года, с точки зрения широкого определения они подпадают под понятие революции. Подпадает ли под второе, более узкое, определение смена форм правления событий 1905 года? Какая форма правления и на какую была сменена? Абсолютная монархия была сменена на конституционную, то есть смена форм правления подпадает под узкое определение. Далее – события февраля 1917 года, подпадают они под более узкое определение? Подпадают, так как конституционная монархия сменяется республикой. А вот с октябрем 17-го – проблема. Изменения формы правления не было: республика осталась республикой. Итак, как же быть? Мы оказываемся в противоречии, которое нужно каким-то образом решить, найдя еще один способ.
Для того чтобы это сделать, я предлагаю избрать третейского судью – предлагаю ученикам познакомиться с историей определения «революция» и сформировать еще одно понимание, которое, может быть, выведет нас из этого существенного тупика.
Географы знают, что большие горы нельзя представить однозначно – обычно художники, фотографы изображают их под разными ракурсами. Это может быть фотография под разными углами, это может быть взгляд на горы из космоса, это может быть картина художника Рериха. Все это вместе создает целостное впечатление. Поэтому для сложных и очень значимых общественных явлений часто бывает недостаточно одного определения, а иногда и двух определений. Поэтому мы ищем третий путь и формируем третье видение, третье представление об этих процессах.
Мы пойдем от исследования этимологии. В основе слова «революция» лежит латинский глагол «револьво», можно с легкостью заметить тут возвратную приставку «ре» и корень слова «вольво». Что такое «вольво» знают не только маленькие мальчики и девочки, это марка автомобиля, это слово означает «движущийся», «катящийся». Приставка «ре» означает, что это слово в целом можно перевести как «возвращающийся», возвращающийся на круги своя.
Я приношу физикам огромную благодарность от всех историков, потому что термином «революция» мы обогатились от физиков. До XVI века этот термин использовался в астрономии и только потом перекочевал к нам – историкам и обществоведам. Дело в том, что революцией называлось возвратное движение небесных светил по небосводу. Каждая звезда, если мы будем ее наблюдать в течение суток, совершает это возвратное движение, совершает революцию. Это было революцией звезды.
Теперь можно с легкостью объяснить, почему тип пистолета, изображение которого я показываю в начале урока, называется револьвер. Потому что принцип заряжения его магазина – принцип совершающего возвратное движение. Действительно, это теперь родство не только по духу на уровне ассоциаций, мы теперь видим еще и этимологическое родство.
Первый человек, благодаря которому слово «революция» получило несколько иное, чем чисто астрономическое значение, был Николай Коперник, совершивший коренной качественный скачок, то есть в современном понимании – революцию в естествознании. Сумма его выводов была опубликована в 1543 году в труде, который назывался в переводе на русский язык «О вращении небесных сфер». Но трактат Коперника давал настолько изменяющее представление о мире действа, что собственно его распространение среди интеллектуалов уже воспринималось как что-то особенное, как что-то взрывающее, как революция, как что-то переворачивающее мир. Понятие «революция» постепенно стало двигаться к сфере общественных наук.
Впервые в истории этот термин появляется в Англии в 1688 году: переворот, в результате которого к власти приходит английский король Вильгельм Третий, получает это наименование: «революция» – как смена, а точнее – возврат, потому что Вильгельм возвратил себе трон после длительного периода так называемой английской буржуазной революции.
То есть третье понимание в том историческом контексте, когда оно появилось в истории обществознания, означало какое-то возвратное движение, которое происходило с политической системой государства. Давайте посмотрим на примере Франции, ибо только после Французской революции появляется аналитическая литература, которая анализирует все эти события. Итак: 1789 год – взятие Бастилии, чернь взбунтовалась; 1791 год – восстановлена конституционная монархия – абсолютная монархия сменяется на конституционную; 1792 год – провозглашение республики; 1793 год – казнь короля, террор, вырождение революции; 1795 год – правление Директории, это время, когда уже правит не народ, а немногие; 1799 год – установление единоличного правления Бонапарта, которое оформляется в 1804 году провозглашением империи.
Мы видим, что политическая система государства в эпоху Нового времени описывает революцию – возвратное движение. Но на самом деле – не возвратное, а спиралевидное. В этом смысле хочу обратить внимание на некоторую аналогию. Есть природные или погодные явления, которые в своей основе имеют спиралеобразную форму: циклоны, смерчи, вихри. Очень чуткий взгляд писателя неизбежно нащупывает эту аналогию. Блок, переживавший эти события, писал: «Лиловые миры первой революции захватили нас и вовлекли в водоворот…» В его представлении революция – как водоворот, как грозовой вихрь, как снежный буран. Аналогия происходящего с художественным осмыслением нащупывает эту стержневую мысль: революция – как переворот, революция – как возвратное движение.
Надо сказать, что не чуждый художественному, образному мышлению Лев Троцкий даже в своих политических работах подчеркивал эту идею: «Нет, февральский вихрь борьбы не прошел бесследно».
В этом смысле мы приходим к третьему пониманию революции как процесса, процесса, происходящего с политической системой государства. В этом смысле 1905 год, февраль и октябрь 1917 года становятся частями единого революционного процесса, происходящего с политической системой государства.
Теперь, получив это третье понимание, мы вернемся к проблеме: с точки зрения науки, с точки зрения этого видения стал ли октябрь 1917 года революцией? Достаточно обратить внимание не только на события октября 17-го, но и (если мыслить их как процесс) на то, что за октябрем 1917 года последовали реформы начала 18-го года: отмена титулов и званий, национализация промышленности и многое другое. Одним словом, характер реформ был таков, что целью стало – не оставить без изменения ничего.
Наиболее наглядный пример – государственная символика. Если посмотреть на герб Временного правительства, выполненный художником Билибиным, то преемственность между имперской Россией и Россией демократической очевидна. А вот первый герб Советского государства принципиально не имеет ни одного сходного элемента с этими двумя гербами. Это – принцип реформации. С точки зрения этого системного взгляда мы подходим к мысли, что в действительности, как бы мы ни оценивали, каких бы политических пристрастий мы ни придерживались, события октября 1917 года и последовавших реформ есть самая настоящая, самая радикальная из когда-либо происходивших в России революций.
После того как этот термин так прочно прижился у нас, мы чувствуем себя в долгу, поэтому в ХХ веке мы постарались вернуть свой долг преподавателям естественных дисциплин. Поэтому в ХХ веке мы уже говорим, например, о научно-технической революции. При всей спорности и при всей возможности использовать негативные последствия научно-технической революции она все же качественно улучшила и изменила жизнь множества людей.
Нужно обратить внимание учеников на то, что в истории человечества были позитивные революции, которые ничего не сломали в отличие от тех, что происходили в социальной сфере. Возникновение письменности, книгопечатания совершили революционный прорыв в распространении знаний. Это распространение университетов: в XIII веке в Европе мы видим всего лишь около 5, к концу XIV века – около 65. Что это, если не революционное развитие?!
Поэтому есть искреннее желание революцию с улицы, от социальных столкновений вернуть обратно к науке, обратно к звездам. Пусть наши учащиеся увидят те позитивные процессы и наполнят определение «революция» совершенно новым смыслом. Это в силах учителей, потому что обновление мира начинается в школе.
Комментарии