search
main
0

Революция в сознании – путь от бумаги к компьютеру

Сегодня первый заместитель руководителя Департамента образования Михаил ТИХОНОВ уделяет серьезное внимание проекту «Школы информатизации». Почему? Михаил Юрьевич отвечает на вопросы «УГ-Москва».

– Михаил Юрьевич, какое место, по вашему мнению, занимает информатизация в нашей новой школе?

– Вопрос простой и сложный одновременно. Давайте начнем с того, что образование – информационный процесс. Естественно, что всякая информационная технология несет для образования нечто новое. Особенность информационных технологий в том, что любые последующие технологии включают предыдущие. Ну, к примеру: с изобретением бумаги на нее было перенесено то, что писали на глиняных, восковых табличках и пергаменте; с изобретением книгопечатания в книги вошло все то, что писали пером на бумаге. Современный компьютер объединил и телефон, и радио, магнитофон, и кино, и телевидение, и письмо, то есть все предыдущие технологии, которые были изобретены и реализованы человечеством.

Для нас важно, что при изучении и овладении следующей технологией нельзя пренебрегать предыдущей. Человек научающийся должен пройти предшествующие информационные технологии и научиться при необходимости применять их. Сегодняшний этап применения компьютера в школе, пожалуй, характеризуется тем, что ни у кого нет сомнений в его инструментальном смысле. Уже произошел переход от компьютера как экзотики к тому, что компьютер есть нечто аналогичное авторучке, он состоялся, и он общепризнан. Весь вопрос в том, как этим инструментом пользоваться и как его вписать в рамки школьного общения учителя и ученика. Отсюда возникают все варианты поиска дальнейших путей применения компьютера в школе.

– В определенные периоды возникают предположения, что новшество вытеснит то, что было прежде. С компьютером та же история?

– Да, существовала, можно так сказать, компьютерная эйфория, превратное представление о том, что компьютер может заменить учителя и может быть более успешным. Ни то, ни другое утверждение, как показала практика, не получило подтверждения жизнью. В любом случае и процесс обучения, и процесс воспитания ребенка всецело связаны с общением взрослого учителя и ребенка-ученика. Компьютер же занимает определенное место в системе этого общения: с одной стороны, он играет роль инструмента в таком общении, с другой стороны, он дает учащемуся информационную среду, где отрабатываются те или иные навыки.

– То есть должны быть установлены границы применения компьютера в учебном процессе?

– Возьмем любой круг задач, например, простые дроби из математики: пока ребенок не поймет смысла дробей и операций с простыми дробями, пытаться с помощью компьютера заменить живое общение вредно и опасно. Очень важно почувствовать тот момент, когда ребенку требуется практика применения полученных знаний. Вот тогда компьютер может дать неограниченное поле деятельности. И так, я думаю, происходит в любой школьной теме. Всегда нужно определить ту границу, до которой незаменимо живое общение. За этой границей начинается период включения в это общение современных информационных и коммуникационных технологий. Этот период заканчивается выходом в самостоятельное общение с интерактивной средой, с компьютером как инструментом для самостоятельной деятельности. Любая поспешность и недооценка этих обстоятельств, мне кажется, небезопасна для школьного образования. Еще один показательный пример – письмо. Мы знаем, что утрачено чистописание, что портится почерк детей, что мысли, изложенные пером на бумаге, уже не считаются чем-то значимым и важным, как это было сто лет назад. Но если мы перепрыгиваем этот рукописный этап и переходим к набору шрифта на компьютере, мы не делаем добра для ученика. Отсутствие навыков ручного письма и иных действий с материальными объектами может обернуться опасностью при столкновении с реальной жизнью, с реальными людьми.

– Каковы, на ваш взгляд, ключевые вопросы информатизации сейчас в Москве?

– Мне представляется, что ключевым вопросом развития информатизации в Москве становится телекоммуникационная инфраструктура. Например, в Москве есть дорожная сеть, кольцевые магистрали, проспекты, которые выходят из города, есть маленькие внутриквартальные улицы, есть дорожки, совсем незначительные с точки зрения габаритов, но важные для людей. Эти коммуникации находятся в ведении разных структур, но они составляют единую, общемосковскую основу коммуникации. По этим дорожкам где-то ходят мамы с колясками, ездят велосипедисты, по этим дорогам ездят быстрые, а где-то и очень тяжелые автомобили. Ни у кого не вызывает сомнения возможность проехать и пройти туда, куда нужно. Вот нечто подобное должно происходить и с телекоммуникационной сетью Москвы. Сегодня есть много владельцев оптоволокна, которые не всегда обеспечивают нужные коммуникации и достаточно сложно соединяются друг с другом. Возможна альтернатива – покрытие всего города широкополосными беспроводными сетями. Однако и это вопрос не сегодняшнего дня.

Поэтому, говоря о том, что компьютер повсеместно включен в повседневную деятельность человека, мы приходим к тому выводу, к которому пришли древние: «Строй дороги, люди будут ходить по ним, общаться и прославлять того, кто их построил».

– Как должны выстраиваться взаимоотношения системы московского образования с информационными зарубежными и отечественными гигантами информационной индустрии?

– Мне кажется, здесь идет процесс взросления. Какое-то время назад мы могли считать, что способны производить любую продукцию в области ИТ не хуже, чем на Западе. Сегодня понятно, что Intelовские, к примеру, процессоры или компьютеры Apple заняли свое место в информационных технологиях, и вряд ли стоит отказываться от этих технологических решений. Образовательные программные продукты сегодня надстраиваются над операционными системами Windows, Mac OS или над пробивающей себе дорогу Linux. Неразумно игнорировать эту реальность, создавая отечественные продукты для образования, отражая в них свое, российское содержание. Инструментальные средства столь же интернациональны и универсальны сегодня, как двигатели внутреннего сгорания или летательные аппараты.

С учетом всего этого мы и строим свой диалог с ведущими IT-компаниями. Недавно мы подписали соглашение с представителями корпорации Intel, которая активно продвигает проект «Одному ученику – один компьютер». Но Intel ведет серьезные работы и в области образования и телекоммуникаций. Это важно для нас. Готовится соглашение с корпорацией Microsoft, предлагают сотрудничество и другие компании. Я считаю, что это вполне естественно. Думаю, правильно, что мы не копируем смысловые решения, а пытаемся взять инструмент и научиться им пользоваться в рамках нашей образовательной системы.

– Означает ли подписание соглашений, что эти корпорации будут участвовать в разработке каких-то стратегических моментов развития московского образования?

– Я думаю, корпорации прежде всего заинтересованы в продажах, это понятно. Продать образованию Москвы то, что в школах Москвы не понимается и не принимается, очень сложно. Поэтому наши партнеры по соглашениям проявляют добрую волю в том, что они готовы стать рядом с московскими учителями и преподавателями вузов, которые занимаются подготовкой учителей, чтобы вместе оценить, что из предлагаемых проектов можно непосредственно использовать, а что нужно дорабатывать, чтобы это не вредило смыслам, традиции и многому другому. Здесь можно опереться на мнение вице-президента компании «Интел» Джона Дэйвиса. Он много поездил по миру со своими технологиями и на основе своего опыта подтверждает, что нет универсальных решений, что в каждой культуре, в каждой национальной традиции есть то свое, без чего быть успешным на рынке данной страны, государства невозможно. Этот подход нас устраивает. Российская, советская и опять российская школа, система образования и просвещения – очень авторитетная в мире социальная система. Мы продолжаем эти традиции.

– Получается, что корпорации готовы адаптировать свои продукты под определенную страну?

– И даже под конкретного учителя. Может, это покажется странным, но вот учитель входит в класс, где 20 или 30 лет назад у него были доска, мел, плакаты. При помощи этих нехитрых инструментов он выстраивал индивидуальный и неповторимый урок. Сегодня к этим инструментам добавляются компьютер, проектор, экран, различного рода датчики для экспериментов и многое другое. И учитель в этой среде, привлекая практически беспредельные информационные ресурсы, выступая в новом качестве штурмана и путеводителя по безграничному морю информации, также должен выстроить свой неповторимый урок.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте