search
main
0

Революция – стихийное бедствие. Тема «Социальные конфликты. Социальная реклама». 11-й класс

В ходе занятия учащиеся смогут: повторить такие понятия, как «класс», «сословия», «страты», «социальный конфликт», «толерантность», «компромисс»; сформировать представление о законных и незаконных способах решения социальных конфликтов; узнать о статьях Конституции РФ, регулирующих способы решения социальных конфликтов; развивать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, анализировать исторические факты и делать выводы; тренировать навыки моделирования предлагаемых ситуаций и находить законные способы выхода из конфликтной ситуации.

I этап. Мотивация

Прочитайте приведенные ниже истории. Ответьте на вопросы:

1. К каким социальным группам принадлежат конфликтующие стороны?

2. Какие способы выбирают для защиты своих прав участники конфликта?

3. К какому типу конфликтов относятся ситуации, изложенные ниже?

1. Родители запретили Ивановой Е. носить короткую юбку и ходить накрашенной в школу, так как считали, что это неприлично и безвкусно. Е. ушла из дома в знак протеста.

2. Ставцев И. после получения заработной платы остался с друзьями, сильно выпил и, вернувшись домой, избил свою жену. Утром Ставцева М. решила подать заявление на развод.

3. Правительство РФ решило отменить социальные льготы, против «монетизации льгот» активно выступили пенсионеры во многих городах РФ, были организованы митинги в знак протеста.

4. В современной России все больше женщин оказывается за рулем автомобиля, многие водители-мужчины относятся к этому крайне отрицательно, так как считают, что понятия «водитель» и «женщина» не совместимы. Но по статистике количество женщин-водителей неуклонно растет.

5. Города в настоящее время оказываются условно поделенными на богатые и бедные районы. Расслоение общества происходит значительно быстрее, чем растут доходы среднего жителя России. Параллельно расслоению растет недовольство этой ситуацией. На фоне этого остается актуальным лозунг «Экспроприация экспроприированного».

II этап. Целеполагание, определение ожидаемых результатов

Привести примеры социальных конфликтов, происходивших в разных странах, в разные исторические эпохи.

Определить типичные причины и оценить результаты решения социальных проблем путем принятия крайних мер.

Определить законные и незаконные способы решения социальных конфликтов.

Моделировать ситуации возможных социальных конфликтов и выработать правила поведения в конфликтных ситуациях посредством социальной рекламы.

III этап. Предоставление необходимой информации

Информация может быть предоставлена несколькими способами:

1-й способ. В виде компьютерной презентации, составить которую можно с помощью программы Microsoft Power Point по теме «История социальных конфликтов и современность. Мы пойдем другим путем?».

2-й способ. Предложить учащимся выполнить накануне урока мини-исследование по темам «История социальных конфликтов», «Социальные конфликты в современное время».

3-й способ. Предложить учащимся проанализировать высказывания известных людей.

Для эффективной работы необходимо сделать следующее:

1. Разделите учащихся на 3 группы. Перед этим необходимо выяснить, кто из аудитории поддерживает следующие мнения:

«считаю, что в конфликте нужно до конца отстаивать собственные интересы, используя даже крайние меры борьбы» (1-я группа);

«считаю, что в любом конфликте важен компромисс» (2-я группа);

«трудно определить позицию» (3-я группа).

2. Задание для групп 1, 2 (приложение №2).

Отберите высказывания, которые подтверждают вашу точку зрения. Подтвердите ее собственными аргументами.

«Когда все остальные права попраны, право на восстание остается бесспорным». Томас Пейн (1737-1809), американский политический деятель.

«Борьба – вот радость жизни». Л.Андреев (1871-1919), русский писатель.

«И насекомых рой кусает, защищая свои права на жизнь». Дж.Гордон Байрон (1788-1824), английский поэт-романтик.

«Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба». В.Белинский (1811-1848), русский литературный критик, публицист, революционный демократ и философ.

«Народу кажется, что он свободен в революциях, это – страшный самообман. Он – раб темных стихий… В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы…»

«Революция случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение».

«Самодержавие народа – это самое страшное самодержавие, ибо в нем зависит человек от непросветленного количества, от темных инстинктов масс». Н.Бердяев (1874-1948), русский философ.

«Не благодаря терпению, а благодаря нетерпению народы добиваются свободы». Л.Берне (1786-1837), немецкий публицист и литературный критик.

Задание для группы 3 (приложение №3)

Вспомните примеры крупных социальных конфликтов, которые были в истории нашей страны или в истории других стран. Какие способы борьбы за свои права использовались? Каковы были результаты?

Обсудите новый материал, для чего задайте следующие вопросы:

Как можно бороться за свои права законными способами?

Можно представить ответы на этот вопрос в виде схемы, которую следует записать на доске, для более полного ответа на данный вопрос используйте Конституцию РФ (ст. 30, 31, 32, 33). Приложение №5.

Сравните, какие существуют законные способы борьбы за свои права и выходы из конфликтных ситуаций в других странах (например, США), найдите сходства и отличия. Приложение №5.

IV этап. Интерактивное упражнение «Социальная реклама» (приложение №4)

1. Для того чтобы выполнить это задание, разделите класс на 3-4 группы в зависимости от количества учащихся.

2. Проведите инструктаж и напомните правила работы в группе.

3. Определите общее задание – создание «ролика», рекламирующего законные и мирные способы решения социальных конфликтов между различными социальными группами.

4. Распределите задания для каждой группы и определите время для его выполнения. Группы свое задание для остальных не озвучивают!

группа №1

Социальная реклама посвящена конфликту «взрослые – дети».

Подробное задание см. в приложении №2.

группа №2

Социальная реклама посвящена конфликту «богатые – бедные».

группа №3

Социальная реклама посвящена конфликту «власть – общество».

Подробное задание см. в приложении №1.

группа №4

Социальная реклама посвящена конфликту «мужчина – женщина».

Презентация выполненных заданий

Остальные участники должны после каждой рекламы ответить на следующие вопросы:

1. Какому социальному конфликту посвящена представленная социальная реклама?

2. Какие законные способы или правила преодоления конфликта были названы в представленной рекламе?

VI этап. Подведение итогов. Рефлексия

Предложите в качестве подведения итогов написать учащимся синквейн по теме урока «Социальный конфликт. Социальная реклама».

Например,

Конфликт

Бушует, разрушает

Яростный, бескомпромиссный, незаконный,

Это путь, ведущий в никуда!

Учимся договариваться!!!

Приложение №1

Задание для групп 2, 3.

Приложение №2

Задание для группы №3

Вспомните примеры, крупных социальных конфликтов, которые были в истории нашей страны или в истории других стран. Какие способы борьбы за свои права использовались? Каковы были результаты?

Приложение №3

Задание для группы №1

Придумайте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «взрослые – дети».

Для выполнения этого задания необходимо:

1. Придумать сюжет рекламы, он может отражать пример конфликтной ситуации.

2. Определить главную мысль, идею, которую вы хотите высказать, как авторы социальной рекламы, тем самым обратить внимание на мирные, законные способы решения конфликтов. Эта идея-модель может быть в виде девиза-вывода в конце сюжета.

Задание для группы №2

Придумайте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «богатые – бедные».

2. Определить главную мысль, идею, которую вы хотите высказать как авторы социальной рекламы, тем самым обратить внимание на мирные, законные способы решения конфликтов. Эта идея-модель может быть в виде девиза-вывода в конце сюжета.

Придумайте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «власть – общество».

Задание для группы №4

Придумайте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «мужчина – женщина».

Приложение №4

1. Прочитайте предложенные для сравнительного анализа выдержки из Конституций РФ и США, найдите сходства и отличия в отношении законных и незаконных способов решения социальных конфликтов.

Из Конституции РФ

Ст. 13 (п. 5):

«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».

Ст. 29 (п.1, 2):

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Ст. 30 (п.1):

«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

Ст. 31:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Ст. 32 (п.2):

«Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Ст. 33:

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

Из Конституции США

Раздел 4:

«Время, место и порядок проведения выборов сенаторов и представителей устанавливается в каждом штате законодательным собранием оного, но конгресс может в любое время своим законом установить или изменить правила выборов…»

Раздел 8:

«Конгресс имеет право:

– предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов Союза, подавления мятежей и отражения вторжений…»

Раздел 9:

«Соединенные Штаты Америки не жалуют никаких дворянских титулов; ни одно лицо, занимающее какую-нибудь приносящую доход или официальную должность на службе Соединенных Штатов, не должно без согласия конгресса принимать какие-либо подношения, вознаграждения, должность или титул любого рода…»

Поправка I:

«Конгресс не должен издавать ни одного закона… ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».

Светлана ВЕТРОВА, учитель истории, обществознания и права, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте