search
main
0

Революция сознания

Свобода выбора всегда остается за человеком

50 лет назад, в 1972 году, СССР и США решили положить конец вражде и угрозе ядерной войны. Но мир, к сожалению, так и не наступил.

Мог ли Андрей САХАРОВ изменить что-то в судьбе нашего государства?
Фото с сайта culture.ru

Имя одного из ключевых участников тех общественно-политических событий, академика Андрея Сахарова (которому в конце мая исполнился бы 101 год), в отличие от многих его современников в наши дни вспоминают так же часто, как и более тридцати лет назад, когда он еще был жив и занимался научной и общественной деятельностью. Уж слишком велик был масштаб его личности и слишком уникальна его биография.

Сахаров принадлежал к научной элите страны. Являясь одним из создателей водородной бомбы, он тем не менее начал активно выступать против ее применения (за что в 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира), а заодно и против тоталитарной власти, в защиту прав человека, практически возглавив диссидентское движение в СССР. «Я не на верхнем этаже. Я рядом с верхним этажом – по ту сторону окна», – как-то пошутил Андрей Дмитриевич. Эти слова вошли в название новой книги Бориса Альтшулера «Сахаров и власть. «По ту сторону окна». Уроки на настоящее и будущее» (М. : Омега-Л, 2021).

Автор книги – сам известный физик, правозащитник, сын физика-ядерщика Льва Альтшулера. Борис Львович был знаком с Сахаровым более двадцати лет, можно сказать, являлся его младшим товарищем и в плане общих научных интересов, и в плане идеологической преемственности. «Революции в представлениях о реальности знаменуются приходом гения, идеи которого меняют всю систему общепринятых понятий и, как правило, первоначально не принимаются либо даже встречаются в штыки, – пишет Альтшулер. – Сахаров совершал такие «революции сознания» постоянно, причем добивался трансформации не только сознания, но и самой реальности. В этом и состоит «чудо Сахарова».

Андрей Дмитриевич мог спокойно жить, обласканный властью, работать над советскими атомными проектами и не обращать внимания на другие стороны жизни, так поступали многие его коллеги. Но он предпочел иной путь. Путь борьбы за свободу, за справедливость, за мир без войн. Причем это не было голословными лозунгами. Он действительно боролся. За права политзаключенных, членов Московской Хельсинкской группы, за вывод войск из Афганистана…

В книгу органично вплетаются воспоминания самого академика, его жены и друзей, автора Бориса Альтшулера… Благодаря им перед нами предстает вся жизнь этого великого человека буквально от рождения до смерти. И наряду с этим история советского диссидентства. Не стоит думать, что при Брежневе или Андропове, например, с инакомыслящими обращались гораздо мягче, чем при Сталине. Тех, кто осмеливался открыто критиковать власть, отправляли в психиатрические лечебницы, их арестовывали, выносили смертные приговоры и даже убивали, представив преступление как несчастный случай.

Сахаров и его семья в полной мере испытали на себе все «прелести» гонений со стороны властей. За ними постоянно следили сотрудники КГБ, проникали к ним в квартиру в отсутствие хозяев, крали и портили вещи, рукописи… Им отключили телефон. Могли запретить куда-то поехать или пойти, не пускали к ним гостей, чтобы не допустить «нежелательных контактов». Однажды выключили из розетки холодильник, и в нем испортились продукты.

Ни Андрей Дмитриевич, ни его жена Елена Георгиевна Боннэр не были арестованы (видимо, из-за шумихи, которую могли поднять на Западе), но им пришлось пережить и унизительную ссылку в Горький, сопровождавшуюся лишением Сахарова всех государственных наград, и ряд голодовок, одна из которых состоялась в защиту их невестки Лизы Алексеевой, власти никак не хотели выпускать ее за границу к мужу, который уже там находился. А сколько усилий пришлось потратить, чтобы Елене Боннэр разрешили сделать за рубежом операции на глазах и сердце!

Андрей Сахаров верил в то, что на базе социализма можно построить открытое демократическое общество, которое не будет находиться в состоянии конфликта с другими общественными системами, принципами которого станут добро и ненасилие. Увы, чаще всего его предложения игнорировались, так как подрывали сами устои тогдашнего общественного устройства. Но даже мелкие победы вызывали чувство радости.

Сложно избежать пафоса, но жизнь Андрея Дмитриевича Сахарова являлась каждодневным подвигом. В условиях слежки и ограничений продолжать заниматься научной, общественной и правозащитной деятельностью, кому-то помогать, искать контакты… В книге несколько раз упоминается о случаях, когда сотрудники КГБ крали или иным образом изымали у академика и его жены рукописи, над которыми Андрей Дмитриевич трудился много месяцев. И ему приходилось писать новый вариант…

Несмотря на многочисленные испытания, проблемы со здоровьем, Сахаров и Боннэр не были морально сломлены. И, казалось бы, с эпохой перестройки их мытарства должны были закончиться, все должно было встать на свои места… Но хеппи-энда в книге нет. Да, пришедший в 1985 году к власти Михаил Горбачев вспомнил о Сахарове, распорядился вернуть того из ссылки, стал прислушиваться к его предложениям… Однако политические и экономические меры, предпринятые новым советским лидером, оказались половинчатыми. Не случилось радикальной реформы власти, в стране не произошло подлинных демократических изменений, зато углубились кризисные явления, и это не могло не разочаровывать академика, который не постеснялся в очередной раз открыто выразить свое мнение.

Он ушел из жизни в декабре 1989 года. Оставалось еще два года до распада Советского Союза, до рыночных реформ. Как бы отреагировал на них Андрей Дмитриевич? Мог ли он что-то изменить в судьбе нашего государства? Ответим его же словами: «В судьбу как рок я не верю. Я считаю, что будущее непредсказуемо и не определено, оно творится всеми нами шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком. Поэтому и велика роль личности, которую судьба поставила у каких-то ключевых точек истории…»

Политики приходят и уходят. Но такие, как академик Андрей Сахаров, рождаются, возможно, раз в столетие. Люди, которые не идут в ногу с обществом. Которые умеют смотреть «по ту сторону окна». Для которых главное – не собственное благополучие или стабильность системы, а человек, человеческое во всем…

Актуальной ли будет выглядеть книга Альтшулера сегодня? Современный мир, на мой взгляд, куда сложнее, многополярнее и даже страшнее, чем тот, в котором довелось жить академику Сахарову. В нем не так-то просто разобраться, где добро, а где зло, чтобы занять однозначно «правильную» сторону. В нем слишком быстро меняются тренды и приоритеты. Но, может, самое время вспомнить слова Сахарова: «Я согласен, что подъем общества возможен только на нравственной основе. Я верю, что в народе всегда сохраняются нравственные силы».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте