search
main
0

Революционная ситуация… в семье. Тема «Конфликт родителей и детей неизбежен»

Формат: игра «Дебаты» по К.Поперу. Проблема: учащиеся 13-14 лет, находящиеся в подростковом возрасте, часто вступают в конфликты с родителями. Родители обращаются за помощью к классному руководителю. Оборудование: компьютер, проектор, столы и стулья, часы.

Ход собрания Учитель: Все родители сталкиваются с ситуациями, когда ни конфронтации, ни изменения в окружающей обстановке не способны изменить поведение ребенка. Он продолжает противоречить родителям. Во взаимоотношениях между родителями и детьми такие ситуации неизбежны, поскольку ребенку «необходимо» вести себя определенным образом, даже если ему дали понять, что его поведение противоречит интересам родителя. Конфликт начинается с несущественных различий во мнениях и перерастает в настоящее сражение. Эта проблема во взаимоотношениях не принадлежит исключительно ребенку или родителю. В нее вовлечены оба, так как задеты интересы той и другой стороны. Конфликт – это момент истины во взаимоотношениях, проверка их на прочность; это кризис, которому суждено либо ослабить, либо укрепить их; это событие, которое может повлечь за собой длительные обиды, тлеющую враждебность, психологические шрамы. Конфликты могут оттолкнуть людей друг от друга, а могут и соединить их в более тесном и близком союзе; они могут приводить как к вооруженному противостоянию, так и к более глубокому взаимному пониманию. Когда сосуществуют любые два человека (или группы людей), конфликты неизбежны, так как все люди разные, думают по-разному, имеют разные потребности и испытывают разные желания, предметы которых не всегда совпадают. Поэтому конфликт вовсе не обязательно рассматривать как нечто плохое – он существует как реальность любых взаимоотношений. Более того, взаимоотношения без явного конфликта могут быть гораздо более нездоровыми, чем те, в которых конфликты происходят часто.Подростковый возраст – время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Он очень бурный, протекает с внешними и внутренними кризисами и конфликтами. Часто семья вступает в период семейной лихорадки. Начинается психологическое отделение подростка от родителей, противопоставление им. Подросток может быть грубым, резким, критиком родителей и других взрослых. Это как бы плата родителей за свою позицию. Незамеченное нечто в ребенке низвергает с пьедестала непогрешимость родительского авторитета, отражает все в кривом зеркале. Подростку нужен не моралист, а друг-учитель, человек, который сможет понять переживания юной души и не осудить, а помочь разобраться. Подростковый возраст часто выявляет неготовность родителей принять своего ребенка всерьез как человека, имеющего свои взгляды и  мнения. Мы говорим: «Я его понимаю, а он меня нет». Но это первое заблуждение. Мы его не понимаем. Мы ждем извинений за обидные слова, мы не можем признать, что мы не поняли, погорячились, наговорили лишнего и обидели его. В ответ же мы чаще говорим или кричим: «Как ты можешь?!» Назревает конфликт. Но как его охарактеризовать? Кто все же конфликтует: дети с родителями или родители с детьми? Этот вопрос каждый должен решить для себя однозначно. Но лучшим решением было бы обоюдное признание своей горячности в данный момент. Ведь пламя разгорается от искры, а чем больше искр, тем быстрее оно вспыхнет.Актуализация темы: родителям предлагается заполнить анкету.Анкета для родителей1. Считаете ли вы необходимым поднимать проблему конфликтов на родительском собрании? 2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье? 3. Как вы их разрешаете? 4. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов? 5. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью? Команды учащихся 7-го «А» и 7-го «Б» подготовили  игру «Дебаты» по теме  «Конфликт детей и родителей неизбежен». Ведущий объявляет тему игры, представляет участников, озвучивает регламент, знакомит с правилами:- команды утверждения и отрицания заявляют свой кейс понятий, аспектов, аргументов за определенное время;- тайм-кипер следит за регламентом выступлений;- спикеры имеют право задавать вопросы по установленной схеме.В процессе дебатов спикеры проводят выступления в соответствии с планом, приведенным в таблице (таблица опубликована на сайте «Учительской газеты», см. прим. ред.). Начинает спикер У1, заканчивает  спикер О3.Команда 7-го «Б» играет утверждение.Команда 7-го «А» играет отрицание.Аргументы команды утверждения1. Разный возраст, разные идеалыРодители всегда стремятся навязать  ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соответствует их принципам и идеалам, но такая политика редко приводит  к желаемому результату.2. Разные целиКризис независимости. Подростки отстаивают свою свободу и индивидуальность, им хочется самим познавать мир, учиться на своих ошибках. Родители же пытаются защитить детей, уберечь от неприятностей, тем самым ограничивают свободу.3. Разная  среда общенияВедущая деятельность подросткового периода – общение со сверстниками. Компания сверстников становится той группой, мнение которой особенно важно, в отношениях с которой формируются система ценностей, группа – своеобразная система отсчета для оценки поступков себя и других.Аргументы команды отрицания1. Конфликтов можно избежать заранееБольшинство родителей рассматривают конфликты как нечто такое, чего надо избегать любой ценой, будь то конфликт между ними самими или между родителями и детьми.2. Альтернатива – беспроигрышный метод разрешения конфликтовАльтернатива – это возможный вариант разрешения конфликтов. Нужно научиться находить альтернативы, не случайно мы живем в мире постоянных компромиссов и переговоров.Во время выступления команд на доске появляются термины, которые используются в ходе игры:Конфликт – это ситуация противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутренний конфликт).Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов пусть даже в ущерб  окружающим людям.Сотрудничество – поиск такого варианта поведения, который позволит максимально удовлетворить интересы обеих сторон. Поиск общих интересов.Компромисс – выбор промежуточного варианта, при котором каждый из участников в чем-то выигрывает, но что-то и теряет. Удовлетворяются, хотя и не полностью, интересы обоих участников.Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу другого.   Позиция жертвы.Избегание – уход из конфликтной ситуации без попытки ее решения. Это ситуация неопределенности: в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут быть и не удовлетворены.После выступления команд в ходе беседы совместно с родителями вырабатывается алгоритм действий в конфликтной ситуации.                                          Алгоритм действия в конфликтной ситуацииВыделить суть проблемы. Увидеть ее со стороны. Поставить себя на место другого человека.Найти конструктивное решение проблемы.По окончании работы родителям раздаются памятки. Памятка для родителейУважаемые родители!Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат вы хотите получить. 2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен. 3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека. 4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты. 5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте. 6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента. 7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, для того чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием. 8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя. 9. Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента. 10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей? 1. Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться. 2. Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее. 3. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. 4. Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте ребенка. 5. Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем. 6. Не забывайте слова И.В.Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках». На этапе рефлексии заполняется оценочная анкета, в которой родителям предлагается высказать свое отношение и к теме собрания, и к форме его проведения.Прим. ред. Схема выступлений в игре «Дебаты» и две презентации к собранию опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/881​Татьяна МАРТЬЯНОВА, учитель географии, Светлана КУЗМИЧ, учитель физики, гимназия «Исток» Великого Новгорода, победители XIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте