search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО
0

Ресурсы развития современного урока

Надежда ШАРАЙ, директор гимназии №1504, доктор педагогических наук, профессор:

– Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе – это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителями, управленцами и методистами. Каковы же те из них, что напрямую связаны с содержанием и организацией образовательного процесса и могут быть решены путем преодоления многих управленческих и учительских стереотипов за счет реализации новых дидактических подходов и ресурсов?

Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков (учебных занятий) в школе. Среди них:

увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;

слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;

слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;

недооценка специального продумывания задач урока;

шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;

перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;

недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;

бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;

слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;

увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;

слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;

односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);

пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.

Анализ нынешней социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует, в частности, о том, что урок оторван в основе своей от реальной жизни. В то время как школьники могли бы больше взаимодействовать со многими социальными институтами общества, решая те или иные учебные задачи.

Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.

Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелое и ресурсообеспеченное применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

Ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Для реализации кратковременных и среднесрочных программ, рассчитанных на год или несколько лет, необходимо определить перечень ресурсов. Анализ программ развития показывает, что администрация педагогических коллективов школ не учитывает имеющиеся ресурсы и не планирует опережающий ресурс.

Опережающий ресурс в стратегическом смысле – это потенциал и возможности внешней среды и собственно системы, рассчитанные на длительную перспективу. Опережающий ресурс в тактическом смысле охватывает зону непосредственной деятельности в ближайшей перспективе.

В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок – синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.

В традиционном уроке практически не реализуется прогностическая функция. Это явно просматривается на примере развития знаний и умений (компетенций) при рассмотрении вызовов века (глобальных тенденций).

П.Третьяков и Т. Чекмарева считают, что информационный вызов предполагает развитие знаний и умений учащихся об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией.

Технологический вызов предполагает изучение в каждом предмете новейших технологий и значения их в процессе жизни человека.

Экологический вызов предполагает не просто изучение основ экологии, а прежде всего формирование экологического сознания, экологической культуры во всех дисциплинах школы.

Динамический вызов предполагает изучение основных глобальных процессов и их влияния на развитие человеческой цивилизации, отставания человеческого сознания от оценки опасности тех или иных явлений (терроризм, глобальное потепление, наркомания и др.).

Нравственный вызов предполагает усиление внимания учителей к работе с различными источниками деморализации детей (кино, телевидение, клубы).

Мировоззренческий вызов предполагает усиление внимания учителей на уроке к вопросам миропонимания, множественности каналов познания.

Современное учебное занятие должно учитывать влияние всех вызовов на формирование сознания человека и оценку смыслов, ценностей, миропонимания. Это важный ресурс в развитии современного урока.

Для развития личностно ориентированного образовательного процесса необходима соответствующая лексика: «язык и речь педагога», выбор, ситуация успеха: не боясь высказать свою точку зрения, не боясь ошибиться, осмысливают свой прежний опыт, смена позиций, самооценка, осмысление своей деятельности, субъектный опыт, личностно значимое содержание, личностно значимая проблема, ситуация неуспеха, урок-открытие, сотрудничество в диалоге, ценности, индивидуальное сознание, деятельностное содержание образования, ученик – творец знания, образовательный продукт ученика, ситуация общения, ситуация затруднения, безотметочное обучение. Ясно, что эта лексика не подходит для описания традиционного урока.

Все проектируемые ситуации – это способы: ресурсы актуализации и реализации потребностей учащихся. Они не только обеспечивают их мотивацию на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

А теперь задумаемся над тем, отличается ли урок сегодняшний от урока вчерашнего? К большому сожалению, практически нет. В большинстве случаев те же вербальная передача знаний, пассивное восприятие учебного материала учениками.

Отмечу, и сегодня, и в ближайшем будущем урок останется основной формой процесса обучения. Модернизация урока должна идти в направлении увеличения внимания к ребенку, технологизации урока, развития человеческого потенциала ученика как здоровьеразвивающего и интеллектуального, так и психологического и нравственного.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте