Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ресурсы развития современного урока

УГ - Москва, №7 от 23 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Надежда ШАРАЙ, директор гимназии №1504, доктор педагогических наук, профессор:

– Модернизация образовательного процесса, урока в современной школе – это объективная тенденция, которая все более активно проявляет себя в школьной практике. Ее объективность обусловлена множеством проблем, которые реально существуют и осознаются как учителями, так и учащимися и их родителями, управленцами и методистами. Каковы же те из них, что напрямую связаны с содержанием и организацией образовательного процесса и могут быть решены путем преодоления многих управленческих и учительских стереотипов за счет реализации новых дидактических подходов и ресурсов?

Многочисленные исследования традиционной системы обучения выявили недостатки, сложившиеся в практике проведения уроков (учебных занятий) в школе. Среди них:

увлечение планированием урока без достаточной связи с другими;

слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие;

слабое знание личности школьника и классных коллективов; уроки-близнецы в разных классах;

недооценка специального продумывания задач урока;

шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и, как следствие, преувеличение роли опроса;

перегруженность содержания учебного материала, необоснованное стремление отойти от учебника;

недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования;

бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия;

слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;

увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны;

слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке;

односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественно дифференциация объема и степени сложности);

пассивная позиция части школьников в учебном процессе;

бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и др.

Анализ нынешней социокультурной ситуации в нашей стране свидетельствует, в частности, о том, что урок оторван в основе своей от реальной жизни. В то время как школьники могли бы больше взаимодействовать со многими социальными институтами общества, решая те или иные учебные задачи.

Традиционное обучение ориентируется в основном на усвоение учащимися требований учебных программ, знаний из учебников. Ученик при этом оказывается ведомым, работает по заданиям учителя, часто выполняет действия, которые опережают появление у них понимания цели этих действий. При этом в классе редко создаются условия для «выращивания» умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать результаты деятельности и сам процесс.

Все эти факторы обусловливают необходимость владения выпускниками школ новыми (их называют универсальными) компетенциями или способностями: оргдеятельностными, интеллектуальными, коммуникативными и информационными, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире.

Я назвала лишь несколько важных учительских и школьных проблем. Их преодолению, как показывает инновационная практика, помогает умелое и ресурсообеспеченное применение в учебно-воспитательном процессе современных образовательных технологий. В современный период ведется активный поиск ресурсов развития современного урока.

Ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Для реализации кратковременных и среднесрочных программ, рассчитанных на год или несколько лет, необходимо определить перечень ресурсов. Анализ программ развития показывает, что администрация педагогических коллективов школ не учитывает имеющиеся ресурсы и не планирует опережающий ресурс.

Опережающий ресурс в стратегическом смысле – это потенциал и возможности внешней среды и собственно системы, рассчитанные на длительную перспективу. Опережающий ресурс в тактическом смысле охватывает зону непосредственной деятельности в ближайшей перспективе.

В настоящий период идет полемика в отношении ресурсов развития урока. Среди таких ресурсов обсуждается ресурс образовательных технологий. Так, В.Лизинский в своей работе «Ресурсный подход в управлении развитием школы» отмечает, что «образовательные технологии имеют свои положительные и не очень особенности». Так, образовательные технологии игнорируют воспитательную функцию по определению; образовательные технологии не учитывают индивидуальное состояние ребенка, его мучения, страдания, переживания, недомогания. Для них ребенок – синоним ученика, ученик обязан учиться, значит, знать, выполнять, соответствовать. К сожалению, большинство авторов, агрессивно внедряющих свои технологии в учебный процесс, приравнивают ученика к техническому средству, подопытному существу, которое обязано выполнять предписания в нужное время, в нужном месте, в соответствии с запланированными результатами.

В традиционном уроке практически не реализуется прогностическая функция. Это явно просматривается на примере развития знаний и умений (компетенций) при рассмотрении вызовов века (глобальных тенденций).

П.Третьяков и Т. Чекмарева считают, что информационный вызов предполагает развитие знаний и умений учащихся об использовании компьютерных технологий, культуры работы с информацией.

Технологический вызов предполагает изучение в каждом предмете новейших технологий и значения их в процессе жизни человека.

Экологический вызов предполагает не просто изучение основ экологии, а прежде всего формирование экологического сознания, экологической культуры во всех дисциплинах школы.

Динамический вызов предполагает изучение основных глобальных процессов и их влияния на развитие человеческой цивилизации, отставания человеческого сознания от оценки опасности тех или иных явлений (терроризм, глобальное потепление, наркомания и др.).

Нравственный вызов предполагает усиление внимания учителей к работе с различными источниками деморализации детей (кино, телевидение, клубы).

Мировоззренческий вызов предполагает усиление внимания учителей на уроке к вопросам миропонимания, множественности каналов познания.

Современное учебное занятие должно учитывать влияние всех вызовов на формирование сознания человека и оценку смыслов, ценностей, миропонимания. Это важный ресурс в развитии современного урока.

Для развития личностно ориентированного образовательного процесса необходима соответствующая лексика: «язык и речь педагога», выбор, ситуация успеха: не боясь высказать свою точку зрения, не боясь ошибиться, осмысливают свой прежний опыт, смена позиций, самооценка, осмысление своей деятельности, субъектный опыт, личностно значимое содержание, личностно значимая проблема, ситуация неуспеха, урок-открытие, сотрудничество в диалоге, ценности, индивидуальное сознание, деятельностное содержание образования, ученик – творец знания, образовательный продукт ученика, ситуация общения, ситуация затруднения, безотметочное обучение. Ясно, что эта лексика не подходит для описания традиционного урока.

Все проектируемые ситуации – это способы: ресурсы актуализации и реализации потребностей учащихся. Они не только обеспечивают их мотивацию на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

А теперь задумаемся над тем, отличается ли урок сегодняшний от урока вчерашнего? К большому сожалению, практически нет. В большинстве случаев те же вербальная передача знаний, пассивное восприятие учебного материала учениками.

Отмечу, и сегодня, и в ближайшем будущем урок останется основной формой процесса обучения. Модернизация урока должна идти в направлении увеличения внимания к ребенку, технологизации урока, развития человеческого потенциала ученика как здоровьеразвивающего и интеллектуального, так и психологического и нравственного.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту