search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду

Ресурсы есть – нужно грамотно их использовать

С января 2008 года Департамент образования города Москвы совместно с ЮНЕСКО реализует пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы», который предусматривает расширение и совершенствование воспитания, образования и развития детей младшего возраста.

Для этого были созданы 16 городских образовательных ресурсных центров, которые призваны аккумулировать лучший педагогический опыт дошкольных образовательных учреждений Москвы: «Московская семья – компетентные родители», «Мы и природа», «Всё лучшее детям», «Диалог языков и культур», «В таланты с малых лет» и другие. Департамент образования разработал Положение о сетевом взаимодействии между дошкольными образовательными учреждениями города Москвы №2/35-1 от 23.05.2010 г., которое определяет уровни сетевого взаимодействия ресурсных центров и дошкольных образовательных учреждений города Москвы.Основная цель сетевого взаимодействия – повышение качества дошкольного образования через доступность и открытость результатов работы ресурсных центров и дошкольных учреждений, входящих в сеть. Сеть, развиваясь, становится организационной структурой, которая объединяет творческих, активных людей для работы в интересах развития столичного образования. Успешное сетевое взаимодействие предполагает введение в сеть новых запросов (новых проектов, новых форм работы, новых людей, неформально вовлеченных в широкий круг педагогической деятельности). Участником сетевого взаимодействия может быть любое дошкольное образовательное учреждение, предъявляющее свои результаты на открытое обсуждение (интернет-конференции, научно-практические конференции, семинары, выставки).В положении определены три уровня сетевого взаимодействия.Первый уровень – «Уровень прямого управления».К этому уровню относятся ресурсные центры и дошкольные образовательные учреждения городской экспериментальной площадки «Московское образование: от младенчества до школы», которые создают сетевое взаимодействие ресурсных центров и ДОУ, входящих в состав экспериментальной площадки; банк данных передового опыта ДОУ Москвы по направлениям работы ресурсных центров; организационно-методическое сопровождение инноваций, направленных на повышение качества дошкольного образования. Дошкольные образовательные учреждения первого уровня напрямую взаимодействуют с Департаментом образования; окружными управлениями образования и окружными методическими центрами; научно-исследовательскими центрами и лабораториями; высшими педагогическими учебными заведениями; дошкольными образовательными учреждениями города. Второй уровень – «Уровень прямого контакта».Для стимулирования участия большего количества дошкольных учреждений в реализации проектов Южное окружное управление образования и методическая служба округа в 2008-2009 учебном году открыли 14 окружных ресурсных центров. Ими стали лучшие дошкольные учреждения, в которых созданы необходимые условия, накоплен или разрабатывается интересный опыт работы. К окружным ресурсным центрам в сетевое взаимодействие вошли детские сады, которых заинтересовала та или иная проблема, касающаяся воспитания и развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Так были созданы проектно-творческие группы Южного округа, которые занимаются созданием и организацией работы локального сетевого взаимодействия ДОУ Южного округа; организацией взаимодействия с ДОУ, включенными в «Уровень информационного взаимодействия»; трансляцией опыта работы ресурсных центров дошкольным образовательным учреждениям Южного округа; представлением лучшего опыта работы ДОУ Южного округа в городских ресурсных центрах.Третий уровень – «Уровень информационного взаимодействия».К этому уровню относятся детские сады, которые не включены в проектно-творческие группы и сетевое взаимодействие в округе, в том числе ДОУ с низким рейтингом у населения. Учреждения «Уровня информационного взаимодействия» изучают и внедряют опыт работы детских садов первого и второго уровней; проводят самоанализ деятельности дошкольного учреждения, что способствует повышению качества дошкольного образования в детском саду. Проблемы, поднятые ЮНЕСКО и рассматриваемые в ресурсных центрах, важны и актуальны в современном мире. Приоритетом политики Правительства Москвы в сфере дошкольного образования и одной из приоритетных задач государственной программы «Столичное образование-6» стало расширение взаимодействия с семьями и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования так конкретизируют требования к взаимодействию образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников:    Воспитатели и педагог-психолог находятся в постоянном контакте с родителями (законными представителями) воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.    Педагогические и медицинские работники консультируют родителей (законных представителей) по всем вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.     Педагоги организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка (в том числе ребенка с ограниченными возможностями здоровья) и совместную деятельность детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Несмотря на повышенное внимание государства и интерес науки к педагогическому образованию родителей, реальная практика организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи не получила еще своего полного развития в современных условиях.Исследователи объясняют это недооценкой педагогами роли родителей в воспитании детей (Н.Корниенко); стихийностью организации сотрудничества с семьей, отсутствием у педагогов умений планировать и выстраивать процесс взаимодействия с родителями (В.Дуброва), отсутствием программности, структурности содержания (Е.Арнаутова).Изучение запросов и потребностей родителей показывает, что возрастают требования родителей к разнообразию образовательных услуг, оказываемых в дошкольном учреждении, родители заинтересованы в вариативных формах работы детских садов, качественном образовании, принятии управленческих решений. Однако вместе с этим наблюдается снижение мотивации родителей к повышению собственной педагогической культуры, отмечается недостаточный уровень компетентности родителей в воспитании детей. Исследования показывают, что основной причиной этого можно считать не только пассивность и отсутствие времени у взрослых, но и недостаточно эффективную работу дошкольного образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению родителей.Не секрет, что часто взаимодействие с семьей осуществляется в рамках просвещения, основывается на монологических формах общения с семьей, а педагоги испытывают серьезные трудности в налаживании контактов с родителями. НИИ «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца (Е.Арнаутова) разработана городская программа «Московская семья – компетентные родители». В содержании этой программы раскрываются проблемы московской семьи, анализ взаимодействия ДОУ и родителей, современный взгляд на понятие «компетентное родительство».Основные цели программы заключаются в объединении научно-культурных, научно-образовательных и педагогических ресурсов, сосредоточенных в столице, для комплексного обеспечения разносторонней поддержки социокультурного и воспитательного потенциала московской семьи на всех стадиях ее формирования и жизнедеятельности; в актуализации в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения семейных воспитателей духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.Задачи программы – совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи, внедрить эффективные технологии сотрудничества с родителями в практику социально-делового и психолого-педагогического партнерства, повысить эффективность профилактики и предупреждения семейного неблагополучия детей раннего и дошкольного возраста, совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации педагогических, психологических кадров. Создание и внедрение городской программы значительно активизировало деятельность дошкольных учреждений Южного округа в сотрудничестве с семьями воспитанников.Для развития сетевого партнерства дошкольных образовательных учреждений пилотного проекта «Московское образование: от младенчества до школы» в дальнейшем развитии программы «Московская семья – компетентные родители», реализации государственной программы «Развитие образования Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование» в Южном округе работают окружной ресурсный центр «Детский сад и семья» и проектно-творческая группа старших воспитателей, педагогов, психологов, социальных педагогов и воспитателей ДОУ округа. В федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорится о том, что для осуществления взаимодействия с родителями воспитанников педагогические работники должны обладать необходимыми компетенциями. Целый год работы окружного ресурсного центра и проектно-творческой группы «Детский сад и семья» был посвящен ознакомлению с передовым опытом реализации программы «Московская семья – компетентные родители» дошкольных образовательных учреждений, обогащению теоретических и практических знаний в сотрудничестве с семьей. Для педагогов, психологов ДОУ были проведены консультации, «круглые столы», семинары-практикумы «Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей через вариативные формы общения с родителями», «Новые технологии организации воспитательной работы с родителями», «Гендерный подход в развитии детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», «Использование проектной методики в организации сотрудничества с семьей», «Разнообразные формы работы с родителями», «Взаимосвязь детского сада и семьи в нравственном формировании дошкольников», «Внедрение в практику работы педагогов эффективных технологий по взаимодействию с семьями воспитанников, имеющих проблемы в развитии». На заседаниях группы обсуждали итоги изучения возможности формирования компетентности родителей; эффективные методы воспитания детей в семье, шел обмен опытом опытных и малоопытных специалистов методических служб дошкольных учреждений по отбору и применению наиболее эффективных методов работы с родителями, по планированию взаимодействия с семьей и повышению компетентности родителей в условиях дошкольного образовательного учреждения и на базе вариативных форм дошкольного образования (групп кратковременного пребывания, центров игровой поддержки развития ребенка, консультативных пунктов, семейных детских садов). Второй год работы творческой группы был посвящен разработке уже собственного проекта. Каждое дошкольное образовательное учреждение определило для себя наиболее актуальную проблему в сотрудничестве с родителями. Выбор темы был обусловлен видом ДОУ, наличием вариативных форм дошкольного образования, возможностями педагогического коллектива, приоритетным направлением, а также потребностью в повышении качества работы с семьей. Направления работы участников творческой группы представлены ниже.Каждый проект был оформлен в виде визитной карточки участника проектно-творческой группы, которая разрабатывалась по предложенной структуре. Результатом работы окружного ресурсного центра и проектно-творческой группы «Детский сад и семья» стали два окружных сборника с авторскими разработками педагогов дошкольных образовательных учреждений Южного округа, которые находят широкое применение в практике работы детских садов. «Лично для нас опыт работы в окружном ресурсном центре был просто необходим, так как дал нам возможность обобщить накопленные знания, использовать их во благо детям и родителям, которым очень сложно принять диагноз ребенка, смириться с ним и научиться жить в новых условиях.На заседаниях семейного клуба «Разноцветик» мы вместе с детьми и родителями учились радоваться достижениям наших детей, быть выносливыми и самостоятельными. Многие семьи, в которых рождается больной ребенок, вскоре распадаются, чаще всего женщина остается со своей бедой один на один. Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание – исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Мы вплотную столкнулись с ранимостью детей и взрослых, поэтому постарались построить свою работу таким образом, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.Дети-инвалиды совместно с родителями принимают участие в праздниках, проводимых в детском саду, в прогулках, досугах. На новогодних праздниках вместе с детьми детского сада приходящие дети-инвалиды получают подарки.Родители детей получают ответы на волнующие их вопросы, советы психолога, дефектолога, педагога, врача; делятся своими заботами и радостями.Постепенно и дети, и их родители становятся более уверенными в своих возможностях и принимают активное участие во всех доступных видах деятельности. Таким образом у детей формируются личностные качества, необходимые для дальнейшей успешной социальной адаптации: оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах.Мы ознакомились с опытом работы специалистов и других дошкольных учреждений и многие материалы теперь используем в своей работе, надеемся, что и наш опыт пригодится коллегам по проектно-творческой группе «Детский сад и семья». (Из опыта работы семейного клуба «Разноцветик» детского сада №2028 компенсирующего вида, старший воспитатель Т.Соловьева, педагог-психолог Т.Какорина.)«Обсуждая со своими коллегами направление деятельности, по которому хотели бы продолжать развиваться, интересно и творчески работать, мы единогласно пришли к мнению, что это, несомненно, тесное сотрудничество между детским садом и семьей. Но опять встал вопрос: какую тему для работы нам выбрать?Так как опыт работы у меня, как у старшего воспитателя, совсем не богат (2-й год), мне просто необходимо тесное общение со своими более опытными коллегами. Именно благодаря участию в проектно-творческой группе «Детский сад и семья», нашим встречам, обсуждениям, интересным идеям, обмену опытом для нас вопрос, какую тему выбрать, оказался решенным. Появилось многочисленное количество идей, благодаря которым мы смогли осуществить нашу давнюю мечту – организовать детско-родительский клуб, который в этом году начал свою работу. Большое спасибо всем коллегам, чьи советы для нас оказались очень нужными и полезными!» (О.Воробьева, детский сад №2234.) Обобщение результатов мониторинга деятельности дошкольных образовательных учреждений по реализации городской программы «Московская семья – компетентные родители», проведенного окружным методическим центром в ноябре 2011 года, позволило положительно оценить качество работы детских садов Южного округа по повышению компетентности родителей. Таким образом, реализация идеи Департамента образования о создании окружных ресурсных центров по актуальным проблемам воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста оказала позитивное влияние на качество дошкольного образования в округе. Анна МИНИНА, методист лаборатории дошкольного образования МЦ ЮОУО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте