Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ресурсный центр «Мы и природа»

УГ - Москва, №2 от 19 января 2010. Читать номер
Автор:

Взаимоотношения человека с природой год от года становятся все более сложными, а значит, экологическое образование во всем мире является одним из важнейших направлений образования, в результате реализации задач которого для каждого человека природа станет не только источником ресурсов и сырья, но и первым учителем, другом и помощником. Согласитесь, что это непростая задача. Но именно ее призван решать в проекте «Московское образование: от младенчества до школы» Ресурсный центр «Мы и природа». Основное направление его деятельности – экологическое образование детей дошкольного возраста.

Наша работа строится на принципах развивающего обучения. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и ребенка. Для формирования у детей целостного взгляда на природу и место человека мы не только выбрали современные формы и методы работы, учитывающие психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, но и сделали общение ребенка с природой активным и постоянным.

Удалось нам это потому, что у нас создана уникальная развивающая среда для общения детей с природой, включающая в себя богатую разнообразной растительностью, ухоженную территорию, экологический комплекс «Живая планета», великолепные уголки природы в групповых помещениях, где дети с удовольствием проводят разные опыты, наблюдения в мини-лабораториях, исследуют растения, почву, камни, ухаживают за растениями и животными, приобретая первоначальные умения, позволяющие им в дальнейшем участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Они путешествуют по экологическим тропинкам, разным странам и континентам, изучают космическое пространство, планеты, звезды в планетарии; наблюдают за подводными обитателями в огромном аквариуме; знакомятся с особенностями природно-климатических зон планеты и их обитателями, трудятся на огороде, в теплице, учатся любить, беречь и охранять природу. Они играют, рисуют, лепят, конструируют, ходят на экскурсии, участвуют в театральных постановках, экологических праздниках и акциях, слушают музыку, читают, сочиняют рассказы и сказки природоведческого содержания. Таким образом, воплощаются наши идеи о деятельностном подходе и интеграции экологии во все сферы жизни ребенка.

Диалоговая форма общения, предполагающая не только познание, но и взаимодействие личностей (детей, родителей и педагогов), где каждый имеет право высказать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, играть свою роль, позволяет повысить экологическую грамотность участников процесса, учит искать и находить решение проблемы, применять свои знания на практике, видеть необычное в нашем ежедневном окружении.

Это значит, что деятельность Ресурсного центра направлена на воспитание с первых лет жизни гуманной, толерантной, социально активной, творческой личности, способной понимать, любить и беречь окружающий мир. А основные задачи – заинтересовать детей, педагогов и родителей экологическими проблемами, сформировать познавательный интерес у детей, научить их видеть необычное в том, что окружает нас ежедневно, помочь понять необходимость соблюдения определенных правил поведения, осознать, что состояние природы, окружающей среды зависит от действий каждого в своем дворе, квартире, в ближайшем парке.

Эта большая и кропотливая работа осуществляется постепенно. Уже сложилась система работы в проекте, нашлись единомышленники и определились формы и методы взаимодействия с детьми, родителями и педагогами других образовательных учреждений, продолжаются апробации новых педагогических технологий, разрабатывается система мониторинга экологической воспитанности детей дошкольного возраста и экологической компетентности педагогов и родителей. Ее основу составят тестовые задания, проблемные ситуации, опросники. Использование результатов мониторинга определит готовность детей, родителей и педагогов стать настоящими друзьями природы.

Создаются и издаются методические рекомендации. Уже изданы «День Земли в детском саду», «В гости к деревьям», «Развивающая среда для экологического образования дошкольников», дающие ответы на вопрос, как решать разнообразные задачи развития, воспитания и обучения детей с помощью экологических знаний. В них представлен опыт работы разных специалистов, описано их взаимодействие, разработаны варианты праздников, игровых занятий, превращающих процесс познания окружающего мира в увлекательное путешествие.

В методических рекомендациях «Развивающая среда для экологического образования дошкольников» мы, имея свой, единственный в своем роде опыт создания богатой и разнообразной среды для общения детей с природой, представили многочисленные макеты экологического комплекса, музей природы и камня, лабораторию юных экологов. Подробно рассказали, для чего они нужны и как с их помощью объяснить детям маленькие хитрости и большие премудрости матушки-природы. Описали экологическую тропинку и ее многочисленные маршруты.

За время работы в проекте родились новые праздники и традиции: празднование Дня Земли, Дня птиц, проведение экологических акций. Опыт их проведения отражен в методических рекомендациях «День Земли в детском саду».

Многие дошкольники столицы плохо знают растения, которые растут рядом с ними, не обращают на них внимания. В то же время деревья – прекрасные и доступные объекты для наблюдений. Они есть на территории любого дошкольного учреждения. Разработанные рекомендации по организации работы в проекте «В гости к деревьям» помогут педагогам дать детям и родителям исчерпывающую информацию о деревьях, расскажут о формах и методах работы.

Интересные разработки педагогов Ресурсного центра, дошкольных учреждений столицы, опыт преемственности между школой и детским садом в области экологического образования найдут достойное место в электронной библиотеке опыта работы в экологическом образовании дошкольников.

Она постоянно пополняется и расширяется, в ней уже собрано немало разработок по проектно-исследовательской деятельности детей, детскому экспериментированию, созданию мини-музеев в детском саду. Есть в ней и игры-путешествия, и дидактические игры, и сценарии детских спектаклей, и примеры оформления интерьеров детского сада, и презентации, рассказывающие о живой и неживой природе, и многое другое, что поможет дать детям нескучные и глубокие знания об окружающем мире и разовьет эмоциональное и эстетическое восприятие природы.

Собирается в электронную копилку и опыт работы с родителями (консультации, работа экологических клубов и сообществ, совместные экологические акции).

За два года работы в проекте Ресурсный центр провел огромную агитационную работу и большое количество мероприятий. Наиболее значимыми из них были презентация Ресурсного центра «Мы и природа», организация работы секции «Раннее экологическое образование» международного педагогического форума «Воспитание и образование детей младшего возраста», секции «Современный ребенок и природа» городской научно-практической конференции «Современный ребенок: какой он», выставка детского художественного творчества «Мы и природа» в честь 63-летия ЮНЕСКО в Департаменте образования (в содружестве с Международной детской художественной галереей) с изданием красочного каталога детских работ.

Участие в различных выставках, конференциях, Интернет-конференции Департамента образования дало возможность заинтересовать множество людей насущными экологическими проблемами и расширить число наших сторонников.

В настоящее время создана сеть дошкольных учреждений столицы, работающих в составе Ресурсного центра «Мы и природа». В ее состав вошло 31 учреждение из всех округов города. Все они решают задачи проекта, причем каждый коллектив выбрал свое направление. Одни детские сады разрабатывают материалы по проектно-исследовательской деятельности детей, другие – проекты среды для общения с природой, третьи занимаются проблемами экологии и здоровья, четвертые большое внимание уделяют сотрудничеству с семьями.

Обучение на семинарах, мастер-классах, семинарах-практикумах позволило педагогам пополнить свои знания, ознакомиться с передовыми достижениями науки в области экологического образования детей, инновационными технологиями и передовым опытом работы московских детских садов.

В перспективе результатом работы Ресурсного центра станут новые педагогические технологии, комплекты учебных пособий для педагогов по экологическому образованию детей, научно-популярные книги, содержание и условия реализации ряда оригинальных экологических проектов для детей от 2 до 7 лет, сказки для детей и родителей, обучающие видеофильмы, компьютерные презентации и другие материалы для повышения квалификации педагогов.

Ольга ЛЮКШИНА, заведующая детским садом №2337, руководитель Ресурсного центра «Мы и природа»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту