Родители воспитанников и учащихся, впервые столкнувшись с понятием «ресурсная школа», иногда отождествляют его с понятием «коррекционная школа». Но в дальнейшем понимают, что не правы. Понятие «ресурсная школа» гораздо шире.
Совершенствуя коррекционный блок работы, ресурсная школа расширяет спектр помощи всем участникам образовательного процесса. Цель проекта: создание целостной системы поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях межрайонных образовательных комплексов Москвы.Такая система сложилась и успешно функционирует в нашем образовательном комплексе на всех ступенях образования. В детских садах наряду с группами общеразвивающей направленности функционируют группы компенсирующей и комбинированной направленностей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья различной нозологии (дети с тяжелым нарушением речи, с задержкой психического развития, расстройством аутистического спектра). В начальной школе созданы инклюзивные классы, где на 25 детей есть 4-5 ребенка с ОВЗ, а также ресурсный класс, где обучаются дети с РАС и ЗПР.Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются по адаптированной основной образовательной программе, рекомендованной Центральной психолого-медико-педагогической комиссией. Для качественной и всесторонней реализации данной программы с детьми проводят занятия все педагоги: воспитатели, учителя, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре. Но основную роль в коррекционно-развивающей работе выполняют специалисты: учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Они работают в каждом корпусе нашего образовательного комплекса и объединены в психолого-педагогическую службу. Педагоги и специалисты ежедневно проводят групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, на которых с каждым ребенком решаются задачи, направленные на коррекцию и компенсацию проблемных зон в его развитии. Благодаря занятиям по адаптированной программе в дошкольных группах дети к 1-му классу умеют читать, писать, анализировать и синтезировать, имеют чистое звукопроизношение, развернутую связную речь и сформированный грамматический строй. Но примерно 30% воспитанников при переходе на школьный уровень продолжают нуждаться в коррекционно-развивающем обучении. С этими детьми работают специалисты начальной школы, опираясь на уже достигнутые результаты. Таким образом, в образовательном комплексе осуществляется преемственность в работе с детьми с ОВЗ.Дети с ОВЗ обучаются в инклюзивных классах, в которых возможен баланс равновесия во взаимодействии педагога, ребенка с особенностями и типично развивающихся сверстников. Детей с ОВЗ в инклюзивном классе сопровождают тьюторы. Ресурсный класс не может быть многочисленным – это особая комфортная среда для детей с расстройством аутистического спектра и глубокой задержкой психического развития. Дети с данными особенностями в развитии требуют иного контроля и внимания со стороны взрослых, с ними работают все специалисты психолого-педагогической службы. Для ресурсного класса создана особая образовательная среда – зона сенсорной разгрузки, зона для индивидуальной работы и конструирования. Постепенно, планомерно и последовательно ученики ресурсного класса выходят в общий класс. На 5 минут, на 15, на 20. Например, более года понадобилось учащемуся Матвею на преодоление трудностей. Большая радость – через год работы ребенок, сопровождаемый тьютором, смог без вокализаций, не привлекая к себе внимания, провести весь урок в общем классе! Однако не все трудности у Матвея позади. Поэтому комфортная открытая среда ресурсного класса по-прежнему актуальна для него. Коллектив нашей школы успешно реализует социальный заказ на обучение и развитие детей с особенностями развития. Но, кроме того, ресурсная школа – это источник и запас большого теоретического и практического опыта помощи всем участникам образовательного процесса в сопровождении таких детей. Мы активно транслируем свой опыт в системе московского образования. Вебинары, круглые столы, семинары и практикумы, индивидуальные консультации – неотъемлемая часть работы специалистов нашей школы. Приезжайте на наши мероприятия, обращайтесь за советом – мы всегда рады помочь!Наталья ГОРЛОВА, учитель-логопед школы №2090,Елена КИЧАЙКИНА, учитель-логопед школы №2090,Юлия МАКСИМОВА, заместитель директора школы №2090
Комментарии