search
main
0

Реструктуризация…

Каких только эпитетов не придумали этому слову! А если оставить эмоции в стороне, что дала реструктуризация всем участникам образовательного процесса? Ведь, как точно выразился один из директоров, главная цель школы не трудоустроить педагогов, а дать детям качественное образование. Вы согласны или у вас есть другое мнение, основанное на личном опыте? Пишите нам. «Директорский клуб» – это возможность общения, обмена опытом, обсуждения самых горячих тем.

СтатфактС 1999 по 2009 год число учащихся школ России уменьшилось на 10 миллионов: на начало этого срока школьников насчитывалось 22 миллиона, на конец – около 12 миллионов. Однако к 2007 году наметилось снижение темпов сокращения числа школьников. Так, если в 2006 году по сравнению с 2005 годом количество учеников сократилось на 800 тысяч, то в 2007 году по сравнению с 2006 годом школьников стало меньше на 250 тысяч. В 2007 году впервые произошло не уменьшение, а увеличение количества первоклассников – на 20 тысяч по сравнению с предыдущим годом. В 2009-2010 учебном году число российских первоклашек увеличилось на 150 тысяч – их стало больше на 12% по сравнению с предыдущим годом. Учителей в российских школах 1 миллион 383 тысячи. Это значит, что на одного учителя в среднем приходится 9 учеников. Между тем десять лет назад это соотношение было 1:13. Уменьшилось число российских школ – в новом учебном году их стало на 3,7% меньше.

Римма ТОМИЛОВА, директор Холмогорской школы имени М.В.Ломоносова, Архангельская область: Перемены неизбежны

Реструктуризация Холмогорской средней школы началась девять лет назад. За это время одна основная школа микрорайона и два детских сада стали нашими филиалами. Что положительного несет в себе реструктуризация для малых образовательных учреждений? Когда они становятся филиалами, с них снимаются обязанности оформления налоговых и иных документов. Еще одним плюсом реструктуризации является появление своей бухгалтерии. Конечно, когда преобразования начинались, чувствовалось определенное сопротивление со стороны руководителей и педагогов наших филиалов – им было непонятно, зачем это нужно. Сейчас я думаю, что все было сделано правильно, и вот почему. Очевидно, что педагогический корпус малых сельских школ стареет. Не хватает преподавателей, которые могли бы вести не один предмет, а несколько смежных дисциплин, например русский язык, литературу, историю и обществознание. Потребность в таких специалистах широкого профиля назрела, потому что в малых сельских школах учителям элементарно не хватает нагрузки – никто не поедет преподавать в деревню физику на шесть часов в неделю. Таким образом, проблема педагогических кадров усугубляется.

В качестве примера можно привести основную школу, которая сейчас является нашим филиалом. Большая часть педагогического состава – пенсионного возраста. В этом году в школе нет историка, химика и биолога, уехал учитель русского языка и литературы, математик ушел в годовой отпуск. В результате педагоги нашей школы вынуждены ездить в этот филиал и проводить там уроки. Очевидно, будущее этой школы – реорганизация из основной в начальную, учеников среднего и старшего звена может возить к нам школьный автобус. Их всего 17 человек. У нас в школе учатся около 500 человек. Филиал находится от нас всего в пяти километрах. Единственное препятствие – нас разделяет речка, и в мае-июне в период половодья возможны проблемы с перевозом. Но их можно решить, если гибко подходить к решению вопроса. Почему бы, например, не использовать в этот период дистанционное обучение? И наверняка можно найти способ разместить несколько человек девятиклассников этой школы в нашей деревне на время итоговой аттестации!

Реструктуризация – объективный процесс, жизнь так складывается. Педагоги малых сельских школ стареют и уходят на пенсию, одновременно становится меньше учеников. При небольших расстояниях до базового учреждения образования разумнее, видимо, осуществлять подвоз детей. Да, вымирание школ в маленьких поселках вызывает опасения, но давайте вспомним социалистические времена: ведь тогда средних школ на селе было очень мало, больше начальных и основных, и была распространена система интернатов. Средние школы появились на селе в перестроечное время, когда было много детей. Сегодня детей, как показывает статистика, стало в два раза меньше. Так целесообразно ли содержать в малых сельских школах старшие классы, если недалеко есть более крупное образовательное учреждение? Все-таки самая главная наша цель не трудоустроить педагогов, а дать детям качественное образование!

Юрий КАРПУШИН, директор Ерёмовской основной школы, Ровеньский район, Белгородская область: Причин для радости мало

В нынешнем сентябре в нашу школу пришли 19 детей. В школе работают 9 учителей, средний возраст педагогов – 37 лет. 80 процентов наших преподавателей имеют высшее образование. Школа живет активной жизнью, здесь работают кружки по интересам, укрепляется материально-техническая база: у здания школы построены волейбольная и баскетбольная площадки, благоустроена пришкольная территория, классы на 100 процентов обеспечены мебелью, получено дополнительное оборудование в кабинет информатики. Мы хотели бы сохранить наше учебное заведение, поэтому в связи с малым количеством учеников планируем реорганизовать его в школу – детский сад. Таким образом, в целом здесь будет уже 40 ребят. Для этой цели сейчас специально делается пристройка.

Все эти меры принимаются для того, чтобы сохранить школу на селе. Это необходимо, потому что без школы деревни не будет – в этом мы убедились на примере соседней деревни, где основная школа в нынешнем учебном году была реорганизована в начальную. Учеников среднего звена стали возить оттуда в крупную сельскую школу. Хотя пока еще прошло мало времени с момента реорганизации, я думаю, время покажет, что скоро эта деревня будет вымирать. Люди туда уже не поедут, не будут искать там работу, поскольку в деревне теперь нет ни садика, ни основной школы. Естественно, не каждый согласится ежедневно отправлять своего ребенка на школьном автобусе ранним утром, с тем чтобы только в четыре-пять часов дня его привезли домой. Тем не менее в связи с уменьшающимся год от года количеством детей реструктуризация в районе продолжается. Это не радует…

Любовь ПАВЛОВА, директор Ермолинской школы, Новгородский район, Новгородская область: Используйте свой шанс

Кто останется в школе после ее реорганизации? Очевидно, учителя более молодого возраста и более высокой квалификации. Нашей школе через год, вероятно, предстоит реорганизация из средней общеобразовательной в основную, и я уже несколько лет нацеливаю своих педагогов на то, чтобы они поняли следующее. Учитель сельской школы должен уметь вести не один, а несколько предметов, причем на высоком квалификационном уровне. Например, один из наших учителей начальных классов, пройдя курсы повышения квалификации, теперь может вести предмет «Изобразительное искусство». Есть у нас учитель начальных классов, иностранного языка и одновременно психолог – он имеет среднее специальное и два высших образования. Есть преподаватель математики и физики. Преподаватель информатики и математики получает через курсовую переподготовку образование по специальности «психолог». В дошкольных группах нашей школы-комплекса работает логопед-дефектолог, у которого есть высшее образование по специальности «преподаватель биологии» – он может работать и с дошкольниками, и в среднем и старшем звеньях школы. Учительница начальных классов высшей категории в нынешнем году получает второе образование по профилю «менеджмент», таким образом, этот человек имеет шанс даже в случае потери работы в школе устроиться на работу в другое место. Тот, кто хочет быть востребованным, должен думать о будущем. Нужно опережать возможную жизненную ситуацию, когда одной полученной специальности, возможно, станет мало. Широта образования, постоянное самообразование и самосовершенствование – вот пути решения проблем занятости и трудоустройства, и эти принципы, я думаю, применимы к любой профессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте