search
main
0

Реструктуризация. Подмосковный вариант

С 2002 года Московская область включилась в эксперимент по отработке моделей реструктуризации сельской школы. В федеральном эксперименте участвовали два района – Серпуховский и Коломенский. Почему именно они?

Комментарий «УГ»Лидия АНТОНОВА, министр образования правительства Московской области:- Ключевым достижением реструктуризации сети школ в Подмосковье стало повышение качества образования. Мы завершили реализацию КПМО с новой сетью учреждений, существенно более адекватной социально-экономическим и демографическим условиям.Применяемый нами инструмент кластерной оценки позволяет объективно зафиксировать различную экономическую и социально-экономическую эффективность стратегий развития сети, выбранных муниципальными системами образования.В Московской области всегда крайне осторожно подходили к модернизации, предполагающей социальные риски. Мы научились вести переговоры с родителями и педагогическими коллективами, противостоять манипуляциям общественным мнением, убеждать не только словом, но и примером, когда стоявшие насмерть против ликвидации школы родители после специально организованных поездок и программ пребывания в базовых школах принимали решение о переводе своих детей в эти школы.Изменились критерии выбора родителями образовательного учреждения: произошла смена установки «так удобнее для меня», школа «в двух шагах», ребенок после занятий «по хозяйству поможет» – на «школа обеспечит действительно качественное образование». Именно родительский выбор образования лучшего качества должен в перспективе стать главным стимулом развития сети. При этом в Московской области не встали на путь кампанейщины в отношении сельской школы: для нас всегда была очевидна опасность навязываемого рядом радикальных «экспертов» мнения, что сельская школа – это всегда низкое качество образования.Принципиальным положением программ развития сети образовательных учреждений, реализуемых в Московской области, стала ориентация на сохранение и развитие сельской школы как центра социокультурной жизни села. Но для того чтобы соответствовать этому статусу, школа должна измениться.

Коломенский район – типично сельскохозяйственный, с населением около 40 тысяч человек. На территории района отсутствуют крупные города. В половине из 150 населенных пунктов района проживают до 50 человек, и только в 10 процентах населенных пунктов – свыше тысячи человек. Треть всего трудоспособного населения района работает в сельском хозяйстве, и около 10 процентов занято в промышленном производстве. Около 15 процентов школьников района учатся в городских, и 85 процентов – в сельских школах.

В Серпуховском районе с населением около 37 тысяч человек каждый третий ученик посещает городскую школу и около 66 процентов детей – сельскую. Таким образом, большинство школ Серпуховского и Коломенского районов – сельские.

Общая тенденция сокращения числа учеников характерна для обоих районов. Первым шагом на пути решения этой проблемы стало объединение образовательных учреждений дошкольного и начального образования. Затем стали отрабатываться модели образовательных объединений. Они предусматривают либо объединение ресурсов образовательных учреждений, либо объединение ресурсов нескольких отраслей социальной сферы. И в том и в другом случае объединение возможно в нескольких вариантах – на административной либо на ассоциативной основе.

В Московской области сегодня отработаны и успешно функционируют модели сельского социокультурного комплекса, предполагающие интеграцию образовательных учреждений с учреждениями социальной сферы, и модели образовательных школьных округов. Каждая модель апробировалась в двух вариантах – на административной основе, когда происходит изменение статуса объединяющихся учреждений, и на ассоциативной основе, когда объединяющиеся учреждения сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица и договариваются о координации своей деятельности для достижения общей цели.

В Серпуховском районе апробировалась модель сельского социокультурного комплекса на административной основе – Туровский социокультурный комплекс, и модель сельского социокультурного комплекса на ассоциативной основе – Липицкий, Райсеменовский и Балковский. В Коломенском районе апробировалась модель сельского социокультурного комплекса на ассоциативной основе – Сергиевский.

На выбор принципов и форм объединения повлияло в первую очередь состояние материально-технической базы учреждений, объединяющихся в комплекс. В трех сельских социокультурных комплексах (Липицком, Балковском и Райсеменовском) выбрана ассоциативная основа объединения с сохранением участниками объединения прав юридических лиц. В этих сельских районах, несмотря на ухудшение социально-экономической ситуации, не произошло полного развала социальной сферы села – на своей материально-технической базе функционируют сельские дома культуры, центры детского творчества, филиалы районной школы искусств. Необходимо было эффективно использовать возможности социального окружения школы, его кадровых и материальных ресурсов. Создание сельского социокультурного комплекса на ассоциативной основе предусматривало объединение школы, учреждений дошкольного и дополнительного образования, здравоохранения, культуры и спорта. При этом все субъекты комплекса сохранили свою правовую форму, финансовую и хозяйственную самостоятельность. Деятельность комплекса регулировалась Положением о социокультурном комплексе, а управление осуществлялось конференцией представителей субъектов комплекса и советом руководителей учреждений, входящих в него. Комплекс имел право объединения материально-технических и кадровых ресурсов для повышения качества учебно-воспитательной работы.

Создание Райсеменовского и Балковского социокультурных комплексов имело свои особенности, продиктованные резким снижением количества дошкольных образовательных учреждений. Так как число воспитанников детских садов снизилось более чем на 50 процентов, в целях эффективного использования бюджетных средств было принято решение о реорганизации дошкольных образовательных учреждений в отделение дошкольного образования средних школ.

Модель сельского социокультурного комплекса на административной основе была отработана на базе Туровской средней общеобразовательной школы Серпуховского района. Административную основу объединения предопределил полный развал в 90-е годы социокультурной среды села Турово: из-за отсутствия детей прекратил работу детский сад, здание которого к тому же находилось в аварийном состоянии. Неотапливаемое помещение сельского клуба было передано церкви. Сельская библиотека не имела своей базы, размещалась в здании пришкольного интерната. Все это обусловило выбор модели, при которой вся социальная сфера села объединялась в рамках одного ведомства, одного учреждения – Туровского сельского социокультурного комплекса.

На базе Туровской средней общеобразовательной школы было открыто дошкольное отделение, школе передали функции по организации культурного досуга и спортивно-массовой работы среди населения. Детский сад, сельский клуб, сельская библиотека на территории сельского округа были упразднены, а в штатное расписание школы включены дополнительные должности воспитателей дошкольного отделения, заместителя директора по культуре, заведующей сельской библиотекой и инструктора по физкультуре и спорту.

В Коломенском районе модель социокультурного комплекса ассоциативного типа апробировалась в поселке Сергиевский. В комплекс вошли средняя и начальная школы, Сергиевская школа искусств, детский сад №15 «Орленок», филиал районной библиотеки, Сергиевский дом культуры, филиалы районного Центра внешкольной работы, филиалы районной ДЮСШ и Парфентьевская начальная школа – детский сад. Было утверждено Положение о социокультурном комплексе, создан методический совет и определены приоритетные направления развития с учетом имеющейся материальной базы и кадров. Руководит работой Сергиевского социокультурного комплекса совет, который утверждает план работы, подводит итоги и отчитывается о проделанной работе.

В двух районах Московской области были отработаны две модели школьных образовательных округов – модель школьного образовательного округа Серпуховского района, формируемого «вертикальным» способом на административной основе в виде иерархической модели с опорной школой и филиалами, и модель школьного образовательного округа Коломенского района, выстраиваемая «горизонтальным» способом, путем создания ассоциации при сохранении первоначального статуса образовательных учреждений.

Практика доказала эффективность образовательных объединений. Концентрация финансовых ресурсов, проведенная в результате реструктуризации образовательной сети, позволяет рациональнее использовать средства.

Координация учебно-воспитательной и методической работы опорной школы и филиалов позволяет определить единые подходы и критерии оценки образовательного процесса, наметить пути повышения его эффективности. Необходимо отметить, что по итогам реализации муниципальных программ развития образовательной сети ученики опорных школ и филиалов демонстрируют примерно одинаковые знания.

По мнению специалистов Управления образования Серпуховского района, развитие сети образовательных учреждений должно осуществляться в первую очередь за счет структурно-содержательной модернизации их деятельности и статусного самоопределения. В основе реструктуризации сети школ района была заложена идея дифференциации образовательных учреждений по типам и видам. А образовательная политика Коломенского района была нацелена на сохранение сложившейся сети и поиск внутренних резервов для решения проблем малокомплектных сельских школ.

Апробация сетевой модели социокультурного комплекса позволила сформулировать некоторые общие рекомендации по ее внедрению:

необходимость совместной работы всех учреждений образования и культуры должны осознать все участники программы развития образовательной сети;

работу учреждений, входящих в социокультурный комплекс, координирует директор средней общеобразовательной школы или глава сельского округа;

необходимо внести изменения в законодательную и нормативную базу – в перечень наименований образовательных учреждений надо ввести название модели «Социокультурный комплекс».

Татьяна АБАНКИНА, директор Центра прикладных экономических исследований Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте