search
Топ 10

Республика на четыре дня

Каждый год, приезжая в тихий, спокойный, уютный поселок Московский, участники олимпиады создают свой социум, свою республику, пусть даже с неписаными законами, без властных структур. Их содружество можно назвать самой демократической республикой из всех возможных. Они законопослушны, толерантны, терпимы, доброжелательны, уважительны, честны в отношении друг к другу. Не было заметно ни тени превосходства одного над другим. Они ощущали себя равными и перед строгими, но доброжелательными судьями – членами жюри.
– Посмотрите друг на друга по-дружески, с любовью, с уважением, прикоснитесь друг к другу взглядом, – предложила Марина Шкробова ребятам, вставшим в круг, который всех ставит в равные условия. – Скажите друг другу приветливые слова, пожелания.
И ребята говорили добрые слова, искренне желали победить. Так они настраивались на добрые, приветливые, благожелательные отношения. Очень быстро разновозрастная ребячья масса из разных концов страны превратилась в веселое, оптимистично настроенное, благожелательное друг к другу мини-общество.
Второй тур олимпиады начинался с тестов. У средней группы (8-9-е классы) их – 10. Более половины тестов оказались, несмотря на повышенную трудность, по плечу большинству. А вот проблемный вопрос в шестом задании второго тура: “Как вы понимаете мысль, высказанную российским философом князем Евгением Трубецким: “Право – это есть внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой”. И ответ:
“Каждому человеку от рождения принадлежат права. И в правовом государстве – это высшие ценности. Но в любом – существуют законы, ограничивающие их. Да, право – это возможность человека делать все, что он хочет, и таким образом быть свободным, но нельзя быть абсолютно свободным, нельзя при этом наносить вред другим, вред обществу. Значит, нельзя быть абсолютно свободным. Нормы, о которых говорит князь Трубецкой, и есть законы.
Одно из заданий называлось “Разберите ситуацию”. “В госпиталь были доставлены раненые солдаты противника. Командир воинской части приказал главному врачу не занимать койки солдатами неприятеля, а сохранить для своих. Главврач ослушался и отнесся к ним как к людям, нуждающимся в медицинской помощи”. Кто прав?
“Один из участников этой же группы считает, что прав главный врач, так как он обязан спасать людей вообще. Солдаты противника просто выполняли свой долг.
В письменном экзамене был вопрос, который выявлял умение и готовность защищать свои права: “Что вы предпримете, если ваши права будут нарушены?”
Понравилась уверенность одного подростка. Он готов во всех случаях защищать и отстаивать свои права. “Если нарушены мои права потребителя, то я обращусь либо в Государственную комиссию по антимонопольной политике, либо со своим иском в суд”.
Ребята старшей группы, во всяком случае многие из них, показали не только хорошие знания политических деятелей разных эпох, умение оценивать политические, исторические, нравственные ситуации.
Вот, скажем, нужно было проанализировать ситуацию: “Совсем недавно весь мир наблюдал за ситуацией, сложившейся с телевизионным каналом НТВ?
Ольга Терешина из Брянска считает, что данный конфликт очень типичен для демократического общества, он свидетельствует о росте в России уровня демократии. Мне кажется, что конфликт вокруг НТВ был намеренно “раздут” и никакой опасности для свободы слова в России не существует. У этого канала просто сменился владелец, причем произошло это в соответствии с Конституцией РФ и другими нормативно-правовыми актами.
Интереснее обычно устный экзамен. Это всегда общение, беседа, порой переходящая в дискуссию с членами жюри.
Нам довелось присутствовать при ответе будущего победителя Олимпиады-2001 Алексея Чечелева. Отвечая на вопрос, какие формы участия в политической жизни страны характерны для демократии, Алексей не только их перечислил, но и охарактеризовал каждое понятие, привел примеры.
Юля Азоркина, ученица 9-го класса из Саранска заметила: “Это был не экзамен, а интересная беседа, мне удалось поговорить с автором нашего учебника Анатолием Федоровичем Никитиным и взять у него автограф”.

Поздравляем победителей!

Первая возрастная группа. 6-7-е классы
Первое место – Кирилл Пиксендеев, г. Набережные Челны, учитель Виктор Айкин.
Второе место – Наталья Марфицина, г. Ульяновск, учитель Марина Шкробова.
Третье место – Анна Бондарь, г. Орел, учитель Марина Шунькина.

Вторая возрастная группа, 8-9-е классы
Первое место – Юлия Лукашина, г. Пенза, учитель Светлана Уланова.
Второе место – Владимир Рогозин, г. Мурманск, учитель Людмила Игнатенко.
Третье место – Татьяна Лындина, г. Новомосковск, Тульская область, учитель Оксана Фатина.

Третья возрастная группа. 10-11-е классы
Первое место – Алексей Чечелев, г. Хабаровск, учитель Татьяна Зеленина.
Второе место – Альберт Галеев, г. Набережные Челны, Республика Татарстан, учитель Виктор Айкин.
Третье место – Елена Суворова, г. Новоуральск, Свердловская область, учитель Ирина Горева.

Петр Положевец, выступая на открытии олимпиады, предложил создать при Министерстве образования РФ ученический совет, который помогал бы министру учитывать мнение самих школьников о проводимых реформах. В день закрытия олимпиады стало известно, что Владимир Михайлович Филиппов воспринял эту идею положительно.
Олимпиада показала поразительную тягу подростков к граждановедческим и правоведческим дисциплинам, которые помогают им взрослеть, осознавать себя личностями, готовиться к поприщу активных и ответственных граждан. Они осознают свою собственную роль в судьбах страны, они будут больше своих отцов ценить свободу.

Полосу подготовили:
Ирина ДИМОВА,
Маргарита КУРГАНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте