Когда я оказалась под старинными сводами ульяновской гимназии №3, то ощущение было такое, словно попала в музей или, скорее всего, в саму историю. Со стен на меня смотрели портреты императоров и императриц, лики святых. Я вдруг на минутку представила, как по широким коридорам порхали легкие, изящные гимназистки, повторяя молитвы перед уроком Закона Божьего или формулы перед математикой. Обучались они географии, педагогике и дидактике, рисованию и рукоделию, музыке и танцам. Ведь готовились эти девушки-бесприданницы стать в будущем гувернантками.
Почти что два столетия назад, в 1820 году, с разрешения императрицы Елизаветы Алексеевны было открыто первое женское учебное заведение в крае – «Дом трудолюбия» для девочек, оставшихся в сиротстве и бедности.
Оно славилось на всю Россию.
Под этими сводами, по этим гулким коридорам и проходили в свое время совершавшие инспекторские поездки императоры Александр I, Николай I.
Кстати, император Николай написал после посещения Мариинской гимназии симбирскому губернатору: «Не удивляюсь, что так любишь это заведение – ничего лучше оного я не встречал».
Почти за 200 лет гимназия поменяла много названий.
В каждом слышно эхо времени. Она называлась «Домом трудолюбия», Елисаветинским училищем, Симбирской Мариинской женской гимназией, 3-й советской школой 2-й ступени имени Н.К.Крупской, средней школой имени Анны и Ольги Ульяновых.
Сегодня это гимназия №3 филологического профиля. Она вошла в три тысячи лучших общеобразовательных заведений России в рамках национального проекта «Образование», получила президентский грант в миллион рублей.
Любопытно, что обо всем этом я узнаю даже не из уст директора Веры Хренковой, заслуженного учителя России. Об этом мне рассказывали маленькие хранители истории гимназии – ученики 7-го «Б» класса. Впрочем, семиклассница Маша Осипова говорит о своей родной школе с таким знанием дела и с такой любовью, что невольно подумалось: из нее может получиться хороший педагог.
Тайна одной фотографии
Сердце гимназии – ее музей. Сюда первым делом ведут всех гостей, здесь о славной истории гимназии рассказывают непоседливым первоклашкам. В музее встречаются с ветеранами, сюда любят приходить выпускники.
Здесь история живет в фотографиях. В школьном музее бережно хранятся старинные учебные приборы – астролябия, телеграф Морзе, компас и всевозможные склянки. За стеклом выстроились толстые, чуть потускневшие от времени тома знаменитого словаря Брокгауза и Ефрона, а также нестареющий Брэм с его «Жизнью животных».
У самого входа в музей – макет улицы, на которую выходили окна гимназии, тогда она называлась Саратовской, ныне улица Гончарова.
У учителя истории Ирины Ахтямовны Феткуловой с любовью описан в тетрадке каждый старинный экспонат. Именно она, классный руководитель 7-го «Б», смогла увлечь ребят историей родной гимназии. К каждому документу, к каждой фотографии здесь особенное, трепетное отношение.
– Это фотография лучшей гимназистки 1915 года, жаль, что о ней ничего не известно. А вот программа гимназического праздника 1926 года «Вечера осенних песен», – с увлеченностью профессионала рассказывает Ирина Ахтямовна.
– Люди знают, как нам дорог каждый документ, связанный с историей. Ульяновцы приносят в дар старинные вещи. Вот, к примеру, аттестат выпускницы 1916-1917 учебного года, – показывает ветхие, пожелтевшие от времени листочки Ирина Ахтямовна.
День сегодняшний
Свою историю в гимназии любят и хорошо знают, но поисковая работа и создание школьного музея – не единственные заслуги этого учебного заведения, за которые гимназия стала лучшей в рамках проекта «Образование».
В 2004 году гимназия перешла на профильное обучение в 10-м классе. Продолжая историческую традицию, здесь сделали выбор в пользу филологического профиля. Поэтому углубленно в гимназии изучают литературу, английский и немецкий языки, а также историю и предметы художественно-эстетического цикла. Кроме того, гимназия №3 стала научно-экспериментальной площадкой для аспирантов и докторантов государственного университета. Она является областным научно-методическим центром.
Методист этого центра Элла Гриценко рассказала, что научная деятельность гимназии началась с 1997 года. Сегодня в гимназии оформились творческие группы учителей, многие из них руководят каким-то элективным курсом. Особенно популярен элективный курс «Историческое краеведение», а также курс по биологии «Твои возможности, человек».
– Мы уверены, что элективные курсы помогли усилить интерес ребят к учебе и в конечном итоге повысить качество обучения.
Научно-методический центр проводит регулярные проблемные семинары по различным актуальным темам. К примеру, «Экономические и правовые изменения в сфере образования», «Преподавание математики в гуманитарной школе», «Правовое воспитание учащихся».
Особое направление работы гимназии – здоровьесбережение.
Оказалось, не только в начальной школе, но и в основной в учебном расписании на законных основаниях стоят динамические паузы, которые, по мнению педагогов, не только не отвлекают, а, наоборот, помогают усвоению учебного материала.
– Движение – это жизнь, – говорит директор гимназии Вера Вячеславовна, – и мы не вправе заставлять ребенка в течение шести часов находиться в застывшем состоянии, это противоречит его природе. Кроме того, у малышей в расписании обязательны прогулки на свежем воздухе и занятия в бассейне.
Какая гимназия без танцев! Поэтому обязательный и, надо заметить, любимый предмет у здешних гимназистов – хореография, а также партерная гимнастика.
Не забывают педагоги о работе с родителями, ведь от них в немалой степени зависит, полюбят ли ребятишки спорт. Совместные соревнования с родителями – «Мама, папа и я – спортивная семья» традиционны в гимназии, их здесь любят взрослые и дети, с нетерпением ждут.
Гимназия может также гордиться своей воспитательной системой. Особое внимание придают развитию ученического самоуправления.
– Свою школьную республику мы назвали «Мариинка», – рассказывает завуч по воспитательной работе Екатерина Добрикова, – сейчас как раз выбираем для нее нового президента.
Лучшие учителя
У 3-й гимназии есть все основания гордиться своими педагогами. Двое из них – учитель начальных классов Алексей Ильин и преподаватель русского языка и литературы Татьяна Полякова – стали лучшими учителями России в рамках нацпроекта «Образование».
…Когда мы заглянули в кабинет к Алексею Ивановичу, его смышленые второклашки что-то старательно выводили в тетрадях.
Я во все глаза глядела на Ильина: непривычно ведь – мужчина и учитель начальных классов! А он в ответ улыбнулся и сказал, словно догадался о моих мыслях:
– У меня и сын-четвероклассник собирается стать учителем. Очень даже возможно, будет, как и я, работать в начальной школе. Это ведь так интересно!
Алексей Иванович еще и мастер на все руки, его часто видят в школьных мастерских, он никогда не откажет в помощи коллегам-женщинам.
Секреты его мастерства – в обобщении лучшего опыта, существующего в начальной школе, – это и развивающее обучение, и письмо с секретом, и уроки литературного чтения. Впрочем, у Алексея Ивановича впереди еще много открытий, хотя в школе он не новичок, за плечами у него 11 лет педагогической практики.
Преподавателя русского языка и литературы Татьяну Николаевну Полякову, заслуженного учителя России, по праву можно назвать мэтром. В гимназии она с 1988 года. В 90-е работала по авторской программе в старших филологических классах. Теперь преподает по программе Коровиной. Эта программа, по мнению учителя, нуждается в улучшении.
– Меня радуют дети. Глядя на них, чувствуешь, что живешь не напрасно, – говорит Полякова.
Татьяна Николаевна гордится своими учениками, они ежегодно поступают в лучшие вузы страны и Ульяновска. Особенная гордость учительницы – Ваня Стенин, получивший в 2005 году первое место на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Он сейчас учится на филологическом факультете МГУ.
Многие ученики Татьяны Николаевны выбирают своей судьбой филологию не случайно – у Поляковой классическая литература становится живой и понятной. Уроки зачастую проходят в форме литературных вечеров и театральных инсценировок, благодаря мастерству педагога ребята погружаются в эпоху изучаемого произведения.
Познакомившись с лучшими наставниками гимназии, не удержалась от вопроса директору: «Как они потратят свой миллион рублей?»
– Уже практически все деньги использованы, – отвечает Вера Вячеславовна. – Купили две интерактивные доски, современный ноутбук, принтеры, мультимедиапроекторы, музыкальные центры, телевизоры. Приобрели альбомы по искусству, о которых давно мечтали.
– Всем школам советуем: пробуйте свои силы, не бойтесь! – говорит далее директор гимназии. – Участвуйте в конкурсе. Убеждена – многие школы достойны быть в числе лучших, в России так много учителей-энтузиастов…
Выйдя за порог гимназии, я еще раз окинула ее взглядом, подумав о тех почти что 200 годах, которые довелось пройти этому учебному заведению.
От 10 девушек, готовящихся стать гувернантками, – до современной школы с компьютерными классами, выходом в интернет, со своим сайтом, знаменитыми педагогами и учениками, которыми можно гордиться.
Многое здесь поменялось за минувшие века. Сохраняется, наверное, главное – атмосфера духовности и гуманности.
Поэтому каждый ученик гордо носит значок-герб гимназии с вечными на все времена словами: «Доброта. Достоинство. Честь. Совесть»…
Комментарии