C 1 января 2017 года вступил в действие профессиональный стандарт «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», что породило немало слухов (часть из которых, впрочем, оказалась ложными) об обязательности переучивания, что в свою очередь послужило катализатором к оживлению дополнительного профессионального образования педагогов в целом и ажиотажному спросу на некоторые категории программ в частности. Учителя и воспитатели устремились на курсы повышения квалификации и в программы профессиональной переподготовки под страхом возможного увольнения.
Давайте вместе разбираться в проблемах педагогического ДПО и, возможно, некоторые советы пригодятся тем из читателей, кому предстоит учиться на курсах повышения квалификации или проходить профессиональную переподготовку в ближайшее время.
1. Проблема выбора
Чемпионом как по частоте упоминаний в обсуждениях на различных интернет-ресурсах, так и по значимости следует признать проблему выбора.
Попробуйте найти что-то в ДПО на тему «Профессиональный стандарт», и вам откроются сотни и тысячи курсов типа «Профессиональный стандарт «Педагог». Современное учебное занятие по математике / истории / иностранному языку / вставьте любой предмет по желанию», «Профессиональный стандарт «Педагог», проектирование современного урока на основе личностно-ориентированного / системно-деятельностного / компетентностного / любого по желанию подхода», «Общепедагогическая ИКТ-компетентность как компонент профессионального стандарта педагога». Убирая из наименований профстандарт, получаем давно известные (и порядком поднадоевшие) предметные методики, много раз перепетую педагогическую теорию или азы работы с компьютером. Очевидно, что с такой же легкостью необыкновенной можно заменить «профстандарт» на «стандарт образовательный» и получить пакет «новых и актуальных» курсов по ФГОС. По этому рецепту можно штамповать наименования программ ДПО, но содержание их обновить будет затруднительно.
Что делать
Рекомендации очевидны и требуют от учителя элементарных навыков критического мышления, впрочем, достаточно даже обычного здравого смысла. Не выбирайте курсы по названию! Прочтите аннотацию программы, а еще лучше – ее развернутую версию. Оцените, будет ли вам полезно или хотя бы интересно то, что предлагается к изучению. Наведите справки об авторах. Постарайтесь получить отзывы из первых рук от людей, побывавших на этих курсах ранее. Отзывы на официальных сайтах тоже могут быть полезны, чтобы сориентироваться, но помните, что их содержимое модерируется администрацией.
2. Проблема мотивации
Серебряную ступень пьедестала почета занимает проблема мотивации. Невзирая на то, что законом установлено право педагогов на дополнительное профессиональное образование, традиционно оно воспринимается ими как обязанность. И поэтому вместо желания самого учителя движущей силой повышения квалификации становится премия от администрации или баллы на аттестации. Курсы превращаются в тяжкую повинность, от которой правдами или неправдами слушатели стараются ускользнуть. Больше возможностей для имитации создают дистанционные формы.
Для начала каждому педагогу стоит разобраться в своих правах и обязанностях. Статья 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что не реже, чем раз в три года за счет средств работодателя можно осваивать программы ДПО по профилю педагогической деятельности. В законе не уточняется ни вид таких программ (повышение квалификации или профессиональная подготовка), ни их продолжительность, ни содержание, ни формы освоения, но в каждом субъекте РФ устанавливаются региональные нормативы. Реальным ограничителем, разумеется, являются финансы, поскольку именно возможностями различных бюджетов определяется, куда и сколько будет заплачено за желающего учиться учителя. Поэтому изучайте предложения курсовых систем региональных организаций, имеющих государственное задание на реализацию программ ДПО за бюджетные деньги, либо ищите бесплатные варианты, в том числе – дистанционные.
3. Проблема доступности
На третьем месте – проблема доступности.
Зачастую по месту работы учителя имеют доступ к довольно ограниченному набору программ ДПО, многие из которых, к тому же, уже не представляют особого интереса в силу своей традиционности. Множество учителей действительно хотели бы обучаться новому: не только слушать лекции, но и проживать учебные ситуации, приобретать практический опыт, проходить стажировки на базе передовых школ. Просмотр видеозаписей чужих занятий лучше, чем чтение методических рекомендаций, но даже таким наглядным, но пассивным способом учителя не могут обучиться деятельности.
Очное обучение с отрывом от производства влечет за собой Эверест проблем: проезд, проживание, необходимость обеспечить замену уехавшего повышать квалификацию учителя! Мало кого из руководства обрадует перспектива существенного увеличения расходов на обучение работников, и переложить это бремя на других нельзя – Трудовой кодекс неумолимо устанавливает обязанность работодателя платить. Казалось бы, широкое распространение электронных образовательных ресурсов позволяет получать доступ к огромному объему разнообразной информации, но требования информационной безопасности сурово ограничивают возможности школьного доступа исключительно «белым списком». Вот и приходится учителям в обход барьеров со своих собственных девайсов подписываться на обучающие каналы, качать ночами материалы, если мощности канала не хватает на потоковое видео или просить об этом учеников.
По одежке протягивать ножки. Если денег нет – «держаться» и учиться дома. Если средства позволяют – выезжать в очаги науки и культуры. Изыскивать возможности пользоваться альтернативными возможностями доступа в Интернет помимо школьного.
Кроме тройки лидеров, в рейтинге проблем можно упомянуть еще несколько широко распространенных.
4. Проблема содержания
Проблема устаревшего (или несоответствующего теме) содержания не нова, но и неискоренима. Разумеется, среди преподавателей и методистов институтов повышения квалификации немало достойных людей, специалистов своего дела, но есть и те, кто сторонится инноваций, предпочитая проверенную временем классику. Формально они придерживаются темы, но для слушателей курсов время, проведенное на лекции трех-пяти-десятилетней выдержки, можно считать потерянным.
Перед выбором курсов – знакомиться с их содержанием и отзывами. Непосредственно на курсах – задавать лектору вопросы на интересующие вас темы, не позволять тратить время на трюизмы и азы. И обязательно делиться своими реальными впечатлениями с коллегами, чтобы они могли начать с пункта первого настоящих рекомендаций.
А преподавателям, ведущим такие курсы, следует задуматься над повышением собственной квалификации, чтобы соответствовать требованиям другого профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», который тоже вступил в действие с 1 января 2017 года и рекомендует обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года, а условием допуска к работе устанавливает прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности.
5. Проблема приобретения пособий от автора курсов
Бывает, что слушатели курсов сталкиваются с проблемой материальной заинтересованности авторов пособий. Приобретать их или нет?
Если кто-то действительно хорошо разбирается в каком-то вопросе, а его авторские курсы помогают разобраться и другим, то, несомненно, каждый участник тематического обучения сам будет умолять автора о книжке, в которой сконцентрировано (или, напротив, детализировано) важное и нужное содержание. Если же продажа печатной продукции лишь способ повысить благосостояние творца, то вопрос «покупать или нет» решается в зависимости от желания слушателей.
Универсальных советов не будет, выбор за вами.
6. Проблема практического применения полученных знаний
Вопрос «Как применить в школе полученное на курсах прекрасное новое умение?» – очень важен. Инноватор – это катастрофа. Инноваторов на работе не любят ни коллеги, ни, тем более, начальство, ведь любые изменения, даже предпринятые с благими намерениями, разрушают хрупкое равновесие происходящих в организации процессов. Попытки неофита, воспылавшего страстью к несвойственным для родной школы педагогическим подходам и технологиям, с энтузиазмом их внедрять наталкиваются на пассивное неприятие (и это еще наилучший вариант), а то и на активное сопротивление.
В этом случае рекомендации следует адресовать сразу нескольким участникам образовательного процесса. Администрация школы, выбирая для сотрудников остро актуальные по теме курсы повышения квалификации, должна оценить риски успешного прохождения ими образовательной программы, усвоения и присвоения материала вплоть до вовлечения в потенциально взрывоопасные изменения. Если директор сам в душе реформатор и готов возглавить перемены, разумнее всего изучить новые направления педагогической мысли: можно разбираться в теме самостоятельно или на специальных курсах для руководителей (в этом случае нужно получить согласие учредителей, которое не только позволит произвести оплату конкретного курса обучения директора за счет бюджетных средств, но и подготовит почву для грядущих преобразований в школе). Если времени у директора в обрез, а разобраться все равно необходимо, на курсы можно отправить одного или нескольких заместителей.
Когда представители администрации познакомятся с содержанием перспективных концепций и примут решение о возможности их применения в своей школе, можно отправлять учиться несколько проверенных учителей, которые впоследствии станут инновационным ядром изменений. Из многочисленных исследований известно, что для запуска преобразований необходимо сформировать команду единомышленников, численностью не менее 10% коллектива, в состав которых обязательно должны входить представители администрации.
Проучившись на курсах, носители новых идей и практик смогут начать их пилотную апробацию, по результатам которой станет возможным вовлечение остальных педагогов. Коллектив, принявший решение о переменах, удобнее всего обучать в формате школьных команд, где учителя, независимо от преподаваемого предмета, осваивают общие закономерности и попутно отрабатывается взаимодействие между коллегами. Описанной модели повышения квалификации уже много лет, она хорошо зарекомендовала себя в начале 2000-х, например, на кафедре Открытых образовательных технологий Московского института открытого образования, возглавляемой в те годы Людмилой Прокофьевой. В рамках этой модели «Учительской газетой» совместно с кафедрой ООТ МИОО были организованы успешные «Заочные курсы повышения квалификации», познакомившие педагогов не только с теорией, но и с практикой образовательных технологий.
Многозвенность и вариативность предлагаемой модели позволяет корректировать как содержание, так и темп освоения программ. А вишенкой на торте оказывается выезд специалистов непосредственно в школу, без необходимости организовывать поездку учителей и администрации в институты повышения квалификации.
7. Проблема потерянного на курсах времени
Выбирая курсы повышения квалификации, педагог надеется, что они будут действительно качественными, содержательными и полезными. Ведь обычный объем в 72 часа это немало и жаль, если результат обучения оказывается противоположен ожиданиям. Время потеряно. Эффект – практически нулевой.
Реализуйте свои права с умом – выбирайте хорошие курсы! Перед окончательным выбором обязательно внимательно ознакомьтесь с предлагаемой программой, если есть возможность, наведите справки или даже лично пообщайтесь с преподавательским составом, координаты для связи обычно указаны на официальном сайте организации. Напишите письмо, позвоните, не стесняйтесь задавать вопросы. Преподаватели системы ДПО с радостью помогут вам сделать верный выбор, чтобы не было мучительно больно за зря потраченное время.
Фото Елены Зачесовой
Комментарии