По профессии я учитель. Я все чаще стал задавать себе вопрос: что приводит детей на скамью подсудимых? Желание получить ответ на него привело меня в Ессентукский нарсуд.
…Пятнадцатилетний Владимир и семнадцатилетний Александр, очевидно, насмотревшись детективных фильмов, надели перчатки и выдавили боковое стекло автомобиля ВАЗ. Они похитили из салона автомагнитолу. Скрыться не успели – были замечены из случайно проезжавшей мимо патрульной полицейской машины. …Четверо молодых людей решили немного на ночь глядя развлечься. Сели в последнюю электричку и поехали в Ессентуки к знакомым девочкам. Тех не оказалось дома. Ребята снова направились к вокзалу. Один из четверки, когда проходили мимо небольшого магазина, обратил внимание на отсутствие сигнализации. Сломать дверь сил хватило. Взяли несколько десятков пачек сигарет, несколько бутылок сока, банку компота и… телефонный аппарат. В общей сложности нанесенный ущерб был оценен в 1238 рублей и 62 копейки. По нашим ценам мелочь. Но закон конкретен: «кража государственного имущества, совершенная по предварительному сговору группой лиц и сопряженная с проникновением в помещение». Подавляющее большинство преступлений подростков составляют кражи. На втором месте – угон средств транспорта. Далее – наркотики, изнасилования (обычно групповые), хранение и использование холодного оружия. После каждого преступления, совершенного подростками, следует задать вопрос: кто в нем виноват? Сам я ставлю на первое место семью, родителей. И совсем не потому, что пытаюсь «соблюсти честь мундира». В школьных конфликтах с детьми бывает виноват и учитель. Случается, педагог виноват в большей мере. И все же… Давайте согласимся, что школьные неурядицы не главная и уж по крайней мере не последняя причина преступления подростка. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какие ценности являются определяющими у его родителей. Своим собственным поведением, всем образом жизни, системой «воспитательных» воздействий некоторые родители сами подводят детей к роковой черте. Признать потом это не у всех хватает совести и силы духа. В ходе одного из слушаний судья спросил отца подсудимого: «Что вы можете сказать о своем сыне? Какой он?» Первая фраза отца: «А ничего хорошего сказать не могу». Я опешил. Родитель говорил о том, как трудно было с мальчишкой с раннего детства, каким тот был непослушным, неуправляемым. Интересно, а что бы ответил сын, если бы судья спросил его: «Подсудимый! Что вы можете сказать о своем отце?» Этому парню и его подельнику повезло. Суд, приняв во внимание и возраст ребят, и то, что это было их первое преступление, счел возможным отсрочить исполнение приговора. …Мы стоим в зале заседаний суда. Слева стоит та самая четверка, взломавшая магазин, не оборудованный сигнализацией. Позади них – двое полицейских. Я смотрю на лица подсудимых. Пытаюсь понять, что они чувствуют. Трое, впервые совершившие преступление, получают отсрочку исполнения. Четвертый – симпатичный семнадцатилетний парень с грустными влажными глазами – осужден на три с половиной года лишения свободы с содержанием в воспитательно-трудовой колонии общего режима. Это его вторая кража. – Кто из вас Егоров? Ты? – строго спрашивает старшина. Берет за локоть осужденного и уводит в раскрытую дверь. Все совершается спокойно, даже как будто буднично. Я успеваю рассмотреть лицо матери Егорова. Оно опухло от слез. Пройдет три с половиной года. Может быть, меньше. И Егоров вернется. Что это будет за человек? Этого не знает никто. Владимир ГАЛЬЦЕВ, Ессентуки, Ставропольский край
Комментарии