search
main
0

Реши задачу – стань мастером. В Герценовском университете обсудили, как оценить компетентность педагога

В Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена на Всероссийской научно-практической конференции «Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики в 2017 году» впервые прошло публичное обсуждение результатов данной апробации. О том, как работает модель, разработчиками которой выступили ученые из РГПУ, рассказала директор Института педагогики РГПУ им. А.И.Герцена, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Светлана ПИСАРЕВА.

По ее словам, в исследовательской модели была заложена идея о том, что учитель проявляет компетентность в своей профессиональной деятельности, решая свои профессиональные задачи. При этом профессиональные задачи – это не предметные задачи, которые решает ребенок, изучая какой-либо учебный предмет. Профессиональные задачи более сложные, и они связаны с тем, что учителю нужно проявить свое знание предмета, методики, знание личностных особенностей детей, специфики работы с одаренными детьми, с детьми с ОВЗ, а также продемонстрировать умение применять эти знания на практике, то есть на уроке.- С опорой на эту идею была построена диагностическая работа, – пояснила Светлана Писарева. – У любого инструментария в проекте есть определенные ограничения. Техническое задание было в качестве такой границы. Мы подумали над тем, как это грамотно сделать, и в итоге получилась тестовая часть как проверка предметной грамотности педагога. Далее педагог должен был решить несколько методических задач, проявляя свою компетенцию в решении различных ситуаций, а также найти решение для общепрофессиональных задач, которые не зависят от преподаваемого предмета, например организация взаимодействия учеников в формате дополнительного образования или построение среды учебной дисциплины кабинета и т. д.Поскольку все задачи разные по сложности, то на их решение отводилось разное время. На первые две части – тестовую и методические задачи – 4 часа, а для решения общепрофессиональных задач отводилось 7 дней, чтобы учитель мог подумать и подготовить материалы. И, конечно, еще одним условием проекта было проведение урока, поскольку без урока сложно выявить компетенцию учителя. Всего эксперты отсмотрели более 200 видеоуроков.Таким образом, сама модель заключается в том, что мы предлагаем систематизированные в рамках диагностической работы задачи, учитель их решает, демонстрирует на уроке решение общепрофессиональной задачи, и на основе этого мы делаем вывод о его профессиональной компетентности.В чем особенность нашего подхода? Дело в том, что мы придерживаемся точки зрения, что у компетентности человека нет уровней. То есть мы не можем сказать: вы на одном уровне информационной компетентности, а мы на другом. Она у всех у нас разная. Компетентность вообще не может иметь уровней, потому что она по жизни развивается. Если вам актуально работать с какими-то компьютерными программами, то вы дальше с ними работаете, а я их не востребовала в своей профессиональной деятельности, поэтому мне они не нужны вообще. Компетентность – это свойство личности, которое проявляется в зависимости от востребованности. Если мне нужна компетентность в сфере приготовления пищи, то я буду совершенствоваться, но при этом я не могу сравниться с шеф-поваром французского ресторана.Для того чтобы что-то оценивать, нужна шкала. Когда мы измеряем температуру, у нас есть шкала градусов, измеряем расстояние – пользуемся эталоном расстояния и т. д. Нам нужна шкала, по которой мы будем оценивать компетентность учителя. Что это за шкала? Нами такой шкалой была выбрана сложность задач, которые педагог решает. Есть задачи, которые он решает типовыми способами, то есть написал план урока, взял методичку и провел урок. Это первый уровень сложности, когда не нужно использовать никаких сложных инструментов для решения задачи.Второй уровень сложности задач подразумевает какие-то контексты. Например, в классе есть ученик, хорошо успевающий, и есть ученик, плохо успевающий. Здесь недостаточно использовать методичку и провести урок, а нужно подумать, как работать с одним и с другим.Третий уровень сложности – это решение задач в ситуации неопределенности. Конечно, при оценке очень важна роль эксперта. Подготовка экспертов – это вообще вопрос отдельный, потому что решение каждой задачи – это серьезная работа для него. Эксперт должен понять, действительно ли учтены контексты, действительно ли учитель проявил знание, предложил эффективный путь решения задачи и т. д. Но сама по себе идея выявления компетентности учителя через совокупность задач, связанных с его профессиональной деятельностью, через урок работает. Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте