Урок обобщения и систематизации знаний
Эпиграф к уроку: “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным”.
Паскаль
Цели урока:
умственное развитие учащихся;
развитие познавательной и творческой деятельности;
развитие культуры коллективного умственного труда.
Оборудование к уроку: тест “Квадратные уравнения”, кодоскоп, песочные часы, таблицы, черный ящик, корень растения, карточки.
План урока
1. Организационный момент “Настроимся на урок!”
2. Тест “Квадратные уравнения”.
3. Работа по группам: а) математика и биология; б) математика и русский язык.
4. Немного истории: а) квадратные уравнения в Индии; б) квадратные уравнения в Европе.
5. Викторина “Дальше, дальше…”
6. Урок веселой математики.
7. Итог.
Ход урока
1. Организационный момент “Настроимся на урок!”
Ученикам сообщаются тема, задачи и план урока. Обращается внимание на эпиграф.
Учитель: Математику не зря называют “царицей наук”, ей больше, чем какой-либо другой науке, свойственны красота, изящность и точность. Одно из замечательных качеств математики – любознательность. Постараемся доказать это на уроке. Вы уже умеете решать квадратные уравнения. Знания не только надо иметь, но и надо уметь их показать, что вы и сделаете на сегодняшнем уроке, а я вам в этом помогу.
2. Тест “Квадратные уравнения”.
Ученики получают карточки с пленкой. Заполняют пропущенные слова на пленке.
I ВАРИАНТ
1. Уравнение вида ax2 + bx + c = 0
где a,b,c – заданные числа, a ? 0,
x – переменная, называется…
2. Полное квадратное уравнение не имеет корней, если D =…
3. Уравнение вида x2 + px + d = 0 называется…
4. Квадратное уравнение имеет два корня, если b2 – 4ac …
5. Дано уравнение 3×2 – 7x + 4 = 0. Найти D. D =…
II ВАРИАНТ
1. Если ax2+bx+c = 0 квадратное уравнение, то a… коэффициент, с…
2. Уравнение x2 = a, где a < 0, не имеет…
3. Полное квадратное уравнение имеет единственный корень, если b2 – 4ac…
4. Уравнение вида ax2 + c = 0, где a ? 0, c ? 0, называют…квадратным уравнением.
5. Дано уравнение x2 – 6x + 8 = 0. Найти D. D =…
Проводится взаимопроверка. Ответы показываем через кодоскоп.
3. Работа по группам.
а) Математика и биология (звучит музыка).
Учитель: Внести черный ящик! Угадайте, что в ящике. Даю три определения этому предмету:
1. Непроизводная основа слова.
2. Число, которое после постановки его в уравнение обращает уравнение в тождество.
3. Один из основных органов растений.
/Корень/
Учитель: Вы должны определить, какого растения это корень, решив следующие уравнения по группам.
1. x2- 8x + 15 = 0
2. x2 – 11x + 18 = 0
3. x2 – 5x – 6 = 0
4. x2 – 4x + 4 = 0
5. 3×2 + 4x + 20 = 0
6. 5×2 – 3x – 2 = 0
Учитель: Игра “Математическое лото”. Найти карточку со своим ответом и поместить ее в соответствующую ячейку. “Математическое лото” оформляется на магнитной доске. Получается рисунок (рис.1).
Учитель: Что это за растение?
Ответ: Роза.
Учитель: Значит, в черном ящике лежал корень розы, о которой в народе говорят: “Цветы ангельские, а когти дьявольские”. О розе существует интересная легенда: по словам Анакреона, родилась роза из белоснежной пены, покрывающей тело Афродиты, когда богиня любви выходила из моря. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.
Цветы, как люди, на добро
щедры,
И щедро нежность людям
отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
б) Математика и русский язык.
Учитель: Решите уравнения, корни которых замените буквами, используя соответствие “число – буква” (рис.2).
Решив данные номера, вы должны определить, из какого произведения эти строки:
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей,
И корни ядом напоила.
1. ? 534 /а/ 3×2 – 7x + 4 = 0
2. ? 540 /а/ 8×2 – 14x + 5 = 0
3. ? 541 /б/ 3×2 – 8x +5 = 0
4. ? 510 /а/ 3×2 – 4x = 0
5. ? 545 /а/ (x + 4)2 = 3x + 40
Решите данные уравнения разными способами.
Ребята: Корни этих уравнений соответствуют слову “анчар”.
Учитель: Кто автор этих стихотворных строк?
Ответ: Александр Сергеевич Пушкин.
Учитель: Видите, ребята, все в этом мире взаимосвязано: математика, русский язык и литература, биология. Мы увидели, что слово “корень” встречается на уроках биологии, русского языка и математики.
4. Немного истории.
а) квадратные уравнения в Индии.
Учитель: По словам математика Лейбница, “кто хочет ограничиться настоящим без знания прошлого, тот никогда его не поймет”.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме.
Стук в дверь. Входит “ученый из Индии” со свитком. В роли ученого может выступать старшеклассник.
Учитель: Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскары.
Ученый: Здравствуйте, милые ребята! Решите мою задачу про обезьян:
Обезьянок резвых стая,
Всласть поевши, развлекалась
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась.
А 12 по лианам…
Стали прыгать, повисая.
Сколько было обезьянок,
Ты скажи мне, в этой стае?
Ученики решают задачу у доски и в тетрадях.
б) квадратные уравнения в Европе.
Учитель: Формулы решения квадратных уравнений в Европе были впервые написаны в 1202 году. Вывод формулы решения квадратного уравнения встречается у французского математика Ф.Виета.
По праву достойна в стихах
быть воспета
О свойствах корней теорема
Виета.
Что лучше, скажи, постоянства
такого,
Умножишь ты корни – и дробь
уж готова.
В числителе С, в знаменателе А.
А сумма корней тоже дроби
равна.
Хоть с минусом дробь,
что за беда?
В числителе В, в знаменателе А.
Учитель: Как читается теорема Виета?
Ответ: Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.
Учитель: Напишите на доске формулы.
Пример 1 /устно/: Найти корни уравнения x2 – 3x – 4 = 0
Ответ: x1 = 4, x2 = – 1.
Учитель: Сформулируйте теорему, обратную теореме Виета.
Ответ: Если числа m и n таковы, что их сумма равна -p, а произведение равно q, то эти числа являются корнями уравнения x2 + px + q = 0.
Учитель: Пример 2. Составьте квадратное уравнение, если известны его корни x1 = 5, x2 = 6.
Ответ: x2 – 11x + 30 = 0
Учитель: Пример 3. Составьте квадратное уравнение, если известны его корни:
x1 = – 5, x2 = 6
Ответ: x2 – x – 30 = 0
x1 = – 6, x2 = 5
Ответ: x2 + x – 30 = 0
x1 = – 5, x2 = – 6
Ответ: x2 + 11 + 30 = 0
Пример 3. ? 664.
Один из корней уравнения 5×2 – 12x + c = 0 в три раза больше другого. Найдите С.
5. Викторина. “Дальше, дальше…”
В течение одной минуты ребята отвечают на вопросы, приведенные ниже:
1. Уравнение второй степени.
2. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если D больше 0?
3. Произведение корней приведенного квадратного уравнения равно…?
4. Когда начнется XXI век?
5. Равенство с переменной?
6. От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
7. Очень плохая оценка знаний?
8. Чему равна сумма корней приведенного квадратного уравнения?
9. Цифровой знак, обозначающий отсутствие величины?
10. Как называется квадратное уравнение, у которого первый коэффициент – 1?
11. Сколько раз в году встает солнце?
12. Уравнения, имеющие одни и те же корни?
13. Сколько корней имеет квадратное уравнение, если дискриминант меньше 0?
14. Соперник нолика?
15. Что значит решить уравнение?
16. Есть у любого слова, у растения и может быть у уравнения?
6. Урок веселой математики. (Ведут старшеклассники).
Первый ведущий: Ну, ребята, что у нас по расписанию?
Второй ведущий: Это в школе бывает по расписанию. А у нас веселый урок. Он бывает по желанию ребят.
Первый ведущий: Так что у нас по желанию ребят?
Учитель: Многие ребята просят разучить с ними правило нахождения корня квадратного уравнения.
Второй ведущий: Мы с удовольствием разучим это правило. Только объясните, пожалуйста, что такое квадратное уравнение. Чем оно отличается от круглого, прямоугольного?
Первый ведущий: Квадратным уравнением называется уравнение, где неизвестное берется в квадрате, т.е. во второй степени
x2 + px + q = 0.
Второй ведущий: Ну и как же отыскать эти корни? Как они выглядят?
Первый ведущий: Очень просто. Одна девочка сочинила песню про эти корни:
Чтобы решить уравненье,
Корни его отыскать,
Нужно немного терпенья,
Ручку, перо и тетрадь.
Минус напишем сначала,
Рядом с ним пополам,
Плюс – минус знак радикала,
С детства знакомого нам.
Второй ведущий: Друзья мои! Я, конечно, в детстве знакомился со знаком радикала. Но сейчас совершенно забыл, что это такое.
Первый ведущий: Это такой знак, который обозначает, что из числа будут извлекать корень квадратный. Но вернемся к песенке.
Ну а под корнем, приятель,
Сводится все к пустяку.
p пополам и в квадрате
Минус несчастное q.
Второй ведущий: Почему несчастное q?
Первый ведущий: Потому что из-за этого q вся путаница. Без него все было бы гораздо проще.
Второй ведущий: Ну и что? Если вам какая-то буква или предмет усложняет жизнь, значит, его несчастным называть? Например, если вы никак не можете запомнить теорему Пифагора, вы должны говорить: “Квадрат несчастной гипотенузы равен сумме квадратов несчастных катетов”. Так что ли? Нет, нет, и не уговаривайте меня, я на это не пойду.
Первый ведущий: Согласен. Пусть будет “Минус прекрасное q”.
Второй ведущий: Ну вот, это совсем другое дело. (Вместе поют всю песенку от начала до конца).
7. Итог урока.
Учитель: 1. Какое уравнение называется квадратным?
2. Приведите примеры неполного квадратного уравнения.
3. Чему равен дискриминант, если квадратное уравнение имеет 2 корня?
4. Квадратное уравнение имеет единственный корень, если…
Оценка работы учеников на уроке, домашнее задание.
Румия САИТОВА,
учитель математики Терекли-Мектебской средней школы им. А.Ш.Джанибекова
с. Терекли-Мектеб,
Ногайский район,
Республика Дагестан
Комментарии