search
main
0

Решение демографической проблемы. Шаг третий. Каждому ребенку – по семье

Министр здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов стал горячим сторонником семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Михаил Юрьевич так радеет за интересы сирых и обездоленных, что обещает уменьшить количество сиротских учреждений в несколько раз. К слову, предшественник Зурабова Александр Починок обещал вообще свести сеть таких учреждений до минимума, но считал, что для начала их нужно передать в систему социального обеспечения из системы образования. Но у Починка не было материальной базы для реализации таких намерений. Другое дело – Михаил Зурабов, в поддержку которого появилось новое законодательство, обеспечивающее передачу сирот в приемные семьи.

Начало темы в «УГ» №№ 5, 6 за 2007 год

Конечно, то, что существенным образом улучшится материальная поддержка приемных семей, хорошо. Но хотя Михаил Зурабов, лично подающий пример усыновления детей, уповает на то, что 2,5 миллиона российских бездетных пар в новой финансовой ситуации будут бороться за право взять в свои семьи детей-сирот (их в России в три раза меньше, чем этих пар), определенный скептицизм на этот счет в обществе все же есть. Многие опасаются, что новые инициативы отодвинут или даже разрушат то, что было наработано годами. Например, систему патронатных семей. Об этом, в частности, сказал Владимир Аверкин, руководитель Комитета образования Новгородской области: «При установке выплат пособий опекунам, попечителям, приемным семьям нужно обязательно увеличивать на федеральном уровне объем средств на выплаты патронатным семьям».

Замечу, что в ходе реализации программы патронатного воспитания внимание было обращено на то обстоятельство, что содержание ребенка в интернатном учреждении помимо более низкой эффективности воспитания и адаптации ребенка к жизни в обществе, имеет еще и чисто экономическую нецелесообразность.

Михаил Зурабов считает, что можно было бы уже сейчас начать стимулировать более активную передачу сирот в семьи, если бы была уверенность в том, что средства, которые сегодня выделяются на содержание интернатных учреждений, сразу же могли быть переданы и нацелены на содержание детей в замещающих семьях. Но поскольку субъекты РФ и муниципалитеты не могут одновременно финансировать два вида расходов – на стимулирование семейного устройства сирот и на содержание сети сиротских учрежднний, необходимо реструктуризировать эту сеть. По мнению Зурабова, в данном случае необходима помощь федерального центра: «Госбюджет добавляет деньги, имея в виду, что регионы и муниципалитеты не будут пассивны и довольно активно начнут проводить работу по улучшению качества функционирования интернатов, в том числе меняя их функциональную направленность. В то же время мы прекрасно понимаем, сколь сложна передача ребенка на воспитание в замещающую семью: подбор родителей, объяснение им, каким образом решать проблемы, возникающие в связи с появлением нового члена семьи, – медицинские и социальные. Уже, кстати, запланировано выделение 290 миллионов рублей на углубленную диспансеризацию детей, содержащихся в интернатных учреждениях для того, чтобы в течение года составить медицинские паспорта на всех воспитанников. Тогда при передаче ребенка на семейное воспитание будет известно, есть у него проблемы со здоровьем или нет, нужно что-то делать дополнительно или эти проблемы уже были решены в тот период, когда ребенок находился под опекой государства».

Что же касается проблемы патронатных семей, то Михаил Зурабов полагает, что ее можно решать на региональном уровне, в том числе за счет тех финансовых средств, которые предусмотрены по статьям финансирования интернатных учреждений. Если выяснится, что у регионов не хватает денег, чтобы поддерживать и развивать патронатное воспитание, Минздравсоцразвития совместно с Минобрнауки РФ сформирует предложения о выделении дополнительных средств.

Пока же остается наблюдать, каким образом новшества в российском законодательстве помогут решению проблемы сиротства, да и в целом демографической проблемы в стране, поскольку это вещи взаимосвязанные.

От первого лица

Михаил ЗУРАБОВ, министр здравоохранения и социального развития РФ:

– С 1 января 2007 года введено новое единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Право на это пособие будет иметь один из усыновителей, опекунов или попечителей, приемных родителей. Оно устанавливается в размере 8000 рублей и приравнивается к размеру единовременного пособия при рождении ребенка. Каким образом будет организована выплата? Эти полномочия делегированы субъектам РФ. Средства на выплату предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций и будут зачисляться на счета бюджетов субъектов РФ. Приемные родители имеют право на все те меры поддержки в системе социального страхования, которые имеют обычные работающие граждане.

Информация с мест

Галина ХОРОШЕВА, заместитель губернатора Волгоградской области по социальным вопросам:

– Мы считаем устройство детей-сирот в семьи приоритетной формой своей работы. У нас в области сегодня 5150 опекаемых детей, на содержание которых опекуны получают ежемесячные выплаты. Средства на это учитываются в областном фонде компенсаций и передаются из областного бюджета районам. Приняты законы и постановления главы администрации области, которые эту работу регулируют. В 2006 году в нашем бюджете на выплаты пособий по опеке и попечительству было выделено 195 миллионов рублей. Бюджет, принятый областной Думой на 2007 год, предусматривает увеличение выплат опекунам и приемным родителям на содержание детей на 40 процентов. На одного ребенка выделяется 4650 рублей в месяц. В области приняты два закона – «О патронатном воспитании» и «Об оплате труда приемных родителей и предоставляемых им мерах социальной поддержки». Оплата труда приемного родителя устанавливается в трехкратном размере первого разряда ЕТС, увеличенном на 20 процентов за специфику работы, и составляет 3960 рублей на одного приемного ребенка, за второго и каждого последующего оплата увеличивается еще на 20 процентов. Что касается единовременного пособия при передаче ребенка в приемную семью, то областной закон на этот счет находится на согласовании. Обязанности по выплате пособия будут возложены на систему образования.

Нина ПИВОВАРОВА, заместитель председателя правительства по социальной политике – министр социального развития Оренбургской области:

– В области утвержден порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований и порядок их расходования, создана нормативная база для выплат приемным родителям, опекунам и усыновителям. Этой работой мы занимаемся с 1997 года. В опекунских семьях у нас проживают более 70 процентов от числа всех детей-сирот – 6200 человек. Создан и развивается институт приемной семьи, в системе социальной защиты действуют семейные воспитательные группы. В 2007 году предусмотрены опекунское пособие и плата за содержание ребенка в приемной семье в размере 4000 рублей. Единовременное пособие при передаче ребенка в приемную семью будет выплачиваться в нашей области с учетом районного коэффициента и составит не 8000, а 9200 рублей. У нас ежегодно передаются в семьи порядка 1400 ребятишек. Всей этой работой будет заниматься областное Министерство образования.

Владимир ИВАНОВ, руководитель Департамента образования Новосибирской области:

– Еще в 2001 году в нашей области был принят закон об оплате труда приемных родителей, и сейчас их зарплата равна 5415 рублям. Средства на содержание одного ребенка дошкольного возраста составляют 2150, а школьного – 4160 рублей. Размер всех этих выплат ежегодно пересматривается. Единовременная выплата при устройстве ребенка в приемную семью будет определена законом Новосибирской области, который сейчас проходит согласование.

До 75 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы устраиваем в семьи. Приемные родители работают по договору с муниципалитетами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте