search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Решать или не решать? Критическое мышлениепротив «синдрома Буратино»

Помните диалог Мальвины и Буратино из «Золотого ключика, или Приключений Буратино» Алексея Толстого?

Мальвина: Мы займемся арифметикой… У вас в кармане два яблока.Буратино: Врете, ни одного.- Я говорю, предположим, что у вас в  кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко.  Сколько у вас осталось яблок?- Два.- Подумайте хорошенько.- Два.- Почему?- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись…Только ли сказочные герои способны на такие «фокусы» с информацией?Если человек умеет добывать информацию и отбирать ее соответственно поставленным целям и задачам, то он умеет учиться. Благодаря Интернету к любому виду информации в современном мире имеется практически неограниченный доступ, педагогу остается только научить ребенка адекватно ее оценивать, правильно интерпретировать, критически относиться к источникам, рационально использовать. Развитие критического мышления у школьников преследует именно эти цели.Для того чтобы ребенок мог воспользоваться своими возможностями, важно, чтобы он развивал в себе ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет:- готовность к планированию, при этом важно упорядочить хаотичные мысли и распределить их в определенной последовательности, что является признаком уверенности;- гибкость, которая необходима для того, чтобы прислушиваться к мыслям других, обогатить свой мыслительный потенциал; только тогда можно приступить к вынесению суждения по определенному вопросу;- настойчивость – она необходима при столкновении с трудной задачей, которая часто вынуждает откладывать ее решение на более поздний срок; вырабатывая настойчивость, ученик добьется положительных результатов в обучении;- готовность исправлять свои ошибки: умеющий мыслить критически всегда признает свои ошибки, анализирует их, делает для себя определенные выводы;- осознание – это очень важное качество, которое предполагает умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений;- поиск компромиссных решений предполагает умение найти альтернативные решения, удобные для восприятия другими людьми.Как этого добиться в школьной практике?Часто ответы учеников ставят учителя в тупик. Дети либо не понимают вопроса (прослушали), или, не желая быть неуспешными, отвечают хоть что-нибудь, и тогда выход из положения ясен каждому педагогу – повторить и (или) перефразировать вопрос, задать наводящий, привести уточняющий пример. Но все чаще я сталкиваюсь с ситуацией, когда ученик вместо поставленной задачи решает свою с более простыми и понятными условиями или же вообще ищет способ не решать задачу. Одна из моих десятиклассниц сказала: «Каждая задача имеет два пути решения: решать и не решать». Чаще всего сталкиваешься с таким проявлением «синдрома Буратино» при решении развивающих задач, задач на логику или олимпиадных задач.Пример 1Задача. На чудо-дереве растут бананы и апельсины, если срывать два одинаковых плода, то на дереве вырастает апельсин, если два разных, то банан. Какой плод останется на дереве последним? (Олимпиада по математике, 8-й класс.)Ответ: Так как никто не будет срывать одинаковые плоды, то…Пример 2Задание. Сделать разрез в тетрадном листе так, чтобы в него смог пролезть человек. (5-й класс, занятие кружка «Квант».)Варианты решения, предложенные детьми:- А можно просунуть не самого человека, а его фотографию…- А давайте склеим много листов и сделаем разрез…- А я разрежу лист на тонкие полоски и склею потом в одно кольцо…Пример 3Задача. Докажите, что треугольники подобны. (Геометрия – признаки подобия треугольников, 8-й класс, предполагается использование первого признака подобия треугольников.)Решение. Предположим, что выполняется АВ:АВ1 = АС:АС1 = ВС:В1С1, а соответственные углы равны, тогда треугольники подобны…Пример 4Задача. Сравните F(3) и F(4), если известно, что F(x) – первообразная функции  f(x) = (3х2-8х)ln(x-2).  (11-й класс, алгебра и начала анализа.)Решение: Найти вид функции F(x) мы не можем (не умеем), давайте просто подставим в f(x) и сравним…Крайней степенью проявления этого «синдрома» является ответ ученика в форме «я не понимаю», «я не знаю, как решать» в надежде на то, что учитель просто оставит в покое.Выход из положения каждый учитель ищет самостоятельно. В моем арсенале есть две замечательные игры, которые мало связаны с математикой, но помогают мне заложить базу для развития критического мышления.Первая – «Данетки». Ведущий описывает известную только ему ситуацию и задает по ней вопрос, а игроки придумывают уточняющие вопросы ведущему в такой форме, чтобы он мог ответить «да» или «нет», еще имеется вариант ответа «несущественно». Начинаю с широко известных задач.«Петр, выходя из комнаты, хлопнул дверью. Когда он вернулся, Клементина уже умерла. Отчего умерла Клементина?» Дети «рвутся в бой» и начинают высказывать лежащие на поверхности версии: «Она болела»; «Он долго отсутствовал»; «Она отравилась, т. к. он ее бросил» и т. п. И только когда первая волна схлынет, появляются вопросы по существу: «А Клементина человек?» (Нет.) «А она животное?» (Да.) И тут новая волна догадок: кошка, собака, лошадь, динозавр и т. п. А Клементина – рыбка, аквариум которой упал и разбился от хлопка дверью.«Во время Второй мировой войны в кафе в центре Берлина зашел человек в форме немецкого офицера, все присутствовавшие сразу же поняли, что это американский шпион. Почему?» И опять ажиотаж: изъяны в форме, акцент, заказ не соответствует положению. Но опыт уже есть, и постепенно ребята приходят к ответу: «Он афроамериканец».Пожалуй, самая поучительная ситуация происходила с одним из моих шестиклассников. Вместо вопроса он сразу выдавал всю придуманную им историю с множеством мельчайших подробностей и часто без учета некоторых условий. И неточность, хотя бы в одной из деталей, давала мне право сказать «нет». Ему было над чем задуматься, когда его друзья, чувствуя в его истории рациональное зерно, разбирали ее на «запчасти», дробили на мелкие вопросы и приходили к желанной цели. А ответ иногда был так близок к правильному, что удивлению не было предела: «Я же вам почти то же самое говорил». И вот это «почти» быстро научило и его, и одноклассников. Сейчас от них поступают четкие, короткие, выверенные вопросы. Чередование задач про людей и животных, реальных и вымышленных героев, про объекты живой и неживой природы учит детей быстро переключаться и первыми же вопросами очерчивать область, в которой находится описанная ситуация. Разнообразие задач на просторах Интернета надолго обеспечит вас возможностью развивать детей и создавать хорошую атмосферу и настроение в классе. Чаще всего ведет игру учитель, но постепенно  появляются задачи от учеников.Увлеченность детей и моя фантазия  привели меня к сочинению математических «Данеток»: «Две сестрички-близняшки взялись за одно общее дело, но одна стояла на месте, а вторая все бегала вокруг. А когда дело закончили, то оказалось, что первая не имеет никакого отношения к результату, хотя без нее ничего не вышло бы. Кто эти сестры и что за результат получился?» «Два друга поселились в одном круге, один в два раза больше другого, а коромысла «носят» одинаковые. Что это за друзья?» «Три товарища строят сооружение, но удача их ждет только тогда, когда каждый из них меньше, чем два других вместе. Назовите сооружение».Вторая игра – «Тумбочка», откуда такое название, не знаю. Ведущий загадывает слово и называет его первую букву. Игрок придумывает слово на эту букву и задает вопрос в особой форме, называя область, из которой взято придуманное слово, но не озвучивая его. Ведущий отвечает на вопрос, необязательно угадывая слово игрока. Если ведущий на вопрос не отвечает, а игрок не угадал загаданное слово, то ведущий называет следующую букву слова, и игра продолжается. Игра заканчивается, когда угаданы все буквы слова или названа область, из которой загаданное слово. Используются русскоязычные имена существительные, не являющиеся именами собственными, исключения – названия городов, стран, имена людей. Не запрещено на повторяющийся или похожий  вопрос ответить тем же словом.Ведущий: Буква У (устав)Игрок (утка): Это птица?В.: Это не удод.И. (уравнение): Это не математический объект?В.: Это не угол.И. (уравнение): Это не математическое равенство?В.: Не знаю.И.: Уравнение.В.: Вторая буква – С. УС – две первые буквы слова.И. (усы): Это не растительность на лице?В.: Нет, это не усы.И. (устав): Это не свод законов в армии?В.: Да, это устав.Ведущим становится угадавший слово или область, из которой загаданное слово.Если я играю с ребятами 9, 10, 11-го класса, мы часто ограничиваемся областью математических наук, что, с одной стороны, упрощает игру, с другой – усложняет, но дает возможность повторить математические определения.  Ведущим на первых порах и в той и в другой игре должен выступать учитель, способный удерживать диалог в культурных рамках, вести его в быстром темпе, постоянно уточняя ситуацию в «Данетках» и контролируя буквы в ответах в «Тумбочке».Еще несколько «зайцев убивает» использование этих игр в педагогической практике. Во-первых, у ребят уходит страх перед вопросами в адрес учителя, страх показаться смешным перед одноклассниками. Во-вторых, если учитель способен играть в «Тумбочку» в быстром темпе, используя свой кругозор, значит, он получает еще одну возможность повысить свой авторитет в глазах учеников. Восторженно-разочарованное «Вы все знаете!..» многого стоит. В-третьих, появляется замечательная возможность поощрить учеников за хорошую работу на уроке, или за качественное освоение темы, или за успешно написанную контрольную работу.И основное – постепенно исчезает «синдром Буратино», решение веселой задачи всем классом учит не бояться высказывать свое мнение, читать и слушать внимательнее, слышать одноклассников, подмечать мелочи и нюансы, не отступать перед сложностями. P.S.  А вы как думаете:  кто ходит по математическим полям то с плетью, то с посохом?​Наталия КИРИЛЛОВА, учитель математики и информатики средней школы №8 с углубленным изучением математики и английского языка города Боровичи Новгородской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте