Сегодня герой нашей рубрики – известный кинопродюсер, режиссер Ренат Давлетьяров. А поводом для беседы стал его новый фильм «Летчик» – военная история, работа над которой длилась три года. Уже скоро зрители смогут увидеть кино на больших экранах. В профессиональном багаже Рената Давлетьярова десятки картин, где он выступает и как продюсер, и как режиссер, и как сценарист. Ему интересно создавать разное кино – комедии, драмы и военные фильмы («Любовь-морковь»-1, 2, 3, «От 180 и выше», «Однажды», «Зеленая карета», «Донбасс. Окраина»). Именно он несколько лет назад экранизировал свою версию повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», которая вызвала бурное обсуждение среди общественности. Ренат Давлетьяров – авторитетная персона не только в отечественной киноиндустрии, но и за рубежом. Много лет он возглавляет Гильдию кинопродюсеров России, был вице-президентом ФИАПФ (Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров) от Европы, директором ММКФ (Московский международный кинофестиваль) и доверенным лицом Владимира Путина. В эксклюзивном интервью «УГ» Ренат Фаварисович рассказал о жанре военного кино, любви к Родине и процессе создания фильма «Летчик». А также о том, в чем специфика режиссерской профессии и каковы особенности отечественной киноиндустрии.
– Ренат, в ноябре состоится выход в прокат фильма «Летчик». Расскажите, о чем это кино? Какая идея лежит в его основе?
– Фильм «Летчик» о войне. Мы планировали выпустить его к 9 Мая, но история с пандемией сдвинула сроки. В итоге кино выходит в прокат 4 Ноября – в День народного единства. Сама по себе картина сложная технологически и физиологически. Над «Летчиком» я работаю три года, и даже появилась некая усталость от проделанной работы.
Сюжет фильма строится на истории персонажа летчика Николая Комлева. Он совершает боевой вылет с целью остановить немецкую танковую колонну, движущуюся к столице. Самолет Комлева оказывается сбит вражескими истребителями, но ему все же удается посадить машину на заснеженную лесную поляну. Нашему герою предстоит проделать немыслимый путь, превозмогая холод, голод и боль, спасаться от волков и немцев и добраться до своих.
– Я видела трейлер к фильму. Зима – сложное для съемок время, но и красивое. Почему не летом?
– Работая несколько лет назад над картиной «А зори здесь тихие…», я был убежден, что это самые-самые сложные съемки в жизни. Но съемки фильма «Летчик» опровергли это убеждение.
Петр Ефимович Тодоровский на такой вопрос, как ваш, отвечал: «Актеры зимой лучше играют», и в этом есть доля истины. Но… Вы приезжаете в дикий лес, видите прекрасные пейзажи, все в белоснежном снегу, а репетировать на этой площадке не можете, потому что затопчете весь снег. И, по сути, нужно снимать с первого дубля. Но это с людьми… «Партнерами» Петра Федорова (главного актера) в этом фильме являлась стая волков. Они самонадеянно были прописаны в сценарии, и только потом мы выяснили, что эти животные не поддаются дрессировке.
Мы выпускали стаю волков, и, кроме того что они не хотели выполнять наши команды, я еще с тревогой посматривал на бескрайние леса, потому что, сколько волка ни корми… Съемки проходили в Демьянском районе Новгородской области, где на сотни верст, кроме нашей маленькой базы, ни одного населенного пункта. Поэтому, честно говоря, моментами меня охватывало отчаяние.
– У вас большой список фильмографии. Над какими-то картинами вы работаете в качестве режиссера, например «А зори здесь тихие…», «Донбасс. Окраина», «Летчик». Над другими – в качестве продюсера, например всеми любимая «Любовь-морковь». Это фильмы разных жанров. Я ошибаюсь или как режиссеру вам нравится снимать сложное кино?
– Через месяц мы должны приступить к съемкам фильма «Любовь-морковь»-4!
– Я очень рада! Без лести, действительно хорошее комедийное кино.
– Если вернуться к вашему вопросу о сложном кино… Ничего не требует такого таланта, трудолюбия и удачи, как комедия. Бытует мнение, что легкую комедию и снять можно легко. Любое кино, как и другие формы искусства, должно вызывать у человека сопереживание – печаль, страх, ненависть, слезы, но сложнее всего заставить человека засмеяться. Комедия – это такая тонкая грань, слева от которой пошлость, а справа не смешно. На мой взгляд, это очень и очень сложно, поэтому я не снимаю комедии сам. В данном случае я выступаю в качестве соавтора сценария (совместно с Дмитрием Пинчуковым) и продюсером вместе с моим партнером Владиславом Ряшиным (Star Media).
– Хотела бы вернуться к фильму «Летчик». Это же патриотическое кино?
– Я не люблю оперировать такими словами, как «патриотизм» и «любовь к Родине». Любовь к Родине, как и любовь к матери, должна быть присуща каждому нормальному человеку.
«Летчик» – это захватывающая, на мой взгляд, история, происходящая во время Великой Отечественной войны, частично основанная на реальных событиях. Всем известна судьба легендарного летчика Алексея Петровича Маресьева, который потерял ноги из-за ранения, полученного в бою, а после этого вернулся в строй, воевал, стал Героем Советского Союза. И мало кто знает, что таких летчиков с похожей судьбой было 8.
Наш герой – это собирательный образ. С самого начала сценарий этого персонажа мы писали для Петра Федорова.
– А любовь в «Летчике» будет?
– Для нашего героя эта любовь персонифицируется в образе персонажа молодой театральной актрисы, которую исполняет Анна Пескова.
– На ваш взгляд, военное кино – то кино, которое должно поддерживаться и финансироваться государством?
– Частично нас профинансировал Фонд кино. Это составило ¼ часть бюджета. Остальное – это собственные средства, инвесторы, спонсоры. Такие картины по определению не могут быть малобюджетными, учитывая наличие в фильме танков, самолетов, исторических костюмов, декораций, пиротехники, компьютерной графики.
– Как вы оцениваете сегодня уровень российского кино? Мы сможем приблизиться когда-то к американскому или европейскому?
– Вопрос не совсем корректный. Смотрите, США после Второй мировой войны подсадили полмира на доллар и собственное кино. И, конечно, оно является флагманом киноиндустрии. По технической оснащенности, невероятной креативности и, конечно, финансовой составляющей.
Если говорить про остальной мир, если вы возьмете Францию, Китай, Японию, Германию, то там существует система государственной поддержки кинематографа. А там, где ее нет или почти нет, на афише кинотеатра 10 из 10 – американское кино.
Если говорить о финансировании в России, ни один продюсер или режиссер вам не скажет, что денег достаточно. Так устроен человек. Но я считаю, что государство очень ответственно и адекватно занимается этой поддержкой. Есть Министерство культуры и Фонд кино, которые дифференцированно на основании конкурсов частично финансируют мейнстрим, авторское кино и дебюты.
– Пандемия нанесла серьезный удар по киноиндустрии? И вернулись ли люди в кинотеатры?
– Сегодня люди в кинотеатры вернулись, и это очень радует. Жизнь продолжается. Но впереди нас могут накрыть последствия пандемийной волны, и это немного тревожит. В результате пандемии в мире накопилось огромное количество отложенных релизов. И когда рынок полностью откроется, сотни фильмов хлынут на кинорынок и могут его серьезно подорвать. В первую очередь я говорю про предполагаемый ущерб национальному кинематографу. Бодаться с международными релизами на равных мы пока точно не можем.
– Хотела узнать ваше мнение про онлайн-платформы, которые стали популярны за время пандемии и переманили к себе многих зрителей из кинотеатров. И благодаря платформам сегодня самый популярный жанр кино – это сериал. Вы смотрите сериалы? А снимать не планируете?
– То, что платформы появились и стали мегапопулярны, – это отлично. Потому что для продюсера и режиссера продажи на онлайн-платформы – это один из способов вернуть затраченные деньги. Кстати, онлайн-права на «Летчика» мы уже реализовали и благодаря этому сумели доснять это кино. Ковид нас серьезно подкосил.
А сериалы действительно стали снимать хорошие. Я с большим удовольствием смотрел «Эпидемию», «Перевал Дятлова», «Психа» и еще несколько фильмов. Все это сделано на впечатляющем уровне. Что касается нашей студии, то мы работаем над созданием сценария сериала. Как снять 8 серий, уложиться в деньги и сроки, пока представляю смутно, потому что не имею такого опыта, но как минимум это интересно.
– Что для вас самое сложное в работе?
– Сложно и ответственно все. Но дольше всего я вожусь с монтажом. Мне нужно время, чтобы перестать неадекватно, то есть сильно, любить собственный материал. Пока ты его любишь, резать по живому не поднимается рука.
– Режиссер – это творец. Продюсер – творец и бизнесмен. Кем вы больше себя ощущаете?
– Для меня это две взаимосвязанные профессии, но режиссер, на мой взгляд, – это более «погруженная» профессия. Как только вы вышли на площадку, в вашей жизни не остается больше ничего, кроме фильма. И еще режиссер – это в какой-то степени публичное одиночество, так как никто из окружающих, даже ваших соратников, все равно до конца не осознает конечности замысла и не несет на себе груза огромной ответственности.
– Вы авторитарный режиссер?
– По-моему, это синонимы. Вполне возможно, что авторитарность в кинопроизводстве – необходимая часть этой профессии.
– А матом прикрикнуть можете?
– Наверное, в наших родных условиях это самый эффективный метод. И старая добрая традиция. Я в молодости работал на площадке с Н.Н.Губенко, С.А.Соловьевым, П.Т.Лебешевым и многими другими известными мастерами. И вольно или невольно впитывал в себя семантические обороты, которые позже помогали мне ускорять производственный процесс.
– Вы попробовали в кино многое, а не мечтали быть артистом?
– В детстве я мечтал быть пиратом, а еще моряком, вождем краснокожих и даже астрономом, но никогда – артистом. Это профессия очень мужественных людей независимо от пола. И зависимая профессия, когда не ты, а тебя выбирают. Это частые уколы по самолюбию, и иногда от тебя мало что зависит. Потому что кино требует от тебя не только актерского таланта, а еще и, например, так называемой киногеничности. Часто бывает так, что у великих театральных артистов не состоялась карьера в кино.
– Вы руководитель режиссерской мастерской ВГИКа имени С.А.Герасимова. Что можете рассказать о современных студентах?
– Опыт преподавания дает мне понимание банальной истины – научить этой профессии нельзя. Можно научиться. Я думаю, многие сегодняшние студенты вряд ли бы поступили во ВГИК 20 или 30 лет назад. Я говорю сейчас не о способности и таланте, а о глубине так называемого культурного слоя. Выборочные знания кинематографа (в большинстве своем американского), выражение растерянности на лице при упоминании А.П.Довженко или А.П.Чехова. И это не их вина, это их беда. Что-то с исчезновением Советского Союза исчезло и из процесса формирования личности. Я не говорю, что они менее талантливы или способны, но освоить синтетическую профессию режиссера немного легче, имея фундаментальные представления о развитии цивилизации и многообразной культуры как главной ее составляющей.
– Кино поглощает все ваше время или остается на себя? Как человеку, для которого хобби – это профессия, отдыхать?
– Я человек социальный, мне необходимо общение. Без этого я своей жизни не представляю. Но у меня счастливая профессия. Я занимаюсь тем, что я люблю. И, несмотря на периодическое собственное нытье о том, как мне тяжело, не представляю свою жизнь без этой работы.
– Вы объездили весь мир и где-то успели пожить. Ваш любимый город?
– Однозначно Москва! То, как она развивается в последние годы при С.С.Собянине, меня как жителя города не может не радовать. Этот город сегодня преображается для людей. По-моему, ушли в прошлое сносы Манежа, гостиницы «Москва», Военторга и бездумного строительства торговых центров где попало. По мне, так Москва сейчас, как пел Муслим Магомаев, лучший город Земли!
Комментарии