search
main
0

Религия в школе: утром светская, вечером – воскресная

В конце ноября московские школы облетела новость: Общественный совет при Департаменте образования Москвы поддержал просьбу Русской православной церкви на безвозмездной основе использовать помещения столичных общеобразовательных организаций под воскресные школы, если администрация сочтет это целесообразным. Новость заинтересовала и представителей других российских религиозных общин. Тех же прав, какими наделили РПЦ, они намерены добиваться и для себя.

– Если речь идет о православных воскресных школах, то я – за. Если в школе, например, нашей будет мусульманский всеобуч, то это меня сильно смутит. И речь здесь не об отсутствии толерантности – слово, на мой взгляд, ругательное, а в сохранении самоидентичности народа. Православие – база и основа нашей российской культуры, будет исторически правильным, если оно станет нашей национальной идеей, об отсутствии которой так много говорят и на которую уповают как на спасение России.

Не думаю, что это инициатива отдельно взятого города – это инициатива столицы, которая должна служить примером всей России. Так же, как объединение школ по принципу «усиления», начавшееся в Москве, подхватила страна. Теперь чиновники, несмотря на протесты родителей, делают вид, что мамам и папам очень нравится даже слияние обычных школ с коррекционными.

– Я считаю, что это решение вполне соответствует той опасной антиконституционной тенденции сращения церкви и государства, которая стала особенно набирать силу после того, как Кирилл (Гундяев) стал патриархом РПЦ МП, – считает блогер из Великого Новгорода Николай Подосокорский, кандидат филологических наук, литературный критик (цитирую по источнику http://philologist.livejournal.com). – Государство сегодня не против использовать РПЦ в качестве проводника идеологии этатизма – мировоззрения, абсолютизирующего роль государства и пропагандирующего максимальное подчинение интересов личностей интересам государства – в лишенном жизненных ориентиров обществе. Ведь непосредственная государственная идеология в России пока что законодательно запрещена. РПЦ с большой охотой и готовностью стремится заполнить вакуум, который образовался после крушения коммунистической идеологии. При разнице наименований подходы и методы обработки сознания людей у КПСС и сегодняшней РПЦ МП во многом схожи – это опора исключительно на государственный аппарат, нетерпимость к любому инакомыслию, крайне жесткая вертикаль власти. Принятая недавно на XVIII Всемирном русском народном соборе так называемая Декларация русской идентичности недвусмысленно дает понять, что главными ценностями, которые священники РПЦ станут прививать детям, будут не идеи Евангелия, а идеи служения нации и государству, исповедование православной культуры как специфически национальной, связанной с мощью и величием государства. Это, безусловно, нонсенс, но мы живем в мире парадоксов, и удивляться не приходится.

В самом деле – удивляться нечему. Министерство образования и науки России еще в сентябре предложило расширить школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» на среднюю и старшую школу, чтобы преподавать со 2-го класса по 10-й. Предложения по этому вопросу должны были поступить в правительство до 1 ноября. При этом в министерстве, как обычно, обещают, что предмет будет введен не раньше, чем пройдет общественное обсуждение вопроса. Но не комментируют, что идея главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Меркурия звучит несколько иначе – увеличить сроки преподавания «Основ православной культуры». Толерантность больше не в моде, православие приходит в школу не гостем, но хозяином. Тенденция эта характерна не только для образования.

Например, за этот год стараниями новосибирских активистов было сорвано три концерта «неверных»: польской группы Behemoth, американца Мэрилина Мэнсона, британцев Cradle of Filth. Причем защитниками православия стали представители разных организаций, но общее у них – пристрастие к кожаным курткам, бритым затылкам, провокациям и дракам… Один из православных активистов, представитель организации «Русский щит», как раз и объяснял мне, что «толерантность – это ослабление реагирования на неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». Про то, что философский словарь трактует толерантность как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, он и не знал: ну откуда? Философия и дубина – две вещи несовместные. Ультраправые, поняв, что национализм – слово неудобное, встали под флаги церкви, как объясняет социолог Иван Кардаш. Причем глава РПЦ патриарх Кирилл во время недавнего Международного съезда православной молодежи на вопрос о деятельности новосибирских активистов порадовался, «что все больше молодых людей понимают, что за нашу веру и наши ценности надо бороться». А как же непротивление злу насилием? Получается, церковные заповеди легко меняются в угоду политике. Что будет, если за веру начнут бороться ислам, иудаизм, буддизм, протестантизм и еще более сотни конфессий России? Плюс атеизм – за веру в разум?

– Опасения, что курс ОРКСЭ приведет к разобщению и конфликтам в среде детей, не оправдались, – заявил митрополит Меркурий журналу «Фома». – Наиболее актуальная проблема – это полноценное обеспечение свободы выбора модулей курса ОРКСЭ на всей без исключения территории России. На практике подчас выбора вообще нет – родителей просто ставят перед фактом, что все дети обязаны будут изучать светскую этику.

За то, что конфликтов нет, надо сказать спасибо учителям, оказавшимся мудрее мудрецов из правительства. Впрочем, в самом ли деле у нас нет межнациональных конфликтов? Разве не зовут дети иных «чурками», не шипят взрослые: «…понаехали тут», не идет информационная война между русскими и украинцами?

– Школа должна оставаться светской, иначе, как мы уже видим, возрастает напряжённость в обществе на почве межрелигиозных конфликтов, – считает доцент Елена Климова, кандидат психологических наук из Калуги. – Кстати, об этом говорили учителя на прошедшем недавно в Москве конгрессе «Возрождение производства, науки и образования в России: вызовы и решения». Негативно отношусь к инициативе использовать образовательные организации под воскресные школы, поскольку это нарушает несколько статей Конституции РФ. Для подобных целей существуют храмы – место для передачи веры.

– К курсу ОРКСЭ я отношусь более чем настороженно: мой ребенок посещал модуль светской этики, – говорит Юлия Путилина, учитель математики школы №1 города Катав-Ивановска Челябинской области. – На мой взгляд, религиозному воспитанию в школе сейчас уделяется слишком много внимания: история в 5 классе насыщена мифами, библейскими сказаниями. Моей дочке было непросто разбираться, где наука, а где – нет. Не возражаю против религиозного воспитания в рамках семейного воспитания, в рамках воскресных школ на территории религиозных организаций. Но в школе дается светское образование. И точка.

Школа, кажется, уже и забыла, для чего она существует. Учителя занимаются чем угодно – натаскиванием на ЕГЭ, оформлением отчетов, организацией выборов, копанием в чужих душах. Только не образованием. Учиться дети не хотят…

– Ко мне стали приводить на перевоспитание детей, которых родители отдали в воскресные школы, – рассказывает астроном и педагог Владимир Крупко, руководитель Омского планетария при городском Дворце детского творчества. – Родители озабочены нежеланием детей учиться – там хорошо, педагоги добрые, зачем ходить в другую школу? Дело доходит до истерик: «В воскресной школе же объяснили, что Бог создал мир, зачем вы мне врете?». Ребенку, который поверил, что Бог есть и Бог создал мир, уже не надо разбираться, как этот мир функционирует…

Конечно, есть свои аргументы и у тех, кто ратует за религиозное образование в школе, потому что оно прежде всего учит доброте и милосердию, чего сегодня в обществе как раз не хватает:

– Дети в нынешнее время нуждаются в воскресных школах, – считает учитель русского языка и литературы Наталья из Петрозаводска. – Уроки веры, доброты, милосердия и сострадания на основе Священного Писания я только приветствую, так как сама являюсь христианкой. Моя дочь посещает занятия воскресной школы. Действительно, сейчас остро стоит вопрос с местом проведения таких занятий!

Что сказать, уроки доброты и милосердия, конечно, актуальны, но не менее важны и другие предметы в школе, которые из нее просто исчезают. В 2009-м, международном году астрономии, из школы исчезла астрономия – наука, формирующая мировоззрение. Количество часов географии в школах, «без которой мы нигде и никак», – сейчас самое меньшее за последний век. Физику, химию, литературу сокращать больше некуда, черчение отменили вовсе. Но при этом объем информации все больше и хаотичней, поскольку создание учебников давно превратилось в прибыльный бизнес. Дети станут добрыми, но плохо образованными – это и есть цель образования?

– Либо настраивать детей на самостоятельное мышление, либо на догмы. Третьего не дано, – уверена омский психолог Юлия Лещинская. – Взрослые люди, выбирающую религию, делают это осознанно. В них уже заложено все, что хочется церкви, – доброта, милосердие, именно потому они и делают такой выбор. Забивать же аксиомами неокрепшие мозги – значит делать их еще более слабыми, неспособными к критическому восприятию действительности. Это то же самое, что настроить механизм на определенную программу. Придет другой механик и легко перестроит программу. Тогда, к примеру, заповедь «не убий» легко превратится в «не убий своего». Когда люди отдают детей в воскресные школы – это их выбор, они решают, кого хотят вырастить. А когда церковь поселяется в школе – выбора уже нет.

Власть старательно поддерживает сращивание светского общества с церковью. Губернаторы строят церкви в массовых масштабах – в Омской области Леонид Полежаев, властвуя 20 лет, умудрялся при полном развале промышленности и сельского хозяйства создавать по десять храмов в год. Правда, доброты не наблюдается – например, по уровню педофилии нам нет равных. В деревнях Усть-Ишимского района, крайнего в Омской области, как рассказывал мне Игорь Вяткин, руководитель Омского отделения Русского географического общества, совершившего туда летом экспедицию, люди живут исключительно натуральным хозяйством. Нет предприятий, нет школ, нет медпунктов. Нет дорог и переправ – по весне староста одного из сел перевозил 11-летнего ребенка с аппендицитом на лодке, отгоняя веслом льдины. Погибнуть могли оба, и бабушка мальчика, коммунистка, в это время молилась в церкви. Что делать, если надеяться больше не на кого – пункт санавиации в соседнем Тевризе давно оптимизировали. Новенькие храмы, якобы построенные на деньги прихожан, есть в самых заброшенных деревнях. Люди в них ходят редко, скорее потому, что ходить больше некуда – клубов и библиотек тоже нет. Бездуховные – им бы выжить. Кстати говоря, если по данным ВЦИОМправославнымив России себя считают 63 процента, то по оценкам МВД действительно посещающие богослужения лица составляют менее 2 процентов населения.

Неужели госмужи действительно надеются, что церковь сумеет вдолбить хотя бы в головы детей главный постулат православия: «Всякая власть от Бога»? Только ведь это все уже было, и Октябрьскую революцию совершили люди, без устали зубрившие Закон Божий…

Цифра

В настоящее время в Москве функционирует 300 воскресных школ. Все они ведут свою деятельность при церквях.

Есть мнение!

Филолог петрозаводской школы:

– В чём смысл воскресной школы? Помочь окрепнуть в вере детям, дать необходимые знания родителям, создать площадку для общения верующих людей. Значит, это надо делать в приходских домах. В школу (обычную) дети придут и так, а вот в церковь и в школу воскресную – только в случае, если их туда приведут верующие родители. Воскресная школа – путь к храму, значит, при храме, наверное, и надо ей быть. Хотя, возможно, я не права. Мне кажется, что решать в школе надо другую проблему: как помочь грузинским, азербайджанским, таджикским, вьетнамским, цыганским и другим детям полноценно изучить русский язык – ведь именно это нас всех объединяет. Если они живут в этой стране, то главное – сформировать уважительное отношение именно к языку. А веру, культуру, идентичность важно сохранять свою, с уважением относясь к традиции соседей. Не религию надо тянуть в школу, а повышать культуру речи и коммуникации в рамках объединяющего нас всех языка.

Учитель истории и обществознания, Петрозаводск:

Учитель-логопед Муезерского района Карелии:

– У нас нет ничего подобного — ни дискуссий таких, ни проблем. Поставили освященный крест на месте старой школы. Поговаривали, что хотят строить церквушку или часовенку, но пока тихо. К вере детей приобщают только в семье, изредка в наш поселок приезжают батюшки.

Опрос подготовила Мария Голубева

Фото Натальи Яковлевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте