Светлана ПРОНИНА, председатель Башкирской республиканской организации профсоюза: – Высшая школа сегодня находится в тяжелом положении, и нам необходимо разработать тактику работы с вузовскими профсоюзными организациями. На заседании комиссии по профессиональному образованию мы пытались выработать такие рекомендации, рассмотрели опыт работы Свердловского обкома и пришли к выводу, что его нужно одобрить и довести до всех. В Екатеринбурге стали проводить совместную учебу ректоров и председателей профкомов на базе какого-либо учреждения. Это только кажется, что наши ректоры все знают. Если спросить их об автономных учреждениях, они не расскажут о плюсах и минусах этого вузовского статуса. Если организовать все так же солидно, как председатель Свердловского обкома Валерий Конышев, то ректоры будут учиться. Получается, что каждый вуз готовится и показывает, как у себя решает ту или иную проблему. Этот опыт необходимо использовать.
В решении проблем вузов нам, по-видимому, нужно двигаться в двух направлениях. Первое – работа с чиновниками на местах, ведь местные бюджеты могут оказывать помощь высшей школе, хоть бюджеты и очень маленькие. Трехсторонние соглашения по этому поводу есть в Москве, Екатеринбурге, Вологде, Белгородской и Кемеровской областях. После того как был принят 122-й закон, даже эти крохи отняли. Практически на этом поле работать очень тяжело. На заседании комиссии было высказано предложение об использовании межотраслевых территориальных соглашений. Пока мы используем их очень плохо, наши ректоры не входят в число работодателей, мы даже не пытаемся эти соглашения распространить на наши вузы, хотя сегодня они зарабатывают внебюджетные средства. Почему-то все остальные предприятия любой собственности подчиняются межотраслевому соглашению, а вузы выпали. Это, как мне кажется, наша недоработка. Поэтому мы должны попытаться сделать так, чтобы кто-то из совета ректоров вошел в число работодателей, и добиваться, чтобы руководители вузов выполняли общие правила. Иначе они будут как та кошка, которая гуляет сама по себе.
По-видимому, нам нужно использовать и второе направление работы. У нас в аппаратах есть профессиональные юристы, специалисты по охране труда, у многих появились экономисты, которых можно задействовать. Не надо называть это проверками вузов, например, в нашей республике это называется оказанием помощи. Мы можем заслушать итоги проверок на совете ректоров, рассказать, кто и сколько тратит на социальную поддержку, и все равно дух соперничества у руководителей вузов сработает.
К нам стали поступать серьезнейшие жалобы по правильности начисления зарплаты и отпускных. Мы проверили четыре вуза и выяснили, что даже главные бухгалтеры по-разному читают одни и те же документы. Сейчас мы договорились с советом ректоров о проведении «круглого стола» главных бухгалтеров всех вузов республики, и на примере четырех проверенных нами учреждений покажем все разночтения, найдем общее понимание существующих проблем, покажем, как их нужно решать. Это могут сделать все.
Сейчас у нас неплохие коллективные договора в высших учебных заведениях. Почему? Много лет с нашим советом председателей вузовских профкомов мы после окончания финансового года рассматриваем, как выполнены коллективные договора. Таким образом, мы поднимаем их уровень, и все интересное, что было наработано, становится достоянием каждого коллектива. Вроде бы примитивные методы, но если мы и этого делать не будем, не стоит придумывать экстренные и экстравагантные методы работы.
Комментарии