search
main
0

Рейтингов много. Но по каким из них принимать решения?

Независимая оценка качества образования по большому счету новое явление для российской действительности. Сегодня существует множество рейтингов, мониторингов, различных исследований иного рода, однако большинство из них инициированы ведомствами и государственными организациями. У независимой оценки другой заказчик и иная роль. Об этом на днях говорили в РИА «Новости» на пресс-конференции на тему «Независимая система оценки качества работы образовательных организаций».

Местный, значит, точный

Действительно, государство не так давно обратило внимание на эту сторону системы оценки образования, однако весь прошлый год прошел под знаком повышенного внимания к вопросу. Также были сделаны попытки создания нормативной базы в этой области. Первым шагом на пути, по мнению директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки РФ Григория Андрущака, можно считать пятую программную статью тогда еще премьер-министра РФ Владимира Путина, которая вышла в феврале 2012 года. В качестве первоочередных национальных задач там были обозначены совершенствование ЕГЭ, «привлечение к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей», а также «развитие принципа независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов».

Во второй раз эта формулировка появилась уже в президентском майском указе №597, где требовалось путем совместной работы с общественными организациями сформировать «независимую систему оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В итоге в принятом в конце 2012 года новом Законе «Об образовании в РФ» появилась статья 95 «Независимая оценка качества образования». Пожалуй, самым главным ее достижением является то, что здесь закреплен следующий принцип «Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Так что, подобные последствия ни школам, ни вузам точно не грозят. Однако страх перед тем, что результаты какого-либо исследования все же могут повлиять на будущее образовательной организации, до их пор остается достаточно сильным. Эксперты постоянно призывают руководителей образовательных организаций не опираться в своих административных решениях только на показатели того или иного рейтинга.

Важность внимательного отношения к результатам такой оценки подчеркнул и научный руководитель Российского тренингового центра ИУО РАО Виктор Болотов: «Если государство использует результаты независимого исследования, то оно должно провести анализ методик, которые использовались, узнать, как проводилось исследование. Завтра у нас будет миллион рейтингов, и придется разбираться в них, чтобы понимать, на основе каких можно принимать решения, а какие из них некорректны».

Если же вновь обратиться к вопросу нормативного закрепления независимой оценки качества образования, то следует отметить, что в середине октября этого года Минобрнауки России утвердило «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций». С ними можно ознакомиться на сайте министерства: http://минобрнауки.рф/документы/3710. Кроме того, они уже разосланы в регионы, чтобы служить ориентиром в создании местных систем. Тем не менее, Григорий Андрущак подчеркнул, что Минобрнауки России лишь обеспечивает нормативную рамку этой деятельности. Вся работа по определению критериев оценки, разработке методологии и форматов все-таки должна осуществляться не централизованно.

Сегодня известно о 133 рейтингах, ориентированных на независимую оценку деятельности на всех уровнях образования в регионах. Тройка территорий-лидеров по числу инструментов выглядит следующим образом: Приволжский федеральный округ – 29, Сибирский – 27, Центральный – 23. Наибольшее число исследований разработано сегодня для оценки деятельности организаций школьного уровня образования. Анализ же профобразования и детских садов, по сути, находится в зачаточном состоянии.

Проблема состоит еще и в том, что регионы нередко копируют успешный опыт соседей, замечая, что там активно используется та или иная методика. Однако это не означает, что даже в двух соседних областях она будет работать одинаково успешно. В каждом регионе своя специфика, и каждый должен понимать, что ему выгодно исследовать. И это не только результаты ЕГЭ (как самый простой, но далеко не самый представительный критерий), и даже не условия и ресурсное обеспечение образования в регионе. Заказчику и исполнителю исследования нужно, прежде всего, понимать, чем отличается образовательная политика их региона от других, что важно именно в этой местности, и изучать это. Так, например, в Калужской области идет активное развитие обрабатывающей промышленности, поэтому местной системе образования надо разбираться в том, какой потенциал есть у местного профильного СПО. А, например, в регионах с низкой плотностью населения стоит исследовать, каким образом можно сделать местную систему образования инструментом для сохранения целостности региона. И в решении этого вопроса может помочь именно независимая оценка качества образования.

Есть задача, есть проблемы

Почему же в вопросах независимой оценки качества образования государство дает организациям такую свободу и акцентирует внимание на необходимой самостоятельности региона в выборе методик и инструментов? Все исходит из того, зачем при всем многообразии уже существующих оценочных процедур она нужна. Как отметил Григорий Андрущак, именно независимая оценка позволяет сформировать представление о качестве образования с точки зрения современного общества и экономики. Она может помочь обеспечить гарантии качества образовании, его доступность, дать семьям с различным достатком в самых разных уголках страны возможность сделать осознанный выбор школы, вуза и т.д. Как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, подобные исследования – шаг к формированию гражданского общества. Население страны начинает самостоятельно думать над тем, что выбрать. И, действительно, кто в таких условиях лучше самого региона может знать, какие индивидуальные особенности нужно учесть в исследовании, чтобы удовлетворить потребностям местного населения?

Конечно, кроме семей, результаты независимой экспертизы могут быть интересны и самим организациям, а также ассоциациям, объединяющим их в регионе, и, естественно, их учредителям в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти. Тем не менее, уже на этом этапе появляется вопрос, который требует разрешения. А что если независимую оценку хочет провести орган управления бюджетной организации? Могут ли у него найтись на этой средства? Допустим, что да. Однако, по мнению Виктора Болотова, после проведения подобной экспертизы этой организации могут вменить в вину нецелевое использование средств. Эту проблему нужно обсуждать со специалистами Министерства труда и социальной защиты РФ, а также с Министерством финансов, ведь, в общем и целом, от проведения независимых исследованиях могли бы выиграть все. Надо лишь дать к ним равный доступ всем заинтересованным сторонам.

Правда, здесь опять встречаются некоторые ограничения. В ряде случаев о результатах исследования может не узнать никто, кроме его заказчиков. Так, например, по словам Григория Андрущака, если исследование заказывает сам учредитель, то по его итогам он должен будет разместить информацию на сайте организации. Но если сама школа решается на такое исследование, то результаты можно нигде не увидеть, они предназначены лишь для ее целей. Кроме того, с учетом сегодняшних требований по защите персональных данных, необходимо получать письменное разрешение образовательных организаций на использование и размещение этих данных. Если же образовательная организация отказывается его предоставлять, она автоматически выпадает из поля исследования, что не работает на формирование открытой и прозрачной среды. Существует и проблема закрытости самих данных, что осложняет работу независимых аналитических организаций. Более активное развитие сегодня получают именно ведомственные исследования, потому что они используют свои данные, в то время как независимая экспертиза может оперировать лишь общедоступными источниками.

Здесь также есть определенная ловушка для исследователя, поскольку, по словам Виктора Болотова, в этих данных сегодня очень много неточностей – случайных и даже намеренных. Поддержал коллегу и Исак Фрумин. Он отметил, что, несмотря на требования закона о размещении информации об образовательных организациях на их сайтах, эта работа ведется недостаточно качественно. Многим еще надо учиться этому, чтобы необходимые образовательной сфере исследования не откладывались на неопределенный срок из-за того, что исследователи не могут начать анализ сведений, не проведя бесконечное число перепроверок.

Кроме того, встает и проблема исполнителей подобных исследований. О нехватке квалифицированных кадров и о том, кто вообще может быть причастным к экспертизе качества образования, сегодня говорится довольно часто. Нужно ли включать в эту систему профессионалов и общественность? И если да, то, в каком качестве? В то же время Григорий Андрущак подчеркнул, что сегодня у негосударственного сектора есть все возможности, чтобы включиться в развитие независимой системы оценки. Особенно это актуально для СМИ, обладающих экспертным потенциалом, а также информационных агентств. Понятно, что в такой ситуации нужно будет опять изучать, кто и что собирается исследовать и какой опыт есть у организации в этой области. Снять все противоречия, по мнению некоторых участников обсуждения, могла бы централизованная сертификация, правда, Григорий Андрущак заметил, что пока не видно масштабов деятельности, говорит о том, будет ли создаваться какая-либо подобная методика, еще рано.

Что в итоге?

Судя по проблемным аспектам, выявленным в ходе обсуждения, несмотря на проделанную работу по нормативному регулированию независимой системы оценки качества образования, экспертам еще есть, над чем подумать. Кроме того, в стране пока еще, действительно, не накоплен большой опыт таких исследований. Однако как неоднократно и справедливо отмечали участники пресс-конференции, эта система оценки качества образования еще находится в начале своего становления. Правда, при таком, в общем-то, неплохом старте важно, чтобы она была поддержана всеми, кто заинтересован в ее создании, а это по большому счету должна быть преимущественная часть населения страны.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте