search
main
0

Региону виднее. Хозяйский подход по-петербургски

Как у всякого сложного процесса, у процесса реорганизации системы СПО есть свои противники и свои сторонники. Виктор Павлович Смирнов, председатель Совета директоров ссузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор Технического колледжа управления и коммерции, относит себя к числу вторых, поскольку убежден, что в правильности структурных изменений в системе СПО нет сомнения.

– Решение передать образовательные учреждения системы СПО с федерального на региональный уровень явилось своевременным. В регионе лучше всех знают, сколько нужно тому же региону специалистов с высшим образованием, со средним специальным и с начальным профессиональным образованием. Конечно, существуют прогнозы, допустим, пятилетней протяженности, но они неубедительны. В регионе можно собрать директоров предприятий, фирм и обозначить перспективу хотя бы на два-три ближайших года. Поскольку мы работаем в союзе с работодателем, Комитетом по науке и высшей школе, центром занятости населения, то обладаем реальной информацией. Другое дело, исключительно все образовательные учреждения системы СПО сегодня работают на спрос и решают пока одну социальную задачу. А именно – ребенок не болтается на улице и занят делом. С одной стороны, это, безусловно, государственная задача, но с другой стороны, насколько мы оправдываем экономические потребности города? Это одна из причин, по которой система нуждалась в реформировании. Вторая проблема – демографическая. Количество выпускников школ постепенно сравнивается с цифрами приема в высшую школу, средние специальные учебные заведения и учебные заведения НПО. К примеру, с 2003 по 2005 год контингент обучающихся сократился на 13%. К 2010 году сокращение составит 50,9%. В зависимости от сегодняшней динамики цифры сокращения будут выглядеть так: в системе НПО – на 35%, в системе СПО – на 25%, в вузах – на 15%. Скоро выпускников школ будет меньше, чем предусматривает план приема в вузы, колледжи и т.д. Кого принимать будем? Высшая школа еще в состоянии выжить, поскольку принимает до 42% иногородних студентов, а что делать нам? Ясно, что в системе СПО должны произойти серьезные структурные изменения. Они неизбежны. Все 84 городских учебных заведения просто не наберут себе ребят.

– Есть выход из этого тупика?

– Конечно. Процесс реорганизации и призван улучшить ситуацию. Есть наработки в направлении объединения учебных заведений. То есть в создании горизонтальных и вертикальных комплексов. В системе НПО в городе сегодня создаются мощные отраслевые кластеры, в нашей системе по тому же принципу возникают центры профессионального образования. К примеру, существует такой на базе автотранспортного колледжа, куда входят профессиональное училище и техникум. В перспективе создание еще одного центра профессионального образования, куда уже войдут пять учебных заведений, например, колледж радиоэлектронного приборостроения, механико-приборостроительный техникум, библиотечный техникум и т.д.

– А библиотечный техникум как вписывается в объединение «технарей»?

– Замечательно вписывается. Мало того, сосуществование гуманитарных специальностей и технических очень полезно. К примеру, вы пришли в наш технический колледж управления и коммерции, где наряду с техническими направлениями (информационная безопасность, радиоэлектронное приборостроение) есть экономические и сервисные специальности. Можно их изолировать друг от друга, но вспомним, каждый экономист должен хорошо владеть компьютерной техникой, каждый «технарь» должен быть менеджером и экономистом. Поэтому кафедры, работающие в техническом направлении, обязательно должны дополняться кафедрами, на которых преподаются гуманитарные дисциплины.

Какой еще плюс при объединении учебных заведений? Прежде всего оно позволяет концентрировать финансовые средства и направлять их на участки, больше всего нуждающиеся в помощи. Допустим, можно вложить деньги в хороший компьютерный класс, которым будут пользоваться все обучающиеся. Можно отремонтировать одно из зданий, которое находится в аварийном состоянии. И потом, можно переориентировать направления подготовки специалистов. К примеру, город сегодня остро нуждается в специалистах ЖКХ. Пока их готовит только политехнический техникум, но мы с вами как горожане, платящие налоги, хотим, чтобы у нас были чистые дворы, улицы, хорошие дороги и т.д. Вместо этого выпускаем бухгалтеров, правоведов, секретарей. Понятно, что эти специалисты тоже востребованы, однако в данной ситуации для экономики города они менее важны, чем специалисты ЖКХ.

Кстати, как только учебные заведения перешли с федерального на региональный уровень, у преподавателей прекратились проблемы с выплатой зарплат и ушла в прошлое текучка кадров.

– Виктор Павлович, как быть с такой проблемой, как изъятие зданий из системы образования при объединении учебных заведений в комплекс?

– У нас был такой прецедент, но мы стараемся бороться против такой тенденции. Пока здания не изымаются, а замещаются. Да, в основном нам приходится расставаться со зданиями в историческом центре Петербурга. Они, к слову, почти все находятся в аварийном состоянии. Однако город предоставляет нам другие площади под учебную деятельность. Причем на благоустройство территории, учебных классов выделяются огромные деньги. Я считаю, что это правильный подход. Хозяйский. Единственный минус – добираться дальше, чем до центра, однако условия для обучения несравнимо лучше, следовательно, можно ожидать иное качество подготовки специалиста. Впрочем, такие проблемы скоро не решаются.

– Есть еще проблемы в процессе реорганизации системы СПО?

– Одна из самых болезненных – это неизбежные сокращения в административном корпусе и педагогических коллективах. Но в этом вопросе всем сторонам необходимо садиться за стол переговоров. Мы придерживаемся такой позиции: если в человеке не использован потенциал, то ему обязательно надо найти применение.

– О горизонтальных объединениях мы сказали, а пример вертикального союза?

– Это университетские комплексы. Сегодня их в городе четыре, и пока все они успешно функционируют. Должен сказать, что здесь все зависит от позиции ректора: если он не ставит своей задачей получение дополнительного помещения и не видит колледж своим подготовительным отделением, а думает о развитии системы в целом, тогда сотрудничество приносит результаты. Выстраивается система непрерывного профессионального образования: человек, обучаясь в колледже, получает образование определенного уровня, потом, работая, повышает квалификацию в вузе. В качестве примера такого перспективного объединения могу назвать университетский комплекс, созданный на базе Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича и на базе Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте