search
main
0

Регионам дали право выбора. Августовский педсовет – старт к началу нового учебного года

Верная примета приближения нового учебного года – августовские педсоветы. Это своеобразный старт как для рядовых учителей, так и для руководителей разного уровня. Как правило, Министерство образования и науки РФ ежегодно предлагает регионам для обсуждения на августовских педсоветах основную тему. В этом году инициатива выдвижения основной темы полностью принадлежала региональным управлениям образования. Примечательно, что многие регионы избрали для себя в качестве главного вопроса для обсуждения проблемы престижа учителя в современной школе, повышения его профессионализма и эффективности работы, а также пути реализации президентской инициативы «Наша новая школа». Безусловно, в числе приоритетных тем – проблемы повышения качества образования и внедрения новых государственных образовательных стандартов.

Забайкальский край

Константин КАРАСЕВ, министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края:

– 17-18 августа 2010 года в Читинском краевом драматическом театре состоится августовская конференция работников образования Забайкальского края «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: опыт, реалии, перспективы». О стратегии развития российского образования мы говорим не в первый раз, но сегодня обозначились конкретные формы реализации данной программы, опыт, который служит основой для дальнейшего развития, а с ним выявились и проблемы. Проанализируем состояние общего образования региона, сопоставим сегодняшний облик забайкальских общеобразовательных учреждений с моделью «новой школы» и, естественно, будем искать пути преодоления несоответствий между реальным положением и «школой будущего». Тем более что положительные примеры уже есть, это покажет экскурсия по образовательным учреждениям.

Разумеется, один из основных вопросов – переход на новое поколение образовательных стандартов. Стандарт – своеобразное 3D-пространство обучения. Обновленные стандарты содержат три «Т» (то есть три требования). Первое «Т» – к содержанию образования, второе – к условиям его предоставления, третье – к результатам обучения. Поговорим о том, что такое «ветхая школа» – на мой взгляд, это выражение означает не столько возраст здания, а учреждение, не имеющее оборудования, соответствующего рекомендуемому перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений, высокоскоростного доступа в сеть «Интернет». Школа должна иметь полное соответствие всем требованиям СанПиНов. На сегодня только 30 процентов «не ветхие» в этом значении, а в преддверии внедрения образовательных стандартов нового поколения этого недостаточно.

Ну а главным вопросом на конференции, конечно, будет вопрос о кадрах – ведь ключевая роль в деле реализации поставленных перед общим образованием задач принадлежит учителю. Перед системой образования стоят важнейшие задачи: пополнение школ новым поколением учителей, в том числе необязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми, обновление системы подготовки педагогических кадров, увеличение практико-ориентированных занятий для студентов, усиление их психолого-педагогической подготовки, а также обновление процедур повышения квалификации уже работающих учителей.

Ленинградская область

Сергей ТАРАСОВ, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области:

– Основной идеей педагогического совета «Новой школе – новый учитель» является то, что сегодня в условиях инновационного развития страны школа нуждается в новом учителе – не только профессиональном и компетентном, но прежде всего обладающем новым мышлением, владеющем новыми технологиями и готовом к дальнейшему освоению инновационных методов в образовательном процессе.

В системе основных целей и задач Года учителя центральное место занимает создание условий, направленных на формирование уважения и признания учительского труда, что в свою очередь должно стать мощным стимулом для дальнейшего развития всего учительского корпуса Ленинградской области.

Сегодня в образовательных учреждениях нашего региона работают более 24 тысяч педагогических работников. Все они участники реализации масштабного по своим задачам и ожидаемым результатам регионального плана мероприятий, посвященных Году учителя в Ленинградской области, утвержденного губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым.

В частности, одним из таких направлений плана является работа с кадровым резервом. Впервые в этом году в Ленинградской области был сформирован общеобластной кадровый резерв на должность руководителя образовательного учреждения.

Безусловно, на педагогическом совете речь пойдет о поэтапном переходе на новые образовательные стандарты. Педагоги области приняли участие в общественном обсуждении проектов федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Проведен мониторинг обновления содержания начального общего образования Ленинградской области, показавший положительную динамику внедрения в образовательный процесс новых учебно-методических комплектов. Специалистами Ленинградского областного института развития образования подготовлена программа повышения квалификации учителей начальных классов по теме «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения: содержание и особенности реализации в практике общеобразовательного учреждения». В марте 2010 года создан региональный координационный совет по введению в Ленинградской области новых образовательных стандартов. Кроме того, мы вошли в состав координационного совета по введению стандартов нового поколения при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, получив право координировать данную работу не только на уровне своего региона, но и еще 4 регионов Северо-Запада: Санкт-Петербурга, Псковской, Мурманской областей и Республики Карелия.

С 1 сентября 2010 года 86 образовательных учреждений, имеющих статус центров инновационного опыта, начнут реализацию новой модели образовательной программы для начальной школы в рамках новых стандартов.

А массово школы региона перейдут на новые стандарты с 1 сентября 2011 года. Нам предстоит в этом году отработать модель организации внеучебной деятельности и подготовить методические рекомендации для всех школ области.

Кроме этого, на педагогическом совете будет затронут вопрос о реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года №83. Положения данного закона фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, участие в реализации которых принимала и Ленинградская область, добившись достаточно высоких результатов по целому ряду показателей.

Алтайский край

Юрий ДЕНИСОВ, начальник Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края:

– Августовское совещание – это праздник начала нового учебного года для педагогических работников, праздник встречи и творческого общения преподавателей-единомышленников. Тема нашей традиционной августовской конференции в этом году посвящена, разумеется, педагогу: «Современный учитель в «Нашей новой школе». Конференция будет идти два дня. В первый день мы собираем руководителей муниципальных органов управления образованием. Будем обсуждать подготовку к внедрению стандартов I ступени, у нас уже готов пакет документов. Поговорим о пресловутом Федеральном законе №83. Наметим перспективы второй волны информатизации образования в Алтайском крае, которая ставит акценты на максимально широком применении информационных технологий, в том числе возможностей сети «Интернет». Внедрение Linux имеет, конечно, свои сложности, но пример 126-й средней школы Барнаула показывает, что все они решаемы.

На следующий день соберется все учительство. Две школы края, входящие в число лучших школ России, – Бийский лицей-интернат и Айская средняя школа, – поделятся опытом работы. А потом разговор пойдет об учителе: о том, что есть и что будет, о проблемах и надеждах. На Алтае процент педагогов пенсионного возраста меньше, чем в целом по России: 14,2 процента против 17,3, но очень высоко число педагогов в возрасте 45-50 лет. Если ничего не менять, через какое-то время будут серьезные проблемы. Чтобы профессия не старела, надо привлекать молодежь, растить новое поколение учителей. Тут важны и материальные стимулы – зарплата и жилье, и моральные – любовь к профессии. Ветераны должны готовить смену из числа способных учеников, из собственных династий. Проблему материальных стимулов мы частично решили. В рамках новой системы оплаты труда ввели поправочный коэффициент, который прилично – в полтора раза – повысил заработную плату молодых специалистов в первые три года работы. Планируем по согласованию с профсоюзами и эту цифру поднять. Решаем жилищные вопросы, используя все возможности, в прошлом году, например, 86 педагогов улучшили свои бытовые условия. Наши педагоги, пожалуй, первые в Сибири, для кого краевая администрация ввела солидные региональные премии. Уникальна Губернаторская премия имени Степана Павловича Титова – 10 сельских педагогов, которые ведут активную просветительскую деятельность, получают ее ежегодно в размере 125 тысяч рублей каждая. У нас в крае самая большая в России сеть малокомплектных сельских школ. Виктор Болотов, вице-президент Российской академии образования, назвал введение системы поддержки сельского учительства в Алтайском крае уникальным для России. В прошлом году Алтайский край стал лидером среди субъектов РФ по количеству построенных школ, и все 7 новых школ появились в селах

Хабаровский край

Андрей БАЗИЛЕВСКИЙ, министр образования Хабаровского края:

– В нашем крае стало традицией проведение августовских научно-практических конференций для педагогических и управленческих кадров, посвященных актуальным проблемам развития системы образования. Одно из приоритетных направлений современной образовательной реформы – обновление школьного образования путем введения нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов. Министерство образования края совместно с краевым институтом развития образования 10-13 августа 2010 года проводят по данному направлению краевую августовскую научно-практическую конференцию «Новое поколение образовательных стандартов как механизм реализации национальной инициативы «Наша новая школа». Цели проведения конференции: обеспечение готовности руководителей системы образования края к введению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО), формирование профессиональной компетентности руководителей как способности к конструктивному решению задач по введению ФГОС в системе образования края. Уникальность НПК 2010 года в том, что впервые в работе конференции принимают участие муниципальные команды. От каждого из 19 муниципальных образований края участвуют руководитель, заместитель руководителя органа управления образованием, специалист, ответственный за введение ФГОС, руководитель и специалист муниципальной методической службы, директора и заместители директоров по учебно-воспитательной работе школы.

Мой доклад посвящен теме «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша Новая школа» в Хабаровском крае в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения». На секциях пройдут обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. В ходе конференции с обучающей целью пройдет «погружение» в теоретические основания ФГОС НОО. Процедура проектирования образовательных систем «Управление введением ФГОС общего/профессионального образования» предусматривает рассмотрение требований к условиям реализации основных образовательных программ: нормативно-правовые, кадровые, финансовые, материально-технические, информационные. Будет организовано моделирование муниципальных и школьных комплексов мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО, спланирована деятельность муниципальных методических служб по методическому сопровождению введения стандарта. Муниципальные команды разработают дорожные карты введения ФГОС НОО в муниципалитетах. Знаменательно, что в рамках НПК пройдет финал XX краевого конкурса «Школа года-2010», который направлен на развитие инноваций в системе общего образования, на распространение передового педагогического и управленческого опыта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте