Накануне завершения очередного учебного года и очень скорых вступительных экзаменов в вузы в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошла встреча журналистов с ректором МГУ имени М.В.Ломоносова, президентом Российского союза ректоров академиком Виктором САДОВНИЧИМ.
– Виктор Антонович, в апреле в Санкт-Петербурге прошел ХI съезд Российского союза ректоров. Для разогрева разговора два слова о минувшем съезде…- Съезд проходил в Санкт-Петербургском политехническом университете. Площадка для столь солидного форума, в работе которого принял участие и президент страны Владимир Путин, была выбрана не случайно. Санкт-Петербургский политехнический был основан Сергеем Витте на рубеже XIX-XX веков, в период бурного промышленного, экономического роста России, когда стране как воздух были необходимы собственные технологии и высокопрофессиональные кадры.Съезд был 11‑м по счету за 25 лет существования Российского союза ректоров.В работе съезда приняли участие около 600 ректоров и президентов университетов России, а также ректоры университетов разных стран мира: Азербайджана, Армении, Абхазии, Белоруссии, Иордании, Ирана, Казахстана, Китая, Ливана, Приднестровья, Словении, Южной Осетии, Японии… Около 50 зарубежных гостей.У нас огромный интеллектуальный потенциал. Он непрерывно пополняется молодыми и талантливыми студентами и аспирантами. XI съезд Союза ректоров наметил план действий на будущее. А план таков – ответить на вызовы, которые поставила перед нами жизнь. Они разные по масштабам, но ни один вызов не должен быть без ответа.- Что такое университетская Россия сегодня? В цифрах…- Это более 800 образовательных организаций. В том числе два классических университета, 10 федеральных, 29 национальных исследовательских, 17 из них – технического профиля. Это 260 тысяч человек профессорско-преподавательского состава и почти 200 тысяч специалистов высшей квалификации – кандидатов и докторов наук. Это четыре миллиона студентов, 83 тысячи аспирантов. Общая численность аспирантов в России – 92 тысячи. Нетрудно подсчитать, что 90 процентов аспирантуры находится в университетах.Президент страны в своем выступлении привел такие цифры: с 2000 по 2016 год расходы консолидированного бюджета на высшее образование увеличились с 24,4 до 523,3 миллиарда рублей. Увеличены зарплаты преподавателей и научных работников, созданы лаборатории и исследовательские центры в вузах.Улучшилась и научно-технологическая инфраструктура российских университетов. 582 центра коллективного пользования оснащены современным оборудованием. 343 уникальные научные установки. При этом больше половины из того, что я назвал, находится в системе высшей школы. Конечно, университеты должны сотрудничать и с Академией наук. Это наше общее богатство.- Чему учить и как учить современного студента, Виктор Антонович?- Это вопрос вопросов. Время так стремительно меняется, что нет смысла учить чему-то одному. Пусть даже какой-то очень продвинутой отрасли. Все очень быстро меняется, и готовый, казалось бы, специалист становится не готов к очередным вызовам времени. Время требует новых подходов к самой системе образования. На вопрос, чему учить, мы даем следующий ответ: в эпоху постоянных вызовов времени учить надо фундаментальным знаниям. То есть научить учиться. Не стараться научить, пусть даже очень продвинутым и интересным технологиям или прорывным научным направлениям, а давать фундаментальные знания. Через два-три года возникнут новые направления, новые возможности, откроются новые горизонты, и человек окажется безоружным, если он не умеет учиться, не научен мыслить.У математиков есть термин «сингулярность». Речь идет о все более ускоряющихся и все менее предсказуемых изменениях технологической и социальной реальности. Окружающая нас среда становится все более цифровой. В аналитическом докладе международной экспертной группы Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность» отмечалось, что с 2011 по 2015 год цифровая экономика в России выросла в восемь с половиной раз. Это быстрее, чем рост экономики в целом в России. И этот рост цифровой экономики обеспечил четверть прироста ВВП. Но потенциал не исчерпан, и мы обязаны его использовать.Наш вывод. Главное – научить учиться, научить мыслить. Известны слова философа и педагога, который прожил 100 лет, Джона Дьюи. Он сказал: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили вчера».Для этого необходимы фундаментальные знания. Это, конечно, и математика, и другие фундаментальные науки, в которых наша российская школа очень сильна.По фундаментальным знаниям мы лидируем в мире даже по тем рейтингам, которые проводятся не в России. За 20 лет (с 1992 по 2012 год) скорость компьютеров увеличилась в восемь тысяч раз. Но за счет математических идей за это же время независимо от компьютеров скорость расчета увеличилась в 400 тысяч раз. Ясно, что эффект от развития математики в 50 раз превышает эффект развития компьютерных технологий. В своем докладе на съезде я привел эти данные, чтобы подчеркнуть важность математического образования. На это обращал внимание и президент страны. Россия сильна своими математическими школами. На днях команда МГУ стала абсолютным чемпионом мира. Не остались без наград и команды МФТИ и ИТМО Санкт-Петербурга.Итак, первое – научиться фундаментальным знаниям.Второе – Россия огромная страна. Это уже само по себе вызов. Очень разные регионы. Разные школы, разные университеты… На огромном пространстве нашей страны нельзя не видеть определенного дисбаланса в развитии регионов, который сказывается и на высшей школе У нас 30‑40 ведущих вузов, которые находятся на передовом уровне в мире, а хотелось бы минимум 150. А остальные вузы из 600? Какие это университеты? Как сделать стандарты одинаковыми? Как укрепить единое образовательное российское пространство, чтобы не было потока талантливых студентов в один-два центра, а на периферии оставались бы проблемные учебные заведения с низким уровнем работы и в школах, и в университетах?- И как же?- Понятно, что все университеты не могут иметь одинаковый потенциал, одинаково развитую инфраструктуру. Но все университеты обязаны готовить хороших специалистов, востребованных в своих регионах. Молодые люди должны иметь возможность самореализации там, где они получили образование. В частности, в своих регионах. Все это в итоге должно работать на сохранение единства и целостности нашей страны.Как поднять потенциал регионального вуза? У Российского союза ректоров есть предложение создавать научно-образовательные консорциумы или кластеры. Например, головной университет из категории ведущих национальных исследовательских берет обязательства по определенной тематике, актуальной для профильной отрасли региона, и помогает организовать в региональных университетах соответствующие кафедры и лаборатории. Эти университеты готовят научные проекты, руководят аспирантами, создают там научную школу, научную среду… Главное – укрепляют связи с промышленностью, формируют благоприятные условия для поддержки молодых ученых, которые оканчивают местные университеты.Сильные университеты должны сделать все, чтобы подтянуть региональные вузы, сотрудничать с ними. Я выдвинул программу, которую назвал «Вернадский». Это программа научно-образовательной мобильности.Программа в следующем. Ведущие университеты страны устанавливают конкретные связи с университетами в дальних регионах России по наиболее продвинутым направлениям. Организуют совместные кафедры, совместные лаборатории, совместные центры коллективного пользования. Готовят студентов на кафедрах в региональных университетах, готовят их в аспирантурах, создавая там, если нужно, аспирантуру… Периферийные студенты могут приехать на полгода в центральные вузы. Задача – создать в региональных университетах научные школы достойного, а может быть, и мирового уровня. Подтянуть периферию до центрального уровня.- Почему ваша программа называется «Вернадский»?- Академик Вернадский создавал такие научные школы во многих городах тогдашней страны. Он работал в Московском, Санкт-Петербургском, Киевском университетах… Создал университет в Симферополе. Крымский университет носит имя академика Владимира Ивановича Вернадского.Программа «Вернадский» и есть наш первый шаг по образованию единого образовательного пространства России. Это один из вызовов единству территории, связности территории.- На съезде Российского союза ректоров вы выдвинули идею комплекса «школа – колледж – вуз»… В чем ее суть?- На базе университетов можно создавать учебные кластеры «школа – колледж – вуз»… Все это можно интегрировать. Это поможет профориентации, подготовке кадров для региона.Это программа прежде всего регионов, но и мы предлагаем необходимые интеллектуальные ресурсы ведущих университетов.Университеты должны прийти в школу. В отдаленные школы, в сельские школы должны прийти молодые учителя. Педагоги с хорошим педагогическим образованием и, главное, с хорошим настроем. За университетами – подготовка таких учителей с учетом вызовов времени. Такой опыт у нас есть. Это и съезды учителей-предметников, на которых университетские преподаватели делятся с учителями школ опытом, обогащаются идеями. Это должно работать на едином образовательном пространстве.Возникла и такая идея – универсариум. Это когда в конкретной школе ученики проходят подготовку с профессорами. Проходит интеграция университета и школы, школьники как бы получают статус предуниверсантов.Мы в свое время бросили заниматься средним профессиональным образованием, сейчас догоняем снова. Должна быть единая цепочка школа – колледж (где можно уже профессионально ориентировать) – вуз. Насколько я знаю, очень много делает Москва в этом направлении. Область я высоко оцениваю. По абитуриентам видно, что область неплохо готовит учеников. Видимо, это зависит и от близости к Москве.- Одно из поручений президента было связано с отстаиванием интересов российской системы образования, ее позиций в международном масштабе. Речь шла о создании независимого международного рейтинга университетов «Три миссии». Что-то уже сделано?- Российский союз ректоров разработал и создал Московский международный рейтинг «Три миссии университета». Три миссии – это образование, наука и общество. Разработав принципы оценки деятельности университетов мира, мы пригласили более 20 экспертов из разных стран – из Канады, Соединенных Штатов, Великобритании, Индии, Китая… Они изучили и поддержали наш подход. Рейтинг действует, он проведен. По его оценкам, в Топ-100 вошли университеты из 39 стран, а от России – 13 университетов.Это существенно отличается от других показателей рейтинговых агентств. Тем самым мы дали другую оценку российской системы образования, мы показали ее по-настоящему высокий уровень. Московский международный рейтинг «Три миссии» уже признан в мире. Он предложил свои правила игры на том поле, где до сих пор играли по другим правилам и соответственно присуждали другие призовые места.Обеспечена грантовой поддержкой и вторая версия рейтинга. Первая уже вышла. Понятно, что всякая версия требует денег, чтобы ее подготовить. Стоит задача большего вовлечения зарубежных университетов в наш рейтинг. Идет мощная переписка с университетами, которые хотят участвовать в будущем рейтинге.Ни один рейтинг не становился на ноги за год. Идет нормальная работа по подготовке второй версии с заведомо большим количеством зарубежных университетов. В сентябре эта версия будет готова для оглашения. Рейтинг «Три миссии» будет набирать силу. Его надо поддерживать. Мы чаще говорим о зарубежных рейтингах, но мы хотим, чтобы и наш рейтинг был наравне с зарубежными. Мы считаем, что он более объективен.
Комментарии