Одно из условий обновления образования – профессиональное совершенствование учителя. В этом большую помощь ему может оказать муниципальная методическая служба. Районные методические объединения берут на себя организацию курсов, проведение семинаров и оказание методической помощи по развитию гражданского образования.
Для этого нужно подготовить тренеров, которые в свою очередь смогли бы обучать учителей района, проводить открытые занятия и модельные уроки. Организация методической помощи учителю, педагогическому коллективу по вопросам гражданского образования имеет свои этапы:
1. Определение приоритетных направлений деятельности на августовских совещаниях работников образования:
для руководителей образовательных учреждений;
для учителей-предметников на районных методических секциях;
обсуждение нормативных документов, методических материалов по гражданско-правовому образованию.
2. Создание временного творческого коллектива для разработки программы методического объединения на учебный год. Определение стратегии развития гражданского образования в районе и проведение обучающих семинаров для педагогов. Анализ и обобщение опыта учителей и образовательных учреждений. В состав творческого коллектива целесообразно включить:
Специалиста муниципального органа управлением образованием, который будет являться координатором по реализации гражданского образования в школах.
Методиста районной методической службы, ответственного за проведение обучающих семинаров, их содержание. В его обязанности входит распространение новых образовательных технологий.
Психолога, который будет проводить психолого-педагогические занятия.
Директора школы. Его участие поможет рассматривать вопросы, связанные с созданием условий для реализации гражданского образования.
Заместителя директора по воспитательной работе, задачей которого станут вопросы, связанные с демократизацией школьного уклада.
Учителя-предметника, который проверяет новые методические приемы на практике и распространяет опыт.
3. Определение “пилотных” школ и оформление их статуса. Выявление заинтересованных педагогов, желающих заниматься проблемами гражданско-правового образования. Создание команд, состоящих из представителя администрации школы, учителей.
4. Обучение их силами районного методического кабинета, направление педагогов на курсы в КОИПКРО, РАПК и ПРО.
5. Обучение педагогов, организация их работы и деятельности “пилотных” учреждений образования. Обсуждение проблем и подходов в гражданско-правовых дисциплинах на педсоветах, методических объединениях, методическом совете.
6. Проведение мониторинга развития гражданского образования в “пилотных” учреждениях.
7. Создание банка данных. Приобретение учебно-методических пособий, оформление подписки школ на приложение к “Учительской газете” “Граждановедение” и др.
8. Подготовка методических рекомендаций. Представление результатов работы на августовских совещаниях.
Деятельность районного методического кабинета
Опыт показывает, что на занятия следует приглашать не по одному учителю из школы, а целую команду. Желательно, чтобы она состояла не менее чем из 3 человек и включала бы в себя представителя администрации, заместителя директора по воспитательной работе или педагога-организатора, преподавателя-предметника, четвертым представителем команды может стать учитель начальных классов. Таким образом удается обеспечить эффективность работы по внедрению новаций в деятельность образовательного учреждения.
Занятия с педагогами можно проводить с различной периодичностью: один раз в месяц. Тогда педагоги имеют большую возможность уйти с уроков. Однако в таком случае курс обучения оказывается растянутым во времени и снижается его качество.
С “погружением” в течение нескольких дней, например во время каникул. В этом случае будет более успешным освоение материала. Но педагогам придется ездить каждый день к месту проведения занятий, приезд к месту занятий часто осложняется местным транспортным сообщением внутри района.
Программа методической работы должна содержать следующие основные блоки:
психолого-педагогический;
методический (в программе необходимо сделать акцент на интерактивные формы обучения и создание условий в образовательных учреждениях для внедрения гражданского образования).
Занятия можно проводить как общие со всеми обучающимися (например, психолого-педагогический блок), так и отдельные для конкретной категории слушателей – представителей одной или нескольких школ по актуальным для них темам. Все занятия необходимо начинать и заканчивать психологическими упражнениями по введению в работу и по завершению.
Обучение желательно начать с психологического наблюдения за каждой группой слушателей на предмет готовности участников к групповым достижениям всей команды, а также на определение жизненных ценностных ориентиров педагогов.
Психолого-педагогический блок программы должен быть освоен всеми категориями слушателей. Он направлен на повышение личной психолого-педагогической компетентности учителей, на осознание роли педагога в гражданском образовании, повышение педагогической культуры. Другим важным разделом, с которым необходимо ознакомить всех слушателей, является возрастная физиология.
В Дзержинском районе, например, учителей знакомили с различными приемами саморегуляции психических состояний, методами самопознания для предупреждения у себя отрицательных и закрепления положительных психических состояний. Слушателей учили владеть приемами самодиагностики, самонаблюдения и самоанализа. Для работы был использован тест САН (самочувствие – активность – настроение). Педагоги овладели методами нервно-мышечной релаксации, приемами разрешения конфликтов, познакомились с требованиями психогигиены учебно-воспитательного процесса, направлениями социально-психологического анализа взаимодействий в системе “Я – Другой”, “Группа – Группа”. Занятия были направлены на знакомство групп с общей технологией проведения социально-психологического тренинга, методикой по изучению и развитию психических особенностей детей, с рекомендациями по использованию полученных результатов в практике. Педагоги получили помощь в освоении тонкого индивидуального подхода, раскрытии и развитии скрытого личностного потенциала учащихся.
Программа переподготовки кадров включала методики, которые просты в обработке, компактны и стандартизированы, а именно:
Методика изучения и учета особенностей личности учащихся и педагогов.
Методика активизации и самовоспитания.
Методика изучения особенностей психических процессов всех школьных возрастов и педагогов.
План проведения занятий по методическому блоку и их тематика зависят от категории слушателей. Например, для учителей граждановедения станет важным знакомство со структурой, формой уроков, планированием занятий, системой оценивания достижений учащихся, новыми методами работы с учащимися, например, групповой работы с учащимися, с методикой проектирования.
В работе с заместителями директоров школ по воспитательной работе необходим акцент на формы работы по созданию и развитию детского самоуправления, организацию практико-ориентированного обучения, современные технологии воспитательной работы в школе. Директоров необходимо заинтересовать созданием школьной среды, развитием демократического климата, становлением школьной модели гражданского образования. Помощь в проведении занятий могут оказать Калужский институт повышения квалификаций работников образования, лаборатория гражданско-правового образования, а также областной центр воспитательной работы.
Предлагаем планирование занятий по методике преподавания гражданского образования, а также разработки некоторых занятий на примере методического объединения учителей граждановедения Дзержинского района.
Методический блок программы методического объединения учителей граждановедения Дзержинского района. Тренер – руководитель районной секции учителей истории и граждановедения И. Корнеева.
Интерес к граждановедческим курсам в районе появился в 1996 году. С этого времени в районном методическом объединении (РМО) началось знакомство с программами и учебниками разных авторов.
4-5 лет назад были даны открытые уроки граждановедения по темам: “Бюджет” (учитель Бурмистров И.И., Лужновская средняя общеобразовательная малокомплектная школа, 9-й класс), “Права человека” (учитель Корнеева И.В., кондровская средняя общеобразовательная школа N4), “Основы конституционного строя РФ” (учитель Носова М.А., Пятовская средняя общеобразовательная школа), “Милиция” (учитель Алехина Г.Д., Лев-Толстовская средняя общеобразовательная школа). Проведен семинар для учителей района, на котором выступили Я. Соколов, автор курса и учебника “Граждановедение” для 5-9-х классов, и учитель граждановедения из г. Орла Н. Кузьмина.
В следующем учебном году работа РМО была посвящена целенаправленному изучению методики преподавания граждановедческих курсов. Занятия проводились один раз в месяц и разрабатывались на основе “Пособия по переподготовке педагогов по гражданскому образованию” под редакцией Н. Воскресенской, И. Фрумина.
Они строились таким образом, чтобы учителя потом смогли провести подобные занятия со своими учениками.
Тематический план занятий
1. Тема “Основы демократии”
Обсуждение некоторых проблем демократии в малых группах, “Аквариум”.
2. Тема “Права человека”
Практикум в форме работы с документами “Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод” (Рим, 4 ноября 1950 г.), “Всеобщая декларация прав человека”. Практикум в форме анализа конкретных ситуаций.
3. Тема “Гражданин”
Психологический практикум “Продолжи мысль философа”. Мозговой штурм “Портрет гражданина”.
4. Тема “Мораль и право”
Практикум в форме групповых обсуждений изобразительных материалов.
5. Тема “Основы рыночной экономики”
Модельный урок “Права потребителей”.
6. Тема “Политическое участие, выборы”
Практикум работы с документами: Конституция РФ, Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ”.
7. Тема “Активные формы проведения занятий”
Методическая копилка.
8. Тема “Оценивание результатов деятельности учащихся”
9. Тема “Тематическое и поурочное планирование курса “Граждановедение”.
Два года назад районный методический отдел сосредоточил свое внимание на вопросах внеклассной работы по гражданскому образованию:
1. Подготовка и проведение игры “Голосуем вместе”.
2. Участие в проекте “Гражданин”.
3. Проведение олимпиады по граждановедению.
4. Использование СМИ в гражданском образовании.
В прошлом учебном году занятия выстраивались по следующим направлениям:
1. Подготовка и проведение недель и декад граждановедения в школе.
2. Знакомство с курсом “Право и экономики”, 10-11-е классы.
3-4. Презентация и практические занятия по курсу “Мой выбор”.
Ольга БОРИСОВА,
заведующая отделом областного Центра воспитательной работы
Калуга
Комментарии