search
main
0

Региональный опыт Доброжелательность, обоюдная ответственность

В соответствии с постановлением администрации края, принятым шесть лет назад, в крае проводился эксперимент по созданию общественно-государственной системы демократического гражданского образования. Для реализации его был заключен договор о совместной деятельности между администрацией края, представительством Президента РФ в крае, Комитетом по культуре и искусству, Управлением народного образования администрации края, Советом ректоров, Учебно-производственным объединением профессионального образования, правлением красноярской краевой организации общества “Знание” (координатор) и российским бюро немецкой Ассоциации народных университетов. За это время были разработаны новые методики обучения, тематики информационно-методических мероприятий для различных категорий населения. Создана система подготовки кадров, проведены семинары по различным проблемам гражданского образования для муниципальных служащих, преподавателей общественных дисциплин школ, вузов, руководителей общественных объединений, работников культуры, членов избирательных комиссий и т.д. Издано около 30 научно-методических сборников. Этот опыт ежегодно рассматривался на краевых и международных научно-практических конференциях. Созданы краевая ассоциация преподавателей “За гражданское образование”, краевая Ассоциация неполитических общественных организаций, краевой и территориальные центры гражданского образования. Наиболее успешно действуют центры в Норильске, Зеленогорске, Железнодорожного района и школы N 106 г. Красноярска. В ходе реализации гранта ТАСИС красноярский опыт был распространен на территории Сибири: приняты постановления по развитию гражданского образования законодательными или исполнительными органами власти Новосибирской области, Алтайского края, гг. Новокузнецка, Абакана. В ряде территорий в структуре администрации городов и районов введены отделы гражданского образования. По решению организаций, участвующих в гранте, была организована Сибирская ассоциация образования взрослых.
Вместе с тем в ходе эксперимента выявился ряд недостатков, мешающих дальнейшему развитию системы демократического гражданского образования: недостаточное выполнение участниками договора о совместной деятельности своих обязательств; слабая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии диалога с населением, руководителей предприятий в повышении уровня правового, экономического образования членов коллективов; отсутствие четкой политики в области гражданского образования, соответственно стабильного финансирования; недостаточный контакт организаторов этой системы со средствами массовой информации.
В целях создания системы непрерывного социально-ориентированного образования, формирующего знания и умения, необходимые для осознанного и полноценного участия граждан в общественной, политической, экономической жизни, администрацией края принято новое постановление “О создании центров гражданского образования в Красноярском крае”.
В период становления системы организаторы старались помочь человеку реализовать свои права и свободы, обеспечить доступ людей к информации, научить критически оценивать предлагаемые им решения, правильно голосовать, взывали к чувству гражданского долга. Эти проблемы и сейчас остаются, но по мере развития гражданского общества система ориентируется на новые задачи: укрепление институтов гражданского общества, развитие гражданского диалога, формирование гражданской политики через умение людей делать совместный выбор и создавать власть, строить отношения друг с другом и вырабатывать единую политическую волю, овладевать навыками гражданства и социального партнерства на собственном опыте.
Анализ богатого зарубежного и пока скромного российского опыта социального партнерства показывает, что оно строится на общих фундаментальных принципах и нормах, будь то социально-трудовая сфера или взаимоотношения институтов власти и гражданского общества.
Непродуктивно ограничивать партнерство исключительно сферой социально-трудовых отношений (что характерно для России) – содержание рассматриваемого понятия значительно шире и богаче.
В России с начала 90-х годов идут сложные процессы социально-классовой дифференциации, перераспределения собственности, власти. Для защиты своих интересов возникают различные общественно-политические организации. Соперничество политических и экономических интересов часто ведет к обострению ситуации в социальных отношениях, к конфликтам.
Социальные конфликты объективно неизбежны, так как они являются необходимым условием общественного развития. Чем сложнее социальная структура, дифференцировано общество, чем меньше свободы, плюрализма, тем больше несовпадающих, а порой взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и соответственно больше источников для потенциальных конфликтов.
Характерными признаками напряженности являются: реальное ущемление интересов, потребностей и ценностей людей; неадекватное восприятие изменений, происходящих в обществе или отдельных социальных общностях; неверная или искаженная информация о тех или иных фактах, событиях.
В то же время в любой сложной социальной системе существуют механизмы успешного обеспечения устойчивости и сбалансированности общественных отношений. Одним из таких механизмов является социальное партнерство. Главное его предназначение – влиять на преодоление противоречий и конфликтов, возникающих в обществе, посредством согласования интересов и действий различных групп общества. Решающими в отношениях между партнерами выступают взаимная полезность, обоюдная заинтересованность сторон, самоограничение, уважение и учет интересов.
Как правило, в систему социального партнерства входят: постоянно и временно действующие органы (краевая трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений и т.д.), формируемые представителями от работников, работодателей, общественных объединений социальной направленности, исполнительной власти и осуществляющие взаимодействие между ними на различных уровнях;
совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений и т.д.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров;
соответствующий порядок, формы взаимодействия.
Социальное партнерство – это идеология цивилизованного общества рыночной экономики. Одновременно социальное партнерство – основа и необходимый инструмент строительства социально-ориентированной экономики, гражданского общества и правового государства. Оно возможно в обществе, находящемся на определенном уровне экономической, социальной и правовой зрелости.
К сожалению, в России сохраняется еще много факторов, снижающих эффективность социального партнерства, к ним можно отнести: медленное осуществление экономических и правовых реформ; несоблюдение принципов открытости действий органов власти в планировании и реализации планов социально-экономических преобразований, информирования населения о достижениях и просчетах; недостаточно активное становление сторон партнерских отношений, неконкретность принимаемых решений, их слабая финансовая поддержка; неясность в действующем законодательстве полномочий и функций участников партнерства в области социально-трудовых, экономических, политических отношений; социальная пассивность населения, правовой нигилизм работающих и работодателей; слабое научно-методическое обеспечение участников партнерства в решении вопросов социальной напряженности.
На частичное решение данных проблем направлена система информационно-методического обеспечения социального партнерства, на реализацию которой может быть направлена деятельность институтов гражданского образования.
Важной задачей является то, чтобы отношения строились на началах доверия, уважения между партнерами, доброжелательности, равенства, свободы выбора, обоюдной ответственности за общее дело, бескорыстия и солидарности, соблюдения норм федерального и регионального законодательства.
Социальное партнерство в современном мире характеризуется как один из важнейших институтов, играющих стабилизирующую роль в обществе, являющийся регулятором взаимодействия многообразных социальных групп и институтов между собой и государством, а для России может стать действенным инструментом гуманитарной реконструкции основных сфер жизнедеятельности.

Геннадий ОВЧИННИКОВ,
председатель правления краевой организации общества “Знание”

Красноярск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте