search
main
0

Региональные контуры нацпроекта “Образование” обсудили в Карелии

Информация о том, что в Карелии не хватает учителей начальных классов, математики и иностранных языков прозвучала на республиканском общественно-педагогическом форуме \”Региональные контуры национального проекта \”Образование\”: новые задачи, новые возможности\”. Впервые за несколько лет форум, который учителя по привычке называли августовским педсоветом, прошел в насыщенном и конструктивном режиме.

Форум на два дня объединил учителей республики и Петрозаводска. Всего в событиях участвовали порядка 500 педагогов. Учителей приветствовали глава Карелии Артур Парфенчиков и представители Министерства образования республики.

Опыт сельских школ

В программе нашлось место протокольным мероприятиям и площадкам, где голос учительства с вопросами и репликами звучал уверенно. Так, обсуждение стратегии развития образования республики прошло в Карельском ИРО.

– Актуальность проведения круглого стола связана с началом реализации в Республике Карелия национального проекта \”Образование\”, предусматривающего существенное обновление форм, методов, технологий и содержания образовательного процесса, – пояснила и.о. заместителя министра образования республики Наталья Кармазина.

В ходе работы эксперты обсудили стратегические цели и задачи обновления содержания образования, особенности реализации проекта в сельских школах.

Руководители сельских школ делились опытом того, как успешно и интересно обучать детей в условиях, когда обучение происходит в небольших классах, разновозрастных группах, вдали от прогресса. Удивительно, но даже при медленном интернете можно обучать детей по методике \”перевернутого класса\”. Об этом рассказала Людмила Черемисина, директор Летнереченской школы Беломорского района.

– \”Переворачивать\” классы начинали в начальной школе с окружающего мира. Эксперимент удался! Теперь обучаем так детей и в средней, и в старшей школе. Компьютеры дома есть не у всех, но в школе выделено место, где дети могут готовиться, оставлять свои вопросы учителю, а педагог, в свою очередь, видит, как ребенок изучает материал, что вызывает у него трудности.

С уверенностью можно сказать, что это одно из самых позитивных выступлений, когда эксперимент подтвержден показателями успеваемости, а директор говорит о том, что учителя новую технологию приняли и работают с интересом.

Директор Коткозерской средней общеобразовательной школы Марина Чупукова рассказала о проектном методе, который помог учителям и детям мобилизоваться на выполнение конкретных задач. Несмотря на то, что в аудитории звучали и критические замечания про краткосрочность такого подхода, директору было что возразить. Так, участники площадки увидели книжку на карельском языке с детскими рисунками и фотографиями, которую школе помогли издать финские партнеры. Если бы не проект, не случилось бы нового красочного издания, в котором сохранится и история поселка, и детское творчество.

Нацпроект в цифрах и фактах

По данным Министерства образования Карелии, на реализацию национального проекта \”Образование\” в 2019 – 2022 гг. в республике привлечено 2,761 миллиарда рублей из федерального бюджета. В ближайшие два года будут построены четыре школы: в городе Кеми, поселке Деревянка и две в Петрозаводске, в том числе коррекционная школа-интернат на 300 мест. В Министерство просвещения РФ направлена заявка на строительство ещё четырёх школ в Карелии.

В течение 2019 – 2021 гг. будут созданы 3070 мест для дошкольников в рамках строительства 15 зданий в 5 районах и Петрозаводске. Первые из них – два сада на 150 и 300 мест в столице Карелии откроются уже в сентябре.

В 2019 году современное оборудование получат 7 образовательных организаций, в 2020-м – 101, в 2021-м – 61 организация.

– Каждая школа в Карелии получит новое современное оборудование для реализации модели цифровой образовательной среды, – сказала Наталья Кармазина, основной акцент выступления которой касался реализации нацпроекта и стратегии образования, обсуждать которую планируют на всех уровнях.

О проблемах и рисках

Несмотря на обещания значительно улучшить и качественно изменить оснащение школ, учителя говорили и о проблемах. Одна из основных и по-прежнему нерешенных – это вал бумажной отчетности, который каждый год обещают уменьшить, но этого так и не происходит. Абсолютно все участники-педагоги и директора школ наличие этой проблемы подтвердили. Уже в самом конце полуторачасовой встречи замдиректора школы №14 Петрозаводска Диана Миролюбова попросила руководителей от образования восстановить межведомственное взаимодействие и сделать отрасль управляемой и подотчетной только Министерству образования Карелии. Педагог уточнила, что в школу могут прийти представители разных ведомств, в том числе и силовых, чтобы провести работу с педагогами, запросить информацию, но такие незапланированные визиты мешают работе. Заместитель директора уверена, что учителя и руководство школы должны заниматься педагогической деятельностью и решать \”специфические задачи отрасли\”.

Реакция от коллег последовала незамедлительно. Кто-то тихо, но отчетливо сказал: \”Волшебников здесь нет!\”

Одним из самых острых было выступление Зинаиды Ефловой, исполнительного директора Ассоциации сельских школ Карелии. Она напомнила присутствующим о разнице понятий \”стратегия\” и \”тактика\”.

\”Стратегия — учение об использовании боев в целях войны, а тактика есть учение об использовании вооруженных сил в бою\”, – сказала Зинаида Ефлова, уточнив, что стратегия задается сверху, то есть на федеральном уровне, а тактика определяется \”внизу\”, на уровне региона.

По словам спикера, то, какой она будет – опережения, развития, мимикрии развития, латания дыр или приспособления – зависит и от решений местных управленцев. Назвала Зинаида Ефлова и главную неопределенность, риск всей стратегии. Он касается экономического развития региона. Отсутствие внятного прогноза порождает ошибки и риски, считает эксперт.

О том, что экономически многие инициативы в образовании не просчитываются, говорила ранее в Общественной палате РК Татьяна Сеппянен, также представитель Ассоциации сельских школ Карелии. Тема эта возникла не случайно: с начала 2019 года сельские учителя и школы оказались в зоне риска масштабной оптимизации. Наталья Кармазина, и.о. первого замминистра, коснулась и этой темы.

– Мы понимаем, что ни один ребенок не должен быть лишен права на доступное и качественное образование, и каждая образовательная организация должна почувствовать, что в стране происходят изменения, что страна сейчас вкладывает достаточно большие средства и меняет свой подход именно в отношении образовательных организаций, расположенных вне городской среды, – сказала она.

В целом разговор развивался в конструктивном русле, и негородским учителям не приходилось доказывать важность сохранения сельских школ.

Председатель Комитета по образованию, культуре, спорту и молодежной политике Законодательного собрания РК Галина Гореликова отметила, что важность негородских школ признают на федеральном уровне и предостерегают от их закрытия без согласования с местными жителями. Депутат рассказала, что в ближайщем будущем появится пакет документов, который будет касаться именно негородских школ с учетом всех их особенностей. Одна из надежд на изменение качества преподавания касается цифровизации, нового оборудования и возможности дистанционного обучения детей.

Заключительное слово в ходе круглого стола получила Валерия Самойлова, представитель Совета молодых педагогов Карелии. Она сообщила, что перед началом нового учебного года совет получил много просьб найти учителей не только для сельских, но и городских школ. Педагог связала эту ситуацию с небольшими заплатами учителей, валом бумажной отчетности и трудностями, с которыми выпускники вузов не готовы сталкиваться в принципе.

Стоит отметить, что круглый стол стал не глобальном обсуждением стратегии развития образования, а скорее откровенным разговором профессионалов, который не обрывался на перечислении проблем. Педагоги, директора и чиновники нашли общие проблемы и точки роста, благодаря которым можно двигаться дальше в новом учебном году. Впервые за несколько лет получился не просто обмен мнениями, а диалог, когда к учителям как минимум прислушались.

Заслуженные награды

На пленарном заседании форума глава Карелии Артур Парфенчиков вручил государственные награды и благодарственные письма сотрудникам образовательных организаций.

Почётного звания \”Заслуженный учитель Республики Карелия\” удостоена учитель русского языка и литературы Куркиёкской школы Любовь Боголюбова.

Благодарственные письма Главы Республики Карелия получили:

• Тамара Лапоревич, учитель математики школы №3 Сортавальского муниципального района;

• Ирина Яковлева, учитель основ экономики и географии Университетского лицея;

• Александра Ермакова, заместитель директора Колледжа технологии и предпринимательства;

• Михаил Гордин, директор \”Петрозаводского техникума городского хозяйства\”;

• Ольга Лурье, руководитель регионального координационного центра движения \”Ворлдскиллс Россия\”;

• Екатерина Буточкина, преподаватель русского языка и литературы Петрозаводского педагогического колледжа;

• Тамара Гребенюк, методист Карельского института развития образования;

• Ольга Кошкина, учитель русского языка и литературы Ильинской средней общеобразовательной школы Олонецкого района;

• Ирина Рой, учитель русского языка и литературы Державинского лицея.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте