Академик Вернадский произнес когда-то в разгар Гражданской войны: «Нет сейчас вопроса более срочного и более важного, чем вопрос о народном образовании». До сих пор эти слова очень актуальны.
В последнее десятилетие наше образование постоянно сотрясают реформы, они приносят административную славу авторам этих реформ, авторам тех или иных законопроектов об образовании, но продолжают разрушать нашу систему образования. Президент РФ в ежегодном Послании Федеральному Собранию говорил, что качество отечественного образования у нас существенно уступает тому, какое было раньше. По последним данным ВЦИОМ и «Левада-центра», 53 процента граждан заявили: ни они, ни их дети хорошего образования практически получить не могут; 43 процента сообщили, что в принципе не удовлетворены существующей системой образования;
20 процентов считают, что качество образования за прошедший год ухудшилось.
Можно не соглашаться со всеми этими данными социологических опросов, но мы помним, что именно результаты таких опросов предсказали победу «Единой России» с точностью до десятых долей процента на прошлых выборах в Государственную Думу.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сказал в своем выступлении на «правительственном часе» в Госдуме о переходе на отраслевую систему оплаты труда работников образования. Министерство отчиталось перед нашим комитетом: зарплата в отрасли повысилась на 60-70 процентов. Но если каждый из нас позвонит в свою школу, то услышит, что в действительности повышение составляет 6-7 процентов. Более того, учителя очень озабочены тем, что со следующего года доплаты за классное руководство будут выплачиваться в рамках новой системы. Однако, по нашим данным, регионам не хватает 60 миллиардов рублей для перехода на НСОТ.
Что касается ЕГЭ, мы не против того, чтобы одномоментно проверить знания школьников. Проблема в том, что тесты для поступления в вузы и тесты для проверки остаточных знаний – это совершенно разные вещи. Для поступления в вуз нужны тесты, позволяющие выяснить, может ли человек в совершенно новых условиях решить задачи, которые не были представлены в учебниках и не проходили в школе. Мы же хотим совместить в ЕГЭ трепетную лань и слона. Кстати, только 3 процента государств сегодня жестко используют ЕГЭ как единственную форму сдачи и итоговых экзаменов в школе, и вступительных экзаменов в вуз.
Говорят, что с введением единого госэкзамена исчезнет коррупция. Ничего подобного: коррупция будет подпитываться тем количеством денег, которые перейдут из одной системы, вузовской, в другую – школьную.
Мы хотим, чтобы в следующем году, который объявлен Годом учителя, обязательно был проведен съезд учителей всей России и на этом съезде обязательно обсуждена стратегия развития российского образования. Безусловно, нужно принимать образовательный кодекс. Для педагога важно не только увеличение заработной платы, но и существенное повышение его статуса. Нужно поднять учителя с нижней социальной ступени нашего общества на самую высокую.
Виктор ШУДЕГОВ,
заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию
Комментарии