search
main
0

Реформы – как скальпель . Обращаться с ними надо осторожно

Наступающий 2006 год для системы образования Воронежской области наверняка окажется знаковым: школы области переходят на нормативное бюджетное финансирование. Это один из главных этапов пилотного проекта развития образования, стартовавшего в области два года назад.

Кроме воронежцев в проекте также участвуют Самарская область и Чувашская Республика, а финансовое обеспечение осуществляется на средства, взятые в кредит Правительством Российской Федерации у Международного банка реконструкции и развития. Кредитные обязательства возложены не только на правительство, но и на регионы, участвующие в проекте. Например, Воронежская область получает от МБРР семь миллионов долларов, половина из которых в дальнейшем возвращается кредиторам из федерального бюджета, а вторая половина будет погашаться из бюджета области в течение 17 лет.

Взвесив все «за» и «против», глава администрации области Владимир Кулаков принял решение об участии в проекте, посчитав его перспективным и дающим возможность динамично продолжить работу в уже определенных ранее направлениях развития системы образования региона.

– В ходе реализации проекта, – рассказывает Геннадий Козберг, заместитель руководителя Главного управления образования Воронежской области, – предполагается решить сразу несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, создать эффективный и справедливый механизм использования финансовых и общественных ресурсов в образовании. Во-вторых, оптимизировать сеть общеобразовательных школ и систему начального профессионального образования. В-третьих, развить структуру региональной телекоммуникационной сети, которая обеспечила бы организационную и техническую основу для формирования единого информационного образовательного пространства в области. Итогом этих преобразований должен стать переход региональной системы образования в новое качество, которое характеризуется открытостью, мобильностью, лучшей управляемостью и восприимчивостью к инновациям, своевременной реакцией на события и процессы, происходящие «вовне» (например, изменения на рынке труда, запросы работодателей, потребителей и так далее).

Пилотный проект в данном случае выступает как инструмент развития, участие в нем – дело перспективное и сложное. Это как скальпель хирурга: может исцелить, а может и нанести случайную рану. Поэтому надо действовать постепенно, не допуская резкого изменения существующей системы, а наоборот, оберегая сложившиеся традиции и положительный опыт. Хотя в каждом регионе существует своя специфика, тем не менее можно выделить типичные проблемы. Если мы поймем, как их решать, другим регионам потом будет легче.

Если говорить о нормативном бюджетном финансировании, возникают в первую очередь две проблемы. Первая – финансирование малокомплектных сельских школ, которые ни при каких обстоятельствах закрыты быть не могут. Вообще школа не может быть закрыта иначе как по решению схода сельских жителей, и это записано в Законе «Об образовании». Но при введении нормативного финансирования картина получается следующая: так как в этих школах мало учеников и мало классов-комплектов, то закрытие неизбежно. Поэтому выход один: на переходный период принято решение финансировать эти школы по факту, то есть по существующим на сегодняшний день затратам.

Еще одна проблема нормативного финансирования – специфика инновационных учреждений: гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов. Им нужен свой, повышенный норматив, который учитывал бы и дополнительное деление классов на подгруппы, связанное с углубленным изучением различных дисциплин, и меньшую наполняемость классов, и более высокую квалификацию педагогического состава. Если у нас в области средний разряд единой тарифной сетки – 13-й, то в инновационных школах у большинства учителей 14-й разряд и оплачивается он соответственно выше. Поэтому нельзя высчитывать норматив для инновационных учебных заведений исходя в среднем из 13-го разряда. Кроме того, мы рассчитываем норматив исходя из стандартов педагогической услуги, а в инновационных школах идет обучение по авторским программам, не по типовому учебному плану, а по индивидуальному.

В итоге коэффициенты обычной школы не срабатывают, финансирования для инновационных школ не хватает. И регион сталкивается с проблемой: или увеличить финансирование, или потерять тот инновационный потенциал, который нарабатывался не то что годами, а многими десятилетиями. Разумеется, мы не имеем права от него отказываться. Поэтому стали искать варианты, которые устроили бы инновационные школы и одновременно соответствовали бы задачам проекта. Мы провели несколько совещаний с директорами школ, они, в свою очередь, объединились в рабочую группу и внесли свои предложения по нормативам и коэффициентам. В итоге завершенное постановление администрации области с окончательными методиками расчетов, которые учитывают все нюансы инновационных, а также сельских малочисленных школ, было принято.

Но прежде чем переводить школы, особенно сельские, на нормативное финансирование, нужно позаботиться об укреплении их материальной базы и обеспечить тем самым доступность качественного образования. В школах с маленькой наполняемостью, где затраты на содержание учреждения велики, невозможно достичь финансовой эффективности, да и никаких средств не хватит на то, чтобы закупить в каждую школу качественное оборудование. Поэтому мы пошли по пути концентрации ресурсов, ученического и педагогического потенциала. Так возникла идея создания базовых школ: на сегодня их в области уже более ста, а к 2009 году будет 250. Важно, чтобы в каждой базовой школе было современное оборудование – кабинеты физики, химии, биологии и информатики, которые сейчас закупаются и устанавливаются, обеспечивалось подключение к интернету, активно работала медиатека и чтобы всеми этими ресурсами пользовались учащиеся соседних школ. То есть мы выходим на более широкую проблему – развитие структуры, в основе которой была бы базовая школа, окруженная школами-«спутниками». В основном это девятилетки и начальные школы, расположенные недалеко от базовой, куда ребят надо подвозить. И тут новая проблема – необходимо обеспечить подвоз детей.

Так появилась программа «Школьный автобус», по которой областью уже закуплено и распределено по районам 145 машин. Это благодаря участию в пилотном проекте. А в течение ближайших пяти лет мы приобретем еще 60 автобусов, но это уже по областной программе развития образования. Пилотный проект продлится еще один год – 2006-й, а затем мы продолжим работу в рамках программно-целевых подходов. Уже подготовлен и отправлен на экспертизу в Главное управление экономического развития области проект программы развития образования Воронежской области до 2010 года. Он предполагает дальнейшую работу в ранее определенных направлениях. Причем речь не только о новом механизме финансирования и о развитии системы общего образования в сельской местности на примере базовых школ. Речь о больших изменениях в системе начального профессионального образования: в этом году Воронежская область приняла на региональное финансирование 40 учреждений НПО, и на базе четырех из них уже созданы ресурсные центры комплексного пользования по актуальным для регионального рынка направлениям подготовки рабочих кадров.

Мы будем продолжать компьютеризацию школ и постепенно выходить на новый уровень. То есть не только поставлять в школы технику, но и обеспечивать выход в интернет, создавать медиатеки в школах. По последним данным, в Воронежской области на один компьютер приходится 39 учеников, до конца года в школы области поступят еще около 200 ПК, а за счет областного бюджета продолжится установка спутниковых систем доступа в интернет. На эти цели запланировано свыше семи миллионов рублей.

Мы намерены реорганизовать методическую службу на основе доступа к современным информационным ресурсам всех участников образовательного процесса. Со следующего года планируем создавать в области межшкольные методические центры. В течение 2006-2009 гг. они станут ключевой структурой, максимально приближенной своим информационным потенциалом к ученику и учителю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте