search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей

Реформирование или модернизация: что нужно современной школе?

Исторически сложилось так, что реформа образования в России стала некой политической забавой, залогом внимания и кредитом доверия у электората.

Само понятие «образовательная реформа» (франц. reforme, от лат. reformo – «преобразовываю», «изменяю») достаточно емкое и многообещающее, но вместе с тем имеющее в рамках нашей страны ярко негативный оттенок. Изменения в сфере просвещения населения в Российском государстве никогда не были доведены до своего логического завершения, что вызывает недоверие, скепсис и к современным преобразованиям. Петр I, увлекшись Западом, совершенно не учитывал национальные аспекты. Его реформы, безусловно, заложили основу российского образования, но современниками в должной мере оценены не были, что в результате не позволило построить систему высшей школы. Потомки великого реформатора также предпринимали попытки формирования образовательной среды, но бессистемность и хаотичность в их действиях позволили выделить лишь яркие моменты, но никак не органическую структуру. И создание первого университета в России, и прекрасное, многообещающее, с либеральным оттенком начало реформ Александра I имели регрессивное и консервативное окончание. Советская власть, достигнув серьезных успехов в деле всеобщего обучения, также не избежала противоречий, закрепив их постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» в 1936 году, перечеркнув все достижения ученых молодой республики. Выстраиваемая в 60-70-х годах система обучения советского общества не учитывала международной интеграции, что привело к изоляции отечественного образования в начале 90-х годов. Приведенные примеры показывают, что четкого понимания тенденции развития отечественной педагогики не было, а ее достижения всегда инициировали отдельные личности. Вместе с тем одна из древнейших западных систем образования – английская, славившаяся с XIII века созданием первых университетов в Европе, актуальна, престижна и на сегодняшний день.

В чем же причина того, что в России реформы образования проводятся каждым правителем, а образовательная система в Европе кардинальных изменений не претерпевала со Средневековья? На мой взгляд, все предыдущие реформы в России не были четко структурированы и интегрированы в социально-политические аспекты Российского государства. «Штормирование» от ярко западной направленности (реформы Петра) до аутентичности одного государства (советское общество) привело к парадоксальному явлению -образование в России вроде бы хорошее, но никому не нужное.

Современная Россия, безусловно, сделала колоссальный шаг вперед. В связи с интеграцией в мировое сообщество реформы образования (возможно, даже впервые) соответствуют времени. Вместе с тем мы начинаем опять терять национальный колорит, стараясь следовать зафиксированным положениям в международных хартиях и договорах, что, естественно, вызывает резкую критику большей части населения.

С этой точки зрения относительно изменений современного образования представляется более логичным понятие «модернизация» (франц. modernisation, от moderne – «новейший», «современный») – изменение в соответствии с новейшими, современными требованиями и нормами без потери национальных достижений в области просвещения. То есть не изменять (реформировать), а модернизировать (делать новым, соответствующим времени). Для этого необходимо сконцентрироваться на таких аспектах, как основные задачи современного образования:

• воспитание свободной личности;

• формирование широкого кругозора, но узкой специализации;

• предоставление больших возможностей для интеграции в мировое сообщество;

• раскрытие уникальности каждого участника педагогического процесса.

Модернизация московской системы образования должна идти по пути ориентации на эти задачи. Скажем, свобода личности в школе реализуется на уровне свободы выбора – выбора образовательного учреждения, его концепции, уровня, средств и методов обучения, а также преподавательского состава, но этого явно мало, это, так сказать, внешний глянец. Настоящий выбор возможен лишь в условиях формирования свободной личности. Молодые люди должны быть готовы к умению принимать решения, а без высокого уровня ответственности и организованности это невозможно. Следовательно, школа должна готовить к этой свободе, чтобы та не становилась тяжелой ношей для личности, тем более негативный опыт у русского народа есть – отмена крепостного права. Ее итог точно передают известные слова Н.А.Некрасова из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»: «…одним концом по барину, другим по мужику!..» Свобода есть, но что с ней делать, никто не знает.

Кроме того, уже в школе ученики сталкиваются с одним из главных выборов в своей жизни: выбором будущей профессии. Новая образовательная программа отличается от существующей тем, что учащиеся вначале определяются с профессией, а на основе этого выбирают необходимые им предметы. То есть уже после окончания девятого класса ученик должен четко представлять, знания каких наук ему понадобятся в дальнейшем. Следовательно, одна из главных задач современной школы – подготовить школьников к этому серьезному выбору. Для этого учителям-предметникам необходимо расширить систему элективных курсов на различных этапах обучения, а психологическим службам школ усилить профориентационную работу.

Свободу выбора преподавателей обеспечивает возможность самостоятельного подхода к формам и методам обучения. Это позволяет учителю ориентироваться на лучшие отечественные и зарубежные педагогические школы, учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, а также формат учебного заведения, корректировать глубину подачи материала. Использование различных современных методов и средств обучения позволяет не только давать глубокие и прочные общие знания, но и расширять кругозор учащихся. Например, на своих уроках в качестве домашнего задания после изученной темы я предлагаю ученикам выполнить презентацию, доклад, небольшой проект и раскрыть, таким образом, ту проблему, которая их больше всего заинтересовала. Такие задания позволяют школьникам выйти за рамки отдельной темы, устанавливать межпредметные связи, раскрывать практическую значимость изучаемого объекта, а также осваивать современные средства коммуникации, так широко популярные сегодня во всем мире. Таким образом, ребенок уже в школе вписывается в стандарт международного общения. Современные изменения в системе образования направлены на решение этой задачи: улучшается оснащение школ интерактивными средствами обучения, пишут новые программы, позволяющие учителю наиболее полно использовать на уроках эти средства, организуют курсы повышения компьютерной грамотности учителей, вводят новые образовательные стандарты (так, ученики, окончившие четвертый класс, должны соответствовать определенному уровню владения компьютерными технологиями). Такая система организации работы школы позволит раскрыть потенциал и уникальность каждого ученика, даст возможность для самовыражения и проявления творческого начала всех участников педагогического процесса. Однако стремление соответствовать международным нормам образования накладывает определенные ограничения на развитие творческих возможностей школьников. Например, неоднозначная система ЕГЭ, с одной стороны, обеспечивающая объективность оценки полученных знаний, с другой – не позволяющая определить, где работает память ученика, а где умение применять полученные знания. Для этого необходимо продумать, как компенсировать отсутствие возможности оценки творческих способностей ученика, его способность размышлять, выстраивать логические связи с целью предотвращения превращения обучения в процесс натаскивания на тесты. Найти баланс сможет только квалифицированный, хорошо подготовленный и социально защищенный учитель. Для этого необходима система повышения профессионального мастерства учителя (возможно, требующая модернизации), обеспечение его современными информационными технологиями и оборудованием, а также достойное материальное обеспечение, превращающее профессию учителя из дотационной в инвестиционную.

Молодой учитель ждет от российской реформы образования и, в частности, от московской истинную модернизацию, заключающуюся в осознании человека будущего в России, в наличии передового, технически оснащенного образовательного процесса, а также в формировании высокого статуса профессии учителя в обществе. Все это позволит сформировать интегрированную в мировое сообщество, качественную и престижную систему образования Российской Федерации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте