Цели урокаОбразовательный аспект: расширить у учащихся представление о личности императора Павла I и его деятельности.Развивающий аспект: развитие элементов критического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать.Воспитательный аспект: пробуждение интереса к исторической личности и воспитание чувства эмпатии к другой личности.
Тип урока: изложение нового материала. Метод: иллюстративно-словесный.Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, элементы дидактического цикла.Оборудование: раздаточный материал (отрывки из документов), интерактивная доска, презентация, видеоролик «Русский Гамлет» из цикла «Русские цари».Учебник А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс».Ход урока1. Организационный этап Ученики готовятся к уроку, формулируют цели своей деятельности на уроке, составляют план работы на уроке.Учитель проверяет готовность к уроку, приветствует детей, организует деятельность учащихся, знакомит с формой предстоящего урока.Планируемый образовательный результат: постановка цели, которая должна будет достигнута учащимися на данном уроке.2. Вызов 1) Составление кластера «Павел I».2) Постановка проблемного вопроса «Павел – реформатор или Павел – деспот?».Ученики размышляют над высказыванием «Портрет – зеркало души человека…»; рассматривают портрет юного императора, парадный портрет Павла I; характеризуют героя портрета; высказывают свои предположения и составляют кластер «Павел I». Просмотр видеоролика «Русские цари. Павел I».Учитель актуализирует имеющиеся знания; организует беседу; вызывает у учащихся интерес к получению новой информации; формирует образ императора на основе субъективных представлений учащихся о нем; создает проблемную ситуацию.Планируемые образовательные результаты Уметь: характеризовать личность; формулировать ключевую проблему занятия; определять цели предстоящей деятельности; обобщать полученную информацию.3. Осмысление1) Прием «Могу/не могу объяснить мотив поступка императора».2) Работа в парах «Совместный поиск». Учащиеся получают задание: составить кластер «Внутренняя политика Павла I» (стр. 206-208 учебника). 3) Шкатулка наследия Павла I.Работа в группах. Составление опорного конспекта. Ученики рассуждают о мотивах деятельности императора; высказывают различные точки зрения, отвечают на вопросы, приводят различные доводы; анализируют материалы учебника по парам, отрывки из исторических документов; соотносят полученную информацию с собственными знаниями, составляют кластер, обсуждение и дополнение кластера после выступлений; читают карточку из шкатулки и проводят аналогии с современностью; оценивают деятельность императора с позиции потомков.В ходе применения данного приема ученики выделяют основные изменения во внешней политике Павла I, заносят в опорный конспект, делают выводы.Учитель объясняет новый материал, используя интерактивную доску. Поддерживает активное восприятие новой информации; организует беседу, совместный поиск конструктивных решений в парах на основе материала учебника и исторических документов; подводит учащихся к выводу о мотивах деятельности Павла I; организует игровой момент; создает познавательную ситуацию; предлагает учащимся составить опорный конспект. Планируемые образовательные результаты Знать: период правления Павла I, деятельность Павла I.Уметь: соотносить изученный материал и полученную новую информацию; представлять собственную позицию; дискутировать, сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями; выстраивать цепочку доказательств; концентрироваться на сути проблемы; анализировать информацию и делать выводы; устанавливать логические связи между явлениями; проводить аналогии с современностью; оценивать результаты деятельности императора, делать обоснованные выводы.4. Рефлексия. Лист оценивания Ученики выражают свое мнение о достижении цели урока; оценивают свою деятельность в листах оценивания; обобщают полученную информацию.Учитель подводит итоги урока и рефлексии деятельности учащихся; оценивает учеников.Планируемые образовательные результаты Уметь: осуществлять самоконтроль, оценивать свою деятельность на уроке; излагать мысли в метких, кратких выражениях, лаконично резюмировать информацию. Люция ЯКУПОВА, учитель истории и обществознания средней школы №1 города Похвистнево Самарской области
Комментарии