16 июля премьер-министр Виктор Черномырдин подписал распоряжение о создании комиссии, которая до 1 ноября 1997 года должна представить в правительство проект концепции очередного этапа реформирования системы образования.
Реформаторов ждет нелегкая работа, потому что сегодняшняя система образования, мягко говоря, “не в форме”. Тут и хроническое недофинансирование, и резкое ветшание основных фондов, вымывание кадров из системы образования, рост социальной напряженности, неудовлетворенность общества качеством образования и углубление неравенства образовательных возможностей.
Как заявил на расширенном заседании правительства в прошедший четверг вице-премьер Олег Сысуев, магистральная линия реформы такова: рассматривать разные ветви образования (общее среднее, начальное профессиональное, высшее и т.д.) не как отдельные “куски”, а как единую систему, которая выполняет одну важную государственную задачу.
К основным моментам реформы вице-премьер также отнес введение жесткого государственного стандарта для основного общего образования и перевод высших учебных заведений на систему госзаказа.
Звонок на перемену из Белого дома
13-17 июля в Москве прошел семинар “Задачи, проблематика и структура концепции очередного этапа реформирования системы образования РФ в новых социально-экономических условиях”. На семинаре обозначены цели и основные задачи очередного этапа реформы.
Цели
(инновационно-технологический и организационно-экономический этапы)
Сохраняя преемственность с предыдущим этапом реформы и единство российского образовательного пространства, обеспечить выполнение Закона РФ “Об образовании”; заложить основы перехода на 12-летнее общее среднее образование в рамках целостной системы непрерывного образования.
Обеспечить реализацию права граждан России на образование независимо от их национальной или социальной принадлежности, возрастной группы или места жительства.
Привести содержание, правовую и экономическую основу, управление и структуру системы образования в соответствие с личностными запросами, общественными ожиданиями, государственными интересами и внутренними потребностями развития системы образования.
Основные задачи
Первый (среднесрочный) период – проектно-экспериментальный (1998-2000 гг.)
Разработать проект национальной доктрины образования как базы для выработки “Общественного договора” в сфере образования (выбор общенациональной модели образования).
Содержание образования
Осуществить комплекс мер, обеспечивающих переход к личностно-ориентированному, развивающему, качественному современному образованию (в том числе общественно-государственную поддержку инновационных образовательных программ).
Обеспечить разработку и экспериментальную проверку вариантов государственного образовательного стандарта основного общего образования и Базисного учебного плана с учетом необходимости перехода на 12-летнее общее среднее образование. Провести широкое общественное обсуждение полученных результатов и на его основе подготовить и внести законопроект о государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Завершить информатизацию системы образования, создать систему дистантного образования, обеспечить переход из средней (полной) общеобразовательной школы в вуз на основе системы национального тестирования.
Разработать и апробировать полный пакет образовательных программ и учебно-методические комплексы, обеспечивающие переход на 12-летнее общее среднее образование.
Осуществить модернизацию и переоснащение оборудования образовательных учреждений в связи с обновлением содержания образования.
Разработать и апробировать различные варианты схем учебного книгоиздания.
Право, экономика и структура системы образования
Разработать концепцию образовательного законодательства. Создать законодательную и нормативно-правовую базу для развития системы образования и образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Создать комплекс организационных и экономических условий для повышения эффективности системы образования, ее структурной перестройки, резкого уменьшения финансовых потерь, оптимального расходования бюджетных ассигнований, привлечения внебюджетных средств и реального увеличения бюджета образования. С этой целью разработать и осуществить:
– нормативное финансирование образовательных учреждений;
– переход к налоговой политике (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), стимулирующей инвестиционную активность и благотворительную деятельность в образовании;
– ряд мер по повышению инвестиционной привлекательности системы образования;
– оптимальные механизмы оплаты коммунальных услуг в системе образования, конкурсный порядок коммунального и хозяйственного обслуживания образовательных учреждений;
– инвентаризацию и обновление основных фондов системы образования;
– формирование университетских комплексов на основе интеграции научно-педагогического потенциала и материально-технической базы учебных заведений различных видов, типов и форм собственности;
– интеграцию систем начального и среднего профессионального образования и их регионализацию;
– муниципализацию системы образования;
– упорядочение взаимоотношений собственности в образовании.
Разработать нормативно-правовую базу образовательных учреждений смешанного финансирования.
Управление системой образования
Осуществить комплекс мер по разделению компетенций органов управления образованием федерального, регионального и местного уровней. Создать пакет нормативных актов, регламентирующих деятельность органов управления разного уровня и обеспечивающих создание целостных региональных и муниципальных образовательных систем. Обеспечить общественное участие в управлении образованием, автономию образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Провести обновление кадрового состава управления. Разработать и осуществить программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров в образовании. Изменить структуру органов управления в соответствии с основными направлениями реформы.
Создать информационные сети в системе управления образованием на всех уровнях, обеспечить свободный доступ в базу данных.
Оптимизировать систему показателей, сбора и обработки образовательной статистики.
В целях повышения эффективности и привлекательности педагогического труда и стабилизации социального положения в сфере образования изменить систему расчета и начисления заработной платы работникам образования, пересмотреть существующую систему аттестации педагогических работников и образовательных учреждений.
Статфакт
На начало 1996-1997 учебного года в России функционировали 67 тысяч 942 общеобразовательных учреждения с контингентом обучающихся около 21 миллиона человек, в том числе 47 тысяч 757 сельских школ, 2 миллиона 617 средних специальных учебных заведений (1 млн. 851 тыс. студентов), 566 государственных вузов (2 млн. 534 тыс. студентов).
В общеобразовательных учреждениях России работают 1 млн. 720 тыс. 714 учителей. Из них – 148 тыс. 530 чел. пенсионного возраста и 300 тыс. 829 молодых специалистов (со стажем до 5 лет). 75 процентов учителей – женщины.
Реальные расходы консолидированного бюджета за 1991-1996 годы снизились от 2 до 7 раз по разным уровням образования. (Например, дошкольное образование – с 23 млрд. руб. до 13 млрд. руб. Начальное профессиональное образование – с 30 млрд. руб. до 4 млрд. руб.).
Средняя заработная плата в системе образования составляет 605 тыс.рублей и колеблется в зависимости от региона (от 372 тыс. руб. в Брянской области до 1 млн. 520 тыс. руб. в Республике Саха (Якутия).
40% школьников и 75% учащихся ПТУ растут в семьях, доходы которых в расчете на одного члена семьи находятся на грани или ниже прожиточного минимума.
Число специальных (коррекционных) образовательных учреждений к 1996 году достигло 1882. Однако они могут принять лишь 48% детей, нуждающихся в коррекционном образовании, и 30% детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича.
Также не обеспечивает потребности сеть образовательных учреждений для детей-сирот, число которых превысило 500 тыс.
Около 7% (1,5 млн.) всех детей школьного возраста не посещают школу. Свыше 1 млн. из них бродяжничают.
В капитальном ремонте и реконструкции нуждаются 28 тысяч (примерно 48%) детских садов, более 1250 (32,7%) училищ и 34% общеобразовательных учебных заведений.
За последние 5 лет ввод зданий школ сократился примерно в 4 раза, в то время как контингент обучающихся вырос на 1,1 млн. человек. 36% школ работают в две, а то и в три смены.
Референдум “УГ”
Считаете ли вы необходимым и своевременным проведение в России реформы образования?
Обоснуйте, пожалуйста, ваш ответ.
Да Нет
Купон “Референдум “УГ” высылайте по адресу: 103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Контактные телефоны: 924-29-27; 298-89-90; 921-89-31.
Когда верстался номер
“Нельзя начинать реформу, не выплатив долги”, – заявил на расширенном заседании правительства 24 июля Олег Сысуев. Правда, его слова относились не к учителям, а к работникам здравоохранения. В этой сфере тоже грядет реформа.
Распоряжением Правительства РФ от 16 июля 1997 г. N 1000-р образована Комиссия по подготовке проекта концепции очередного этапа реформирования системы образования в следующем составе:
Сысуев О.Н. – заместитель председателя Правительства Российской Федерации – министр труда и социального развития Российской Федерации (председатель комиссии)
Кинелев В.Г. – министр общего и профессионального образования Российской Федерации (заместитель председателя комиссии)
Асмолов А.Г. – заместитель министра общего и профессионального образования Российской Федерации (ответственный секретарь комиссии)
Адамский А.И. – обозреватель газеты “Первое сентября” (по согласованию)
Афанасьев Ю.Н. – ректор Российского государственного гуманитарного университета
Аузан А.А. – председатель Международной конфедерации обществ потребителей (по согласованию)
Бабешко В.А. – ректор Кубанского государственного университета
Бадмаев С.А. – министр образования Республики Калмыкия
Бурбулис Г.Э. – депутат Государственной Думы (по согласованию)
Востриков А.С. – ректор Новосибирского государственного технического университета
Дмитриев М.Э. – первый заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации
Днепров Э.Д. – советник руководителя администрации Президента Российской Федерации (по согласованию)
Качанов О.Ю. – заместитель председателя Госкомимущества России
Кезина Л.П. – председатель Комитета по образованию правительства Москвы
Кирпичников М.П. – начальник Департамента науки, образования и высоких технологий аппарата Правительства Российской Федерации
Коган Е.Я. – начальник Главного управления образования администрации Самарской области
Козлов Г.В. – первый заместитель министра науки и технологий Российской Федерации
Кудрин А.Л. – первый заместитель министра финансов Российской Федерации
Кутафин О.Е. – ректор Московской государственной юридической академии
Лиханов А.А. – писатель, член-корреспондент Российской академии образования (по согласованию)
Матросов В.Л. – ректор Московского педагогического государственного университета
Мельников И.И. – председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке (по согласованию)
Неменский Б.М. – художник, академик Российской академии образования (по согласованию)
Пальцев М.А. – ректор Московской медицинской академии
Петровский А.В. – президент Российской академии образования
Платэ Н.А. – главный ученый секретарь Российской академии наук
Положевец П.Г. – главный редактор “Учительской газеты” (по согласованию)
Романов В.Е. – ректор Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна
Рощин О.В. – директор Технического колледжа, г. Москва
Сабуров Е.Ф. – директор Института инвестиций коммерческого банка “Менатеп” (по согласованию)
Садовничий В.А. – ректор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Сударенков В.В. – председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии (по согласованию)
Федоров И.Б. – ректор Московского государственного технического университета имени Н.Э.Баумана
Фельдштейн Д.И. – ректор Московского психолого-социального института (по согласованию)
Чубарьян А.О. – директор Института всеобщей истории Российской академии наук
Шаповальянц А.Г. – первый заместитель министра экономики Российской Федерации
Ягодин Г.А. – ректор Международного университета, г.Москва
Яковлев В.М. – председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (по согласованию)
Ямбург Е.А. – директор школы N 109 г.Москвы.
В период разработки проекта концепции комиссия имеет право образовывать рабочие группы и привлекать для участия в них в установленном порядке специалистов в области образования.
NB!
18 июля состоялось совещание о подготовке вопроса “Об очередном этапе реформирования системы образования в новых социально-экономических условиях”.
На заседании утвержден рабочий план комиссии. Началось создание аналитической и рабочих групп, в которые войдут специалисты в области образования. Организационно-техническое обеспечение работы аналитической группы поручено Московскому государственному университету имени М.В.Ломоносова. Кроме того, подготовлены перечень первоочередных мероприятий и план работы со средствами массовой информации.
Комментарии