«Рефлексия» из ученого иностранного слова постепенно становится в школе привычным и почти домашним. Понимается оно чаще всего как самоанализ, отношение к тому, что произошло.
Можно ли подвергать рефлексии творчество или даже сотворчество, то есть то, что устремлено в будущее? В Университетской школе МГПУ полагают, что не только можно – необходимо! Ведь именно рефлексия по отношению к педагогическому новаторству позволяет создать «машинку» для получения передовых образовательных практик.Университетская школа МГПУ открылась 1 сентября 2012 года в корпусе на Ходынском поле, в котором до этого занимались студенты Московского гуманитарного педагогического института (он вошел в состав университета). На линейку в День знаний пришли 18 учеников с 1-го по 4-й класс. Сегодня, в завершение второго учебного года, у нас 139 учащихся и 25 детей в классах предшкольной подготовки, то есть всего 164 человека. Произошло практически десятикратное увеличение, и родительский спрос на образование в нашей школе сегодня существенно превышает предложение, например, при наборе детей в первые классы на будущий год число заявлений превысило количество мест почти в 3 раза. Эта популярность связана и с близостью школы к университету (она структурное подразделение МГПУ), и, главное, с особенностями атмосферы и организации образовательного процесса в ней.Активное сотрудничество с большинством университетских подразделений – это дополнительные ресурсы (интеллектуальные, материальные и технологические), а также новые возможности в образовательном движении для ребят и взрослых. Особенно значим тесный контакт школы и вуза для старшеклассников – они получают неоценимый опыт общения со студентами и преподавателями, приобщения к избираемой отрасли деятельности. Основным, что привлекает к школе детей и родителей, конечно, стало ее внутреннее содержание – обстановка, стиль общения, качество обучения, организация образовательного процесса. Все это во многом определяет педагогическая философия, которую исповедует большинство учителей. Такой идеологией, научно-практической системой работы в университетской школе стала рефлексивная педагогика сотворчества. Вот уже более 25 лет мы с коллегами и единомышленниками развиваем этот подход, успешно применяем его наработки в различных областях практики, в первую очередь – образовательной.Если быть кратким, основные идеи рефлексивной педагогики сотворчества можно изложить в нескольких пунктах. Главный постулат – полноценное развитие личности возможно только в результате систематического усилия человека по преображению себя в сотворческом взаимодействии с культурой и другими людьми. Основные образовательные ценности звучат так: «Истина должна быть пережита, а не преподана», действенные знания и компетенции формируют только в деятельности и конструктивном общении. Развитие ребенка идет через его живой интерес, через систематическое познавательное усилие. Опыт совместного со взрослыми и сверстниками творческого освоения действительности – мощнейший источник мотивации развития каждого ребенка. Правила добросердечия, уважительности, толерантности едины для всех. Взаиморазвитие и сотрудничество педагогов, учащихся и родителей – важнейшее условие высокого качества образования. Социальные и культурные смыслы должны насыщать образовательную среду, из которой их впитывают и дети, и взрослые. Образовательную среду создают субъекты совместной творческой деятельности в условиях конструктивного общения, постепенно превращая в гуманно-сотворческий образовательный мир.Как образовательная идеология педагогика сотворчества приобретает все большую известность, а ее наработки становятся все более востребованы в профессиональном сообществе. Об этом свидетельствует успех двух научно-практических конференций всероссийского уровня (2012 и 2013 годы), на которых обсуждали проблематику сотворчества как один из мейнстримов современной педагогической теории и образовательной практики. В работе конференций участвовали известные психологи и педагоги, преподаватели вузов и школьные учителя из разных регионов России, ближнего зарубежья. По итогам конференций изданы сборники материалов с тезисами докладов и выступлений.Принцип сотворческого бытия в Университетской школе успешно реализуют и в авторской биместровой модели организации учебного года (10 учебных месяцев состоят из 5 равных частей плюс 2 месяца летние каникулы), в которой ключевой стала задача не просто здоровьесбережения (что сберегать, если только каждый 5-й ребенок, поступающий в школу, официально считается относительно здоровым), но здоровьесозидания. Мониторинг динамики здоровья учащихся школы согласно договору о сотрудничестве университета с РАМН осуществляют специалисты НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Ориентация на сотворчество и здоровьесозидание позволила наладить продуктивные отношения и с родителями наших учащихся. По родительской инициативе созданы Фонд поддержки развития школы и родительский совет школы. Они помогают нашей работе как морально, так и материально. Наиболее значимыми благотворительными делами стали: установка систем видеонаблюдения в помещениях начальной школы; дооборудование раздевалок; покупка и монтаж жалюзи на 3-м этаже; приобретение оборудования для кружков и спортивных секций (футбольные ворота, шахматы); участие в воспитательных делах классов; творческое содействие в проведении общешкольных событий (ведение вечера, покупка материалов, пошив костюмов, личное участие в планировании и подготовке).Появились и первые, вполне заметные успехи у наших учеников. По результатам мониторинга МЦКО их результаты заметно выше средних в сравнении со школами Москвы, многие ребята активно участвуют и побеждают в олимпиадах и конкурсах самых различных типов и уровней – от международного до городского и районного. На конец второго года существования школы мы имеем уже немало победителей и призеров, что, конечно, нас и самих ребят радует, вдохновляет на новые свершения и достижения, ведь основная задача достойного и качественного образования – успешность выпускников в жизни, поэтому так важен опыт преодоления трудностей и взятие рубежей в годы учения. Не менее значима способность ребят к самостоятельному мышлению, к решению нестандартных, творческих задач, к осознанному выбору профессии и гражданской позиции. Чтобы способствовать развитию, не навредить здоровью, а нарастить его, нужны особые подходы, необходим сплав науки и практики. Он возможен в формате школы-лаборатории, апробированной отечественными педагогами-новаторами. В мае 2014 года университетская школа решением ученого совета получила этот статус.Главной целью деятельности школы-лаборатории на ближайшие годы будет разработка в сотрудничестве с другими подразделениями Университета инновационных моделей образовательной деятельности. Мы планируем три основных вектора поиска в соответствии с ключевыми идеями рефлексивной педагогики сотворчества. В направлении «Рефлексия» прорабатываем проблемы педагогического образования с применением методов рефлексивно-сотворческих практик, освоения вершин международного бакалавриата и организации научно-практической экспертизы инновационных образовательных продуктов. Направление «Сотворчество» посвящено дидактике, методике и креативным практикам нового образования. В рамках вектора «Среда» идут разработки по гуманизации школьной жизни, обновлению ее уклада и системы воспитательной работы с опорой на воспитательно-ценностные ресурсы родителей и семей учащихся университетской школы.В качестве наиболее перспективных проектов развития университетской школы-лаборатории могут стать: предуниверсарий, который фактически уже начинает работать в рамках университетской школы при участии институтов университета, и открытие в ближайшей перспективе помимо филологического еще социально-экономического, физико-математического и естественно-научного профилей образования; программы подготовки педагогов с использованием методов рефлексивного «обучения на опыте» (бакалавриат, магистратура, интернатура, стажировка в роли помощника учителя). Технологии подготовки будущих педагогов с использованием методов рефлексивного «обучения на опыте» сегодня активно используют за рубежом, и они довольно интересны. С нашей точки зрения, не менее интересны и те наработки, которые есть в школе рефлексивной педагогики сотворчества. Под нашим руководством несколько лет назад разработана и проведена серия вводных курсов в психологическую и педагогическую специальности для студентов НИУ ВШЭ, Запорожского университета (Украина), Гродненского университета в Белоруссии. Эти курсы были построены не в виде лекций, а в виде рефлексивных практик и проводились в стиле ролевых тренингов, когда студенты первого курса психологического и педагогического факультетов методом погружения в течение недели проживали, а потом интенсивно рефлектировали основные культуродигмы психологии и педагогики. Положительные результаты были налицо: уровень мотивации и качество дальнейшей профессиональной подготовки студентов после этого были существенно выше, чем у их сокурсников, которым не повезло попасть на подобные занятия; программы освоения предметных и метапредметных компетенций в рефлексивно-сотворческих практиках для разного типа пользователей, в том числе при внедрении программ Международного бакалавриата в школе, а также краудтехнологий и коллаборативных интернет-платформ в образовательный процесс; формы дистанционного интерактивного образования, в том числе семейного и педагогического.Основная идея школы-лаборатории заключается в организации правильной рефлексии педагогического творчества. В ней находки и прозрения талантливых учителей, возникшие на основаниях и в контексте подхода (в нашем случае – педагогики сотворчества), описывают, подвергают осмыслению и обработке, превращают в инструмент, форму или инновационную практику педагогической работы. Такая деятельность не только приносит пользу «будущим поколениям» и науке, но и радикально обогащает жизнь педагогов нынешних, тех, кто занимается научно-практическим поиском, а их работу делает более эффективной и полезной учащимся. Таким образом, рефлексия не только становится психологическим механизмом творчества, но и способом превращения сотворчества из профессионального излишества, «деликатеса» в способ построения суперсовременных образовательных систем.Современность, в том числе технологическая и экономическая, во многом начинает определять коллективный интеллект. Использование разнообразных форм участия «толпы» (crowd), то есть открытых социально-профессиональных сообществ, в решении творческих задач, на основе так называемых краудтехнологий (краудсорсинга, краудсторминга, краудфандинга, краудинвестинга) становится повседневностью. Из 70 крупнейших компаний мира в 30 достаточно активно применяют сотворческие методы ведения бизнеса. В настоящее время это один из наиболее перспективных мировых трендов развития человечества. Герман Греф, который активно задействует сотворческие ресурсы в управлении Сбербанком, считает это направление многообещающим для нашей страны, сферой, где мы можем занять лидирующие позиции.По инициативе университетской школы на конец февраля 2015 года запланировано проведение масштабной Международной научно-практической конференции «Сотворчество в образовании, управлении и бизнесе». Планируем, что она пройдет в нестандартной форме (с преобладанием дискуссионных площадок и обсуждений в интернет-пространстве). При этом мы видим ее преддверием большой пиар-кампании продвижения идей и методов сотворчества (co-creation) для перспективных инноваций как в России, так и в глобальном мире.С.СТЕПАНОВ, директор школы МГПУ, доктор психологических наук, профессор
Комментарии