Редкая специальность
Качеством необходимо управлять
В СТАНКИНе задумались об этом еще пять лет назад
Качество жизни – важный параметр. От него напрямую зависят и благополучие, и благосостояние. Плохие продукты отрицательно влияют на здоровье, некрасивые вещи – на эстетическое восприятие, загрязненная окружающая среда – на продолжительность жизни. “Революция качества” происходила в то самое время, когда формировался мировой рынок товаров и услуг. Она же рождала такие понятия, как “презумпция виновности производителя”. Пострадавшему потребителю достаточно было подать иск, выплачивалась сумма ущерба, и только в ходе судебного разбирательства предприятие могло предъявлять доказательства своей невиновности. Такая жесткость условий являлась прямым следствием одной, но очень существенной причины: все мы – потребители. Это естественно для сознания людей, живущих в развитых странах. У России всегда был иной подход, и поэтому, оказавшись на мировом рынке, она растерялась. Выяснилось, что “качество” многомерно. Оно не ограничивается одной надежностью, и что им нужно управлять. И вот к 1998 году в классификаторе профессий появилась специальность “Управление качеством”. Вузом, уделявшим ей особое внимание и до этого события, стал Московский технологический университет (СТАНКИН). Будучи головным по специальности “Автоматизация и управление технологическим процессом на производстве”, он открыл у себя в 1995 году специализацию “Качество и менеджмент”, взяв за основу принцип Эдвардса Деминга: “качество – это не контроль, это – качество труда людей”. У каждого делового процесса должен появиться хозяин, который несет за него полную ответственность. От простого рабочего до директора концерна. Мотивы необходимо направить в сторону цели, и во всех ветвях системы управления заложить голос потребителя. В 1998 году Правительство РФ приняло постановление ╧ 113, по которому все предприятия, работающие по госзаказу, обязаны построить и сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами. Несмотря на формулировку, дело касается всех областей экономики. Для Министерства образования этот факт послужил побудительной причиной для развития программы “Индустрия образования”. Конечная цель ее – сделать конкурентоспособным рынок образовательных услуг. Пока что все страны решают это одним путем – перекачкой кадров. С одной стороны, это “свои люди везде”, с другой – отток лучших умов. Занявшись основательно процессами управления качеством, можно надеяться на то, что для российских специалистов не будет возникать вечного: “Жить здесь или не жить?” Приняв на себя роль головной организации по программе Министерства образования “Качество и безопасность образовательных, научно-технических услуг, объектов и продуктов”, СТАНКИН стремится к идеалу. А для последнего пределов, как известно, нет.
Наталья АЛЕКСЮТИНА
Комментарии