– За сколько сребреников Иуда продал Христа? Нет, это не риторический возглас пасхальной проповеди, а вполне конкретный вопрос урока на тему «Экономические основы общества». – Однако после предательства Иуда раскаялся, бросил деньги в храме и удавился, – жестко заметила Светлана ХЛЕБНИКОВА и после поистине мхатовской паузы в полной тишине произнесла: – Тема нравственности по отношению к деньгам всегда стояла очень остро. Удивляться на конкурсе «Учитель года начального профессионального образования Иркутской области» пришлось часто.
Влюбленная лошадь и воз веселее везет
Сначала нас поразило количество молодых лиц среди участников. При знакомстве и вовсе выяснилось, что Света ПЕНЬКОВСКАЯ, преподаватель психологии в 4-м училище Иркутска, например, закончила вуз только два года назад. Как и Ирочка ЦИГЛИС, прелестная тоненькая брюнетка с задорным лицом, преподаватель швейного дела в иркутском лицее № 1.
«Визитка» Циглис оказалась такой же яркой, стремительной, динамичной, фантазийной и веселой, как и она сама. Ирина Владимировна в лицее только два года, а уже руководит театром моды «Diamond», который соперничает с признанными ателье Иркутска. Какие коллекции шьют Ирины девочки! И столичные модницы позавидуют, я во всяком случае немедленно захотела все примерить: и русский сарафан, сшитый по всем правилам старинного костюма и сразу же получивший приз на фестивале моды, и нечто умопомрачительно японское – летящие одежды, расписанные вручную по ткани восточными пейзажами. Ира разыграла целое действо с детективным сюжетом и переодеваниями, представив во всей красе не только себя, но и своих учениц, которые и шьют, и сами демонстрируют свои коллекции не хуже Кейт Мосс или Клаудии Шиффер, да и коллег-помощников из своего лицея не забыла.
Небольшой стаж и у Инны ШАШКЕЕВОЙ, удивительной красоты блондинки с роскошной косой ниже пояса. Выяснилось, что ее очаровательную головку интересуют такие серьезные материи, как социальные теории переустройства мира, экономика и политика, ведь Инна – историк. Да что там теория, Шашкеева с Жириновским переписывается! Да-да, Инна Александровна считает Владимира Вольфовича одним из самых разумных политиков Отечества, а что до его выходок, так это имидж, в России ведь самым удачливым и умным всегда оказывался Иванушка-дурачок. Однако помимо дум о стране Инночка, как говорится, «и самоварчик поставить может». На открытии наша красавица предстала в виде влюбленной… лошадки, «везущей хвороста воз» в некрасовском стихотворении. И кто бы не поверил при виде Инны, что и лошади влюбляться могут!..
Нина Васильевна ФИСАЧЕНКО, преподаватель строительных специальностей 17-го иркутского лицея, в отличие от «девчонок», в системе НПО уже 29 лет, но задору и молодости ей не занимать. Нина Васильевна пригласила всех к костру, ведь она долгие годы водит ребят в походы, жизнь без путешествий считает пресной и скучной. И пусть огонь и рыбка над ним были нарисованными, все немедленно погрузились в атмосферу тишины. Пожалуй, благодаря «визитке» и, казалось бы, необязательным артистическим конкурсам стало понятно, что именно личные качества педагога – не важно в школе, вузе или профтехе – были и остаются самыми главными. Ведь будь ты хоть семи пядей, если не любишь детей и не вызываешь у них уважения и доверия, успеха в профессии не добьешься.
Чем пахнут деньги?
Но, пожалуй, только на уроках я окончательно убедилась, что конкурс «Учитель года НПО» – это не соревнование, кто быстрее обучит подростка заточить деталь на станке. Да и уровень участников областного конкурса оказался в целом достаточно высоким.
Светлану Пеньковскую прочили в лидеры и сами конкурсанты, и жюри. Мол, ей и карты в руки: кто лучше психолога знает подходы к любой аудитории, кто сможет грамотно выстроить доверительные отношения? Но при этом каким высоким личностным требованиям должен соответствовать сам психолог! Лично я встречала таких, что не только душу, дверь бы не всегда им открыла.
Светлана Юрьевна, несмотря на юный возраст – ей всего 24 года, – удивила внутренней цельностью и надежностью. Во всяком случае ученицы доверились ей сразу. Включив в начале урока чудесную музыку Джеймса Ласта, Пеньковская сразу сняла барьер неловкости и встретила искренний энтузиазм, предложив поработать экспертами и провести эксперимент. Девушки, разбитые на пять групп, с удовольствием пытались определить при помощи одного из пяти органов чувств – слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса, – что за предмет им демонстрирует Светлана Юрьевна. С точки зрения «тактильщиков» он вышел холодным, мокрым (конкурсантка вынула предмет из чашки с водой), острым, гладким. «Слухачи» сообщили, что звуков он, «к сожалению», не издает. По словам «нюхачей», неопознанный объект оказался еще и без запаха. «Зрячие» добавили, что он красивый, прозрачный, неопределенной формы, внешне очень похож на лед.
– Так, может, это лед? – закричали торопыги.
– Лед, лед! – как стайка птиц подхватили другие.
– Не спешите, друзья мои, у нас еще осталась группа, которая должна попробовать этот предмет, – загадочно улыбнулась Пеньковская и предостерегла: – Первые ощущения иногда бывают обманчивы.
И тут произошла мини-сенсация.
– Соленый! – морщясь, заявила одна из «дегустаторов».
– Да это… соль! – наконец догадались потрясенные девчонки.
Ждало свое открытие и меня, и членов жюри. Чтобы завершить тему «Ощущения и восприятие», Пеньковская раздала тест Лаборде, который определяет основной тип восприятия тестируемого – интуитивный, зрительный, слуховой, тактильный. Большинство «подопытных кроликов» – в том числе и ваш покорный слуга – оказались преимущественно интуитивистами.
– Ничего удивительного, в нашей стране больше доверяют чувствам, интуиции, а не иным ощущениям или разуму, – открыла мне глаза на историю родного Отечества и мотивы поступков ее граждан психолог.
Но это был, как выяснилось, не самый сильный урок, который довелось увидеть.
…Казалось бы, в какое сравнение с такой выигрышной темой, где фантазия педагога почти не ограничена, идет скучная тема вроде «Экономических основ общества», да еще по предмету «обществоведение»! Но вот другая Светлана Юрьевна, уже Хлебникова, заговорщицки улыбнулась, прочла эпиграф, и стало ясно, что скучать не придется. «В стране, где правят хорошо, страшатся бедности. В стране, где правят плохо, страшатся богатства», – мудрость Конфуция настроила на глубину размышлений. Между тем экономические основы общества в изложении Хлебниковой оказались удивительно просты и даже увлекательны. Как появились деньги, почему возник рынок и кто может на него влиять? Ответы на эти вопросы в диалоге с учителем ребята сформулировали так, что их бы понял любой карапуз, да и кандидат наук не придрался.
– Вот я живу в общине, – сразу же задала игровой непринужденный тон Светлана Юрьевна. – Наша община хорошо печет хлеб, а ваша, Вася, хорошо ловит рыбу. Как бы нам заполучить рыбу, а вам хлеб?
– Договориться обменяться! – зашумели ребята.
– А где это сделать? – «растерялась» учительница.
– Выбрать место такое, чтобы всем удобно было. На рынке, в общем…
После такого разбора мальчикам уже не показалось сложным определение рынка – универсального механизма самоорганизации общества.
– А как мне поменять, скажем, рыбу на бананы? Как определить, сколько я бананов получу за три рыбы?
Так ребята вышли на тему денег, проделавших эволюцию от каменных до виртуальных. И тут же тема, до этого казавшаяся элементарной и чисто материальной, «вырулила» на небывалую высоту.
– Как вы думаете, деньги портят людей? – неожиданно спросила Светлана Юрьевна разгоряченных подсчитыванием виртуальных денег мальчиков и рассказала веселую притчу о римском императоре, догадавшемся брать деньги за посещение туалетов.
– Так деньги не пахнут? – поставила учительница подопечных перед вопросом.
Ребята притихли. Возможно, большинству из них такой вопрос в голову сам бы не пришел. Такие паузы дорогого стоят.
– А нужно ли обладать какими-то особыми качествами, чтобы зарабатывать деньги? – продолжила пытать учеников конкурсантка.
– Конечно, – ответили мальчишки.
– Давайте попробуем назвать эти качества на примере одного предпринимателя, – попросила Светлана Юрьевна.
Ребята углубились в небольшой рассказ о дореволюционном купце или, как сказали бы теперь, бизнесмене Андрее, который, будучи мальчишкой на побегушках в трактире у богатого родственника, выслужился и накопил свой первый капитал. Однако маленькая пекарня, которую он купил, прогорела. И тут Андрей придумал ноу-хау – посыпать булочки душистыми травами, после чего его хлебы стали раскупать, и он заработал на своем деле много денег. При этом он не забывал исправно платить работникам достойную зарплату и заниматься благотворительностью.
Прадедушка «новых русских» у современных иркутских парней получился такой: упорный, трудолюбивый, целеустремленный, терпеливый, рисковый, творческий, щедрый, честный. Что и говорить, Хлебникова нарисовала идеальный портрет предпринимателя. Однако теперь ребята будут знать, что есть и такая модель поведения состоятельного человека. Этот эффект наша героиня закрепила, напомнив, что ребята-то учатся в здании бывшего ремесленного училища, ныне 1-го иркутского профлицея, построенном на пожертвование купца Трапезникова. Уверена, мальчишки надолго запомнят, что российский бизнесмен – это не только тупой как пробка «Вован» на мерседесе, но и европейски мыслящий щедрый человек.
Финал урока получился веселым и поучительным.
– Сколько бы денег вы выделили себе в неделю? – хитро спросила Светлана Юрьевна у пацанов.
– О-о! – тут же раздались мечтательные голоса. – Две… пять… десять тысяч рублей…
– А теперь закройте глаза и дышите ровно, – произнесла Хлебникова. – А сколько денег вы бы дали своему ребенку?
– Ну тысячу рублей… да нет, пятьсот… а еще лучше двести или сто, – смущенно ответили парни, почесывая в затылках.
– А десять тысяч не хотите дать? – под общий смех спросила Светлана Юрьевна.
– Не-а, он работать тогда не будет, – пришли к выводу молодые люди.
– Так имейте это в виду, общаясь со своими родителями, – весело подытожила наша конкурсантка.
Максимальная простота и доступность изложения для всех и одновременно сложность затронутых попутно тем – все это требует виртуозности, которую и продемонстрировала Хлебникова. И при этом преподаватель, не навязывая взрослую точку зрения, не морализаторствуя, привела ребят к этическим выводам. Да это высший пилотаж!
Как просто быть искренним
Так же виртуозно наша конкурсантка проявила себя и на внеклассном мероприятии – беседе «Еще раз о любимом», и на мастер-классе.
Однако я волновалась за Светлану: даже на финале Всероссийского конкурса «Учитель года» случались явные недоразумения, когда блестящие конкурсанты не выходили в «пятнашку». Причина такой несправедливости, в том числе – система оценки, когда большую часть баллов конкурсант получает за документацию и видеоматериалы, а меньшую – за реальное педагогическое мастерство, уроки. К счастью, мои наблюдения полностью совпали с мнением жюри.
– Мы, пользуясь правом организаторов, отказались от оценки предварительного документального этапа, – заверил нас председатель жюри конкурса, проректор Иркутского института повышения квалификации работников образования Виктор ЗИМИН. – Для нас главное – уроки и творческие задания.
В конечном итоге призовые места в «Учителе года НПО-2004» Иркутской области распределились так: третьей стала Надежда ЗАМАРАТСКИХ, преподаватель электротехнических дисциплин лицея № 45 из Братска, второй –психолог иркутского училища Светлана Пеньковская, а первой, как вы уже, вероятно, догадались, – Светлана Хлебникова, преподаватель обществоведения училища №8 из Ангарска.
Однако учитель года – не только лучший в профессиональной сфере. Без незаурядных личностных качеств победить трудно. Каков же психологический портрет победителя конкурса? «Это искренний человек», – сказала нам про свою тезку психолог Светлана Пеньковская. И мы тут же подвергли искренность Светы Хлебниковой испытанию.
– Никак не пойму, Света, у вас не было выбора, или вам действительно нравится работать в училище, большую часть контингента которого составляют отнюдь не вундеркинды и пай-дети? – задала я мучивший меня провокационный вопрос.
– Вы знаете, мне проще в училище, – ответила Светлана. – Я работала в школе, но там дети разных возрастов, и приходилось пропускать через себя много людей. А поскольку у меня уроки эмоциональные, я в школе сильно уставала. В училище группы компактные, и мне проще с каждым работать индивидуально.
Но не одной только искренностью Хлебникова «подкупила» и незнакомых ей ребят, и членов жюри. Впрочем, свою «страшную тайну» Светлана открыла с самого начала, заявив на визитке:
– Я счастливый человек. Мои три рецепта счастья – любимая работа, замечательная семья – муж Алексей и двухлетний сын Кирюша и увлечения, – заявила наша героиня.
А увлекается Хлебникова, между прочим, коллекционированием фотографий и… виноделием по старинным рецептам Иркутской области. Такие вот увлечения нормального счастливого человека. Можно только по-хорошему позавидовать ученикам Светланы Юрьевны. Кто же воспитает из них счастливых людей, как не счастливый учитель?!
P.S. Следующим испытанием для финалистов профессионального конкурса станет участие в областном финале «Учителя года». Шансы наших конкурсантов, прямо скажем, неплохие. «Пэтэушники» уже занимали призовые места на областном конкурсе: это Дмитрий Басов (1-е место в 2001 году) и Илья Олейниченко (3-е место тогда же). В 2002 году 2-е место заняла опять-таки «мастеровая» Ирина Букина. А там, глядишь, появится перспектива выйти в финал конкурса «Учитель года России». Лично я за наших «профтеховцев» буду болеть.
Комментарии