Сколько выгоднее платить родителям и школе за один комплект учебников – 250 рублей, 600 или 80? Ответ очевиден, и, как бы ни убеждало нас наше законодательство в бесплатности школьного учебника, дальше пустых деклараций дело не идет. Во всяком случае до тех пор, пока не найдутся в регионе люди, которые знают, как, а главное – могут и хотят сделать учебник сначала дешевым, а потом и совсем бесплатным (не для государства, а для родительского бюджета).
В Воронеже такие люди есть. И это не только чиновники органов управления образованием, но и фирмы, торгующие учебной литературой. Самая известная как в городе, так и в области – компания “Релод – Воронеж”. Ее директор Сергей Поляков, заместитель зав.кафедрой английского языка Воронежского госуниверситета, создавая свою фирму, вначале ориентировался в основном на запросы любителей иностранных языков. Потому и магазин учебной литературы назывался “Полиглот”, а слово “релод” в названии компании не что иное, как аббревиатура высказывания: “Русский и английский языки открывают двери” (высказывание, разумеется, на английском). Сейчас название у магазина другое, более емкое и точнее соответствующее направлениям работы компании, – “Школьный учебник +”. Здесь можно приобрести не только литературу для “иняза”, но любой учебник и любую методику, причем на 15 процентов дешевле, чем в других фирмах. Для сравнения: средняя цена “Русской азбуки” Горецкого в книжных магазинах города – 46 рублей, а здесь – 39, “История древнего мира” Вигасина (для пятого класса) по городу – 54 рубля, в “Школьном учебнике +” она стоит 46 рублей. Кроме школьной, здесь можно приобрести учебную литературу для начального и среднего профессионального образования, а в скором времени появятся книги для вузов и программные художественные произведения. Но поставка и реализация учебно-методической литературы – это лишь часть большой работы, которую компания проводит в Воронежской области.
– Дело в том, что “Релод – Воронеж” уже давно перестала быть просто книготоргующей фирмой, – рассказывает Сергей Федорович. – Мы понимаем, что проблема учебного книгообеспечения требует комплексного и грамотного подхода. Необходимо объединение усилий всех структур, заинтересованных в решении этой проблемы: управленческих, методических, образовательных, информационно-аналитических, а также тех, кто издает и продает учебники. Образование – дело государственное, и с этой точки зрения предприятие, которое берется за реализацию школьной литературы, не должно оставаться просто фирмой, торгующей книгами и сколачивающей на этом капитал. Мы сотрудничаем с органами управления образованием, привлекаем для работы методические службы города и области, ведем информационно-аналитическую работу.
“Релодовцам” не пришлось заново изобретать велосипед, то, что они сегодня делают в Воронежской области, уже используется в Москве, Твери, Архангельске, Омске и других регионах. Но чтобы узнать об этом опыте, осмыслить его применительно к местным особенностям, пришлось съездить не на один десяток совещаний, а потом и к себе людей пригласить, чтобы показали, как и что делать на практике. Первым шагом стало создание в районах области фондов поддержки учебного книгообеспечения. Их уже семь – в Верхнехавском, Павловском, Хохольском, Россошанском и других районах. Постепенно к проекту присоединяются все новые и новые желающие, потому что выгодно, потому что появляется реальная возможность наполнить школьные библиотеки недостающими книгами и сделать это по минимальной цене. Сначала каждая школа собирает данные о том, каких учебников и сколько ей надо закупить в новом учебном году. Сведения поступают в районный фонд, существующий при отделе образования. Там суммируются, и выясняется общая потребность района в тех или иных книгах. Так как учебники приобретаются оптом, их цена значительно ниже. И, уже отталкиваясь от нее, высчитывается, сколько должны платить родители. В среднем выходит 60-80 рублей, но это пока. Книги-то остаются в школьной библиотеке и следующему классу достаются бесплатно. Родители этих ребят докупают то, чего еще нет, и тратят уже меньше. При разумном подходе и мудром начальстве район тоже не остается в стороне и предусматривает в бюджете определенную сумму на приобретение учебников. Появляется возможность льгот для детей из малообеспеченных семей, чьи родители ничего не платят, но ребята тем не менее получают книги. Надо учесть, что компания “Релод – Воронеж” работает без предоплаты и в состоянии доставить заказ к порогу каждой конкретной школы.
Разобраться в нынешнем изобилии учебной литературы очень непросто, и не всякий учитель может самостоятельно с ходу оценить все достоинства и недостатки каждой книги. Нужны методическая поддержка, база данных, сведения о новинках рынка учебной литературы. При непосредственном участии “релодовцев” в области создан региональный информационный центр учебного книгоиздания (адрес сайта в Интернете – http://web.vrn.ru/ric). Данные на сайте постоянно пополняются и обновляются, здесь можно познакомиться и с самими учебниками, и с ценами на них, получить методические рекомендации и советы. Кстати, компания не только указывает свои цены, она дает адреса всех издательств учебной литературы, и каждый желающий может тут же перепроверить, покупает ли он книги по себестоимости или с наценкой. Другими словами, игра идет в открытую. Но чтобы районные отделы образования могли без проблем пользоваться Интернетом, их для начала надо компьютеризировать. Это стало возможным благодаря выигранному компанией “Релод – Воронеж” тендеру Национального фонда подготовки кадров. Основную часть расходов на создание региональных информационных центров финансирует фонд, а область со своей стороны тоже вкладывает средства, но гораздо меньшие. Все договоры уже подписаны, деньги проплачены, и, по словам Полякова, в марте-апреле во всех районных отделах образования появятся компьютеры в комплекте с модемами, сканерами и принтерами.
Но что же, родители и впредь будут пусть дешево, но все-таки покупать учебники? И что делать школам-интернатам, если бюджет не покрывает их потребностей? “Образование само может зарабатывать, и не только дополнительными платными услугами, – считают “релодовцы”. – Создание Фонда содействия развитию образования – единственный способ легально, постоянно и стабильно зарабатывать деньги на школьные нужды”. Компания выступила с предложением создать подобный фонд в Воронеже. Вот только некоторые из его программ: “Все для школы в вашей школе”, “Портфель первоклассника”, “Ассортиментный кабинет”. В школах уже появились лотки и киоски с канцтоварами, запланированы ярмарки дешевых учебников. Прибыль пойдет не фирмам-частникам, а будет аккумулироваться в фонде и снова возвращаться в сферу образования в виде, например, тех же бесплатных учебников. В перспективе фонд мог бы стать областным – и спонсоров больше, и поле деятельности шире.
Еще одна небольшая деталь. В прошлом году власти Воронежа провели открытый тендер на закупку учебников для городских школ. В числе требований, которые предъявлялись к участникам, были не только наименьшая стоимость базового комплекта книг, но и разработка пятилетней целевой программы “Воронежский учебник”, создание единой информационной системы и банка данных по учебной литературе, адресная доставка и ряд других. Выиграла тендер компания “Релод – Воронеж”, но, увы, город так и не дал ни рубля на приобретение книг, хотя все условия тендера фирмой были выполнены. Можно было “обидеться” или просто махнуть рукой, но компания выбрала другой путь. Какой – читайте выше. В этом году – новый тендер и твердое обещание профинансировать программу. “Релодовцы” снова намерены участвовать и надеются победить.
Позвонить в “Школьный учебник+” можно по телефону 51-28-78.
Татьяна АЛЕКСЕЕВА
Комментарии