Жил-был Чунг
О курсе “История становления человека” для второклассников
Учителям, работающим по системе академика Леонида Владимировича Занкова, известно, как важно быстрее познакомить шко-льников с широким кругом понятий и знаний, дать им общую, целостную картину мира.
Поэтому так насыщенны занятия в “занковских” классах: за те же 24 часа в неделю, что и в обычной начальной школе, отдельными предметами даются естествознание, география и история. Углубленно изучаются живопись, музыка и иные виды искусств. Не меньшее внимание уделяется физическому и трудовому воспитанию детей. Словом, “неглавных” предметов там нет, как нет подчас и самих уроков в полном смысле этого слова. Их нередко заменяют беседы с учителем, экскурсии и прогулки с целью изучения окружающей действительности.
Уже с первого класса ребята наблюдают жизнь растений и животных в разное время года, учатся находить взаимосвязи между живой и неживой природой. Постепенно у них формируется эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, а заодно и накапливается обьем знаний. Это обогащает уроки в начальной школе и даже превращает их в некую исследовательскую, поисковую деятельность.
Конечно, такое обучение – в быстром темпе и на высоком уровне трудности (ведущие принципы занковской системы) – диктует и новые требования к учебно-дидактическим материалам. Так, например, закладывая начальные знания по истории, учителям приходится уделять особое внимание причинно-следственным связям различных событий, явлений и закономерностей. К счастью, это хорошо понимают и авторы, создатели учебных книг для учителей-занковцев.
втору учебно-методического пособия “История становления человека” для 2-го класса (М.: Гардарика, 1995) профессору Нинели Яковлевне Чутко довелось учиться у Л.В.Занкова, а затем и работать с ним. Поэтому методическая система маститого учителя со всеми ее педагогическими свойствами: многогранностью, процессуальностью, коллизиями и вариантностью – гармонично вписывается в созданный ею новый учебный курс, апробированный в школе и поддержанный в Федеральном научно-методическом центре им.Л.В.Занкова.
Учитывая юный возраст учащихся, в качестве исходного материала Н.Я.Чутко использует сказку болгарского писателя Д.Ангелова “Когда человека не было” (“Храбрый Чунг”) и отрывки из повести Д’Эрвильи “Приключения доисторического мальчика”. Кроме того, приводится библейское сказание о сотворении мира и человека. В сказочном, мифологическом виде в этих произведениях проиллюстрированы версии о становлении человека, что, по мнению автора, восполняет пропущенное звено в школьном историческом образовании. Учителю дается возможность познакомить детей как с эволюционной, материалистической, так и религиозной, библейской картиной мира. Причем чтение происходит вслух, в расчете на научение школьников слушанию – деятельности, которая столь необходима в общении людей и которой, к сожалению, специально нигде не учат.
Трогательное и увлекательное повествование о жизни первобытных людей, “чунгов”, – их очеловечивании, о сознательном овладении деревом и камнем в качестве защиты и орудий труда, о добывании огня и благоустройстве жилища – не может не захватить воображения детей. С большим вниманием и волнением следят они за опасными и забавными приключениями героев, их схватками с хищными зверями – прообразами тигра – “грау”, змеи – “тси-тси” и крокодила – “кроком”. Радуются их успехам, порицают несправедливые поступки. По ходу слушания ребята, направляемые вопросами учителя, много говорят и сами, учатся анализировать и систематизировать материал, доказывать свое мнение и обьективно трактовать исторические факты.
Однако отдельные главы в рассказе должен все же прокомментировать учитель. Например, такую сложную тему, как зарождение религиозных верований. Важно обьяснить, что мистические чувства, связанные с загадочными явлениями, не исчезли со временем, с приходом цивилизации. Как писал православный священник и богослов Александр Мень, “религиозность присуща и неграмотному индийскому крестьянину, и европейскому ученому, достигшему вершины современных знаний”.
Не пытаясь навязывать детям сложные мировоззренческие представления о религии, следует предоставить им возможность сделать впоследствии собственный выбор. Ключевым же моментом совместных рассуждений детей и взрослых может стать тема самосознания древнего человека, проблема нравственного выбора в жизни людей.
Используя данный курс истории становления человека, учителя-занковцы легко обнаружат те общедидактические, универсальные приемы, которыми вслед за их создателем оперирует автор пособия. Они помогут им правильно организовать материал. Так, свойство многогранности дает возможность решения разных дидактических задач на одном и том же учебном материале, вводит учащихся в круг сложных научно-мировоззренческих вопросов. Процессуальность – возвращение к одним и тем же знаниям в новых связях на новом уровне – также реализуется здесь в соответствующем подборе материала, в данном случае – в использовании трех различных источников. Свойство коллизии, связанное с противоречиями в овладении знаниями, с неоднозначностью материала – четко проявляется при изучении двух версий истории происхождения человека – материалистической и библейской. Наконец, вариантность – изменение общего подхода, приемов работы в зависимости от индивидуальных особенностей как учащихся, так и учителя – дает возможность осмысливать на уроке те вопросы, ответы на которые заранее нельзя запрограммировать и которые возникают спонтанно. Вот почему особое внимание учителя должно быть уделено оценке ответов детей: слушая и рассуждая вслух, они учатся мыслить диалектически. А значит, идет подготовка к изучению и усвоению последующих курсов истории.
Заканчивая эту тему, педагог может направить школьников на самостоятельный поиск дополнительной литературы. С учетом местных особенностей закрепление материала целесообразно совместить с экскурсией в краеведческий музей или на историческое место стоянки первобытного человека, рекомендует в заключение автор пособия.
В чем видится уникальность данного авторского курса истории? В реализации занковских принципов обучения? Да, несомненно. Ведь только здесь восьмилетнему человеку без боязни преподносятся сложнейшие научно-теоретические знания. Но еще больше поражает другое – редкая занимательность материала. Хотя как ни парадоксально, именно за это качество иногда получает упреки Нинель Яковлевна Чутко. Видимо, не выдерживают сравнения другие, более скучные учебные пособия. Отметим еще одну удивительную особенность – четкость, выверенность всех методических указаний, за что ей очень благодарны учителя начальной школы, использующие этот курс. Вот и несколько отзывов на него: “Импонирует вариативность методических подходов к урокам предыстории человека. А главное – поиск истины совместно с детьми”. (Л.В.Семенова, пос. Шахтерский Анадырского р-на); “Я и не знала, как хочется детям слушать: кто-то ложился на парту, кто-то зарисовывал. Нам-то хочется, чтобы они сидели не шелохнувшись и смотрели нам в рот. А ведь каждому удобнее слушать и слышать по-своему. Благодаря курсу предыстории человека я лучше узнала своих ребят” (Г.Г.Кукушкина, Волгоград); “Очень хочется вести такой предмет в своем классе. А главное – я поняла, как его вести” (О.А.Коровина, п.Оболенск Серпуховского р-на).
А что же сами дети? А дети просто рисуют и лепят полюбившихся героев. И дарят свои поделки педагогу: у Н.Я.Чутко их целая коллекция. Особенно впечатляет один рисунок – косматый чунг, склонившись над источником, пригоршнями зачерпывает воду для питья. И подпись: “Еще не человек, но уже и не животное”.
Ирина ЛУШАГИНА
В 1994 году “Учительская газета” первой опубликовала главы из рукописи “Когда маленький школьник становится большим читателем”, которую готовило к печати московское издательство “Лайда”. Сегодня мы первыми публикуем рецензию на книгу Вадима Левина, которая вышла в этом году.
Можно ли выучиться на читателя?
Вадим Александрович Левин – известный детский поэт, педагог, мастер общения с детской аудиторией. Те, кому посчастливилось побывать на его занятиях, оказывались в обстановке удивительной теплоты, уважительного внимания и доверия к каждому, даже самому маленькому, собеседнику.
олгое время взрослым, когда-либо побывавшим на занятиях у Левина, оставалось только сожалеть, что его уникальный опыт не описан и не известен тысячам учителей. И вот книга об опыте В.А.Левина появилась. Написал ее он сам и назвал так: “Когда маленький школьник становится большим читателем”.
Автор начинает книгу-беседу, книгу-размышление с вечного и проклятого вопроса нашего литературного образования: “Почему уроки чтения в начальной школе (а потом уроки литературы в старших классах) не решают одну из главных своих задач – не обеспечивают становления Читателя художественной литературы?”
Вадим Левин не дает читателю-педагогу готовых ответов или рецептов, не “вещает”, не пытается создавать иллюзию того, будто знает истину в последней инстанции. Он приглашает коллегу-читателя на уроки, советует сопоставлять их между собой, с уроками знакомых учителей и со своими, предлагает педагогам ставить перед собой профессиональные вопросы, вместе искать ответы на них, анализировать педагогические задачи и методы, чтобы затем каждый мог занять свою собственную учительскую позицию.
Приглашая читателя на стандартный “хороший урок”, В.Левин ненавязчиво и уважительно показывает отрицательные стороны привычных методик, побуждая учителя к самостоятельным оценкам, которые могут противоречить принятым (стандартным). Эти критические оценки и самооценки заставляют учителя-читателя задуматься над тем, каким же строить собственный урок. Автор, делясь своим опытом, предлагает для обсуждения примеры таких занятий. Читатель волен “воспроизвести” описанный в качестве примера урок и затем обсудить его с коллегами. Учителя побуждают думать и творить не только самостоятельно, но и совместно.
Обсуждая с читателями уроки, приведенные в книге, автор выстраивает свой опыт в возможную тактику и стратегию начального литературного образования (сокращенно НЛО). Возникает стройный и логически убедительный психолого-педагогический проект читательского развития, который учитель может “принять за основу”, чтобы уточнить, скорректировать или опровергнуть и создать на его месте собственную программу и методику. Впрочем, последнее маловероятно, так как проект В.Левина не только убедителен, но и отработан до мельчайших “технологических” деталей. Читатель-учитель сразу почувствует, например, что все предложенные автором игровые способы развития детей – это одновременно и средства содержательного игрового общения детей друг с другом, с учителем и родителями. “Побывав” на уроках литературы, описанных в книге, учитель заметит, что его коллега – персонаж книги В.Левина – не обьясняет ученикам произведения и не задает вопросов “на понимание”, не “информирует о правилах литературы”, а беседует со школьниками, нередко задавая им вопросы, которые на первый взгляд кажутся парадоксальными. Но именно такие вопросы включают все чувства, силы и воображение ребенка в восприятие-переживание, а затем и в восприятие-осмысление, которое еще более углубляет читательские переживания.
Вчитавшись в описание этих уроков, учитель, несомненно, обнаружит богатую систему тонких приемов, догадок и ненавязываемых рекомендаций, которые помогут ему начать подобную работу в своем классе. А дальше все зависит от педагога…
И здесь нужно сказать еще об одной особенности книги – о ее внутренней драматургии: эта книга не облегчает работу учителя! Наоборот – она наталкивает его на трудные раздумья.
Но именно этим книга помогает: помогает учителю расти профессионально и – шире – духовно, помогает жить содержательнее, интереснее, увлекательнее, сближает с учениками и с искусством.
Можно не сомневаться в том, что помощь этой книги учителю окажется эффективной и действенной, так как для своей программы НЛО В.Левин с коллективом единомышленников – своих бывших учеников – подготовил многотомную комплект-хрестоматию “Лесенка” (первоначальное название – “Моя первая библиотека”). Этот прекрасно структурированный комплект (пять “библиотечных полок”: “Сказки”, “Стихи”, “Проза”, “Собрания сочинений”, “Мозаика”) представляет собой избранные произведения отечественной и мировой литературы для детей. Первые тома “Библиотеки” вышли в издательстве “Дрофа” и были мгновенно распроданы. Впрочем, составители уже работают над вторым изданием.
Кроме того, поэт и педагог Вадим Левин в соавторстве с художником и учителем из Екатеринбурга Татьяной Калининой задумал веселый задачник-игру по литературе и рисованию “Академия “Складно да Ладно”. Первая часть под названием “Таинственный сундук” вышла в издательстве “Открытый мир”.
Вершинами книги “Когда маленький школьник становится большим читателем” нам представляются описания уроков по стихотворению Сергея Есенина “Нивы сжаты, рощи голы” (приводятся два варианта урока) и по рассказу Л.Н.Толстого “Косточка”. Педагогический психолог справедливо полагает, что наши привычные учительские заботы о понимании школьником литературного произведения нередко приводят к тому, что мы своими вопросами и заданиями “на понимание” вытесняем и подавляем эмоциональное восприятие читателя-ребенка. А тут шаг за шагом маленькие школьники увлеченно исследуют произведение литературы, но их литературоведческая, аналитическая работа не упрощает и не иссушает их восприятия, не убивает эмоциональности, а углубляет читательские впечатления и переживания. Итогом урока-беседы, урока совместного восприятия становится такое насыщенное, тонкое и живое понимание-проживание прочитанного, какое не всегда возникает (по крайней мере при первом чтении) даже у искушенного читателя. Эмоциональность, ассоциативность (образность) и интеллектуальность читательского восприятия на таких уроках литературы дают удивительный сплав, обогащающий не только учеников, но и учителя.
Генриетта ГРАНИК, доктор психологических наук, академик РАО,
Стелла БОНДАРЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии