search
main
0

Ребята, все у вас получится. Системная подготовка второклассников к ВПР по русскому языку

Аббревиатура ВПР прочно вошла в жизнь начальной школы. Но если раньше это понятие было знакомо только четвероклассникам, то теперь и второклашки имеют представление о мониторинге качества образования. И если школьники воспринимают ВПР как обычную проверочную работу, то у взрослых – учителей и родителей – эта форма оценки знаний вызывает немало вопросов. Поможет найти ответы на некоторые из них пособие Е.В.Волковой, А.В.Птухиной «Русский язык. Всероссийская проверочная работа. 2 класс. Типовые задания», выпущенное издательством «Экзамен» в 2018 году.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.Книга содержит 25 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы по русскому языку за курс 2‑го класса. Все формулировки, представленные в пособии, полностью соответствуют заданиям, которые будут предложены второклассникам при выполнении итоговой проверочной работы.А с чем же придется столкнуться детям? Какова, собственно говоря, структура работы? Сколько времени дается на выполнение заданий? Что включает в себя система оценивания? Родителей чаще всего волнуют вопросы организационного характера, а учителей беспокоит содержание работы. С помощью данного пособия мы попробуем найти ответы на вопросы всех участников образовательного процесса.Итак, каждого второклассника будет ожидать проверочная работа по русскому языку, состоящая из 7 заданий. Выполнять задания можно в любом порядке, используя при необходимости черновик (записи в черновике проверяться и оцениваться не будут). На выполнение работы отводится 45 минут.Задание 1 проверяет умение обучающихся безошибочно (без пропусков и искажений букв) и аккуратно списывать предложения неосложненного текста. Успешное выполнение задания опирается на навык чтения как одного из видов речевой деятельности. Наряду с предметным умением проверяется сформированность регулятивных универсальных учебных действий (способность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы – осуществлять самоконтроль).Пособие предлагает для подготовки к данному заданию доступные для понимания тексты. Например:Утром мы пришли в рощу. Как красиво тут осенью! Вокруг оранжевые клены и золотые березки. В корнях мощного дуба мы увидели маленького ежика.Помогая решать обучающую задачу, тексты содержат в себе и воспитательный потенциал. Например:Воет холодный ветер и кружит вьюга. Птички прилетают к жилью человека. Друзья Паша и Никита смастерили для них кормушку. Они покрошили хлеб и насыпали семечки. Отличное угощение!Любознательные дети при отработке навыка списывания смогут получить новую информацию об окружающем мире из фрагмента научно-популярного текста:Пищуха похожа на небольшого хомячка. Эти животные широко распространены в Азии. Днем они ищут пищу или греются на солнышке. А ночью прячутся в норах. Главный враг зверьков – ястреб.Стоит отметить необычный дизайн содержательной части пособия: каждая страница книги внешне напоминает бланк, который получит ученик на ВПР. Таким образом, ребенок приобретет необходимые навыки, привыкнет к образцу, требованиям к оформлению проверочной работы, что будет способствовать снижению напряженности во время ее выполнения.Задание 2 предполагает знание букв русского алфавита и их последовательности, проверяет умение обучающихся пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и владение познавательным универсальным учебным действием – использованием алфавита для поиска нужной информации в словаре.Для тренировки выполнения такого задания предлагается группа из пяти слов, причем эти группы почти всегда легко объединяются общим понятием. Например:Январь, март, май, сентябрь, июнь.Или:Физкультура, музыка, чтение, математика, труд.Если ученик, выполняя задание первый раз, не обратит внимания на тематический подбор слов, взрослому стоит дать ребенку такую подсказку. Тогда, уж поверьте, начиная со следующего варианта, дети активно включатся в эту интеллектуальную игру и будут стремиться находить обобщения, а вам останется только одобрять этот процесс и поощрять приведенную ребенком систему доказательств. Только помните, ВПР такой задачи не ставит, это всего лишь прием для привлечения интереса к заданию. А вот что особенно важно, это наличие в группе двух слов, начинающихся с одной и той же буквы. Детям предстоит продемонстрировать умение применять алфавитный порядок при совпадении начальных букв.Задание 3 проверяет умение опознавать согласные звуки по глухости-звонкости в слове (учебно-языковое опознавательное умение).Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает звонкий согласный звук.Песчаник, янтарь, слюда, жемчуг, коралл.Или:Подчеркни слова, в которых первая буква обозначает глухой согласный звук.Рабочий, хирург, летчик, парикмахер, маляр.Или:Подчеркни слова, в которых последняя буква обозначает звонкий согласный звук.Уж, горностай, хорек, заяц, кабан.Или:Подчеркни слова, в которых последняя буква обозначает глухой согласный звук.Хлеб, край, стол, завод, план.Вариации этих заданий расположены в пособии в свободном порядке, что исключает шаблонность при их выполнении.Задание 4 проверяет умение опознавать согласные звуки по мягкости- твердости в слове (учебно-языковое опознавательное умение).Это задание выстроено по аналогии с предыдущим. Например:Подчеркни слова, в которых последняя буква обозначает мягкий согласный звук.Краб, слой, камыш, морж, кирпич.Или:Подчеркни слова, в которых последняя буква обозначает твердый согласный звук.Ключ, шалаш, сарай, арбуз, овощ.Задание 5 предполагает анализ слоговой структуры слова, владение учебно-языковым умением делить слова на слоги; выявляет владение познавательным универсальным учебным действием – построением логической цепи рассуждений.Раздели слова на слоги. При делении слов на слоги используй вертикальную линию.Щука, окунь, карась, жерех.Не исключено, что отдельные слова могут оказаться незнакомыми некоторым детям, например «жерех». Это не должно помешать построению логической цепи рассуждения. После выполнения задания дети смогут расширить свой лексический запас, узнав значение слова в словаре или получив консультацию у взрослых.Задание 6 проверяет правописное умение распознавать место переноса слова (опознавательное умение), а также владение познавательным универсальным учебным действием – построением логической цепи рассуждений. Причем опознавательное умение детям предстоит продемонстрировать на тех же самых примерах, что и в задании 5.Запиши только те слова, которые можно разделить для переноса. Обозначь место переноса черточкой (например, не-бо).Щука, окунь, карась, жерех.Упражнения на различение подобных заданий (задания 5 и 6) позволит детям развивать произвольное внимание и формировать действие построения логической цепи рассуждения.Задание 7 проверяет учебно-языковое синтаксическое умение составлять предложение из слов, устанавливая между ними связь по вопросам, а также правописное умение упот­реб­лять прописную букву в начале предложения и ставить пунктуационный знак в конце предложения.Формирование грамотной устной и письменной речи является одной из самых важных задач предмета «Русский язык». Несмотря на высокие требования школьной программы и специальные уроки, направленные на развитие речевого запаса, для многих школьников эта задача остается трудновыполнимой. Чтобы составить предложение, выстроенное логически, второклассникам в большинстве своем приходится прилагать значительные усилия. Задания из данного пособия дадут возможность потренироваться в таком непростом деле, научат восстанавливать деформированное предложение.Само задание формулируется так:Составь предложение из данных слов. Запиши его правильно.Например:дорожкам, листья, по, кружат, парка, сухие;клене, осенью, листья, на, покраснели;морозном, кружится, в, снег, воздухе и т. п.В структуре пособия предусмотрен раздел, содержащий ответы к каждому варианту заданий. Он расположен в конце книги и при необходимости, когда ребенок работает с пособием, легко изымается взрослым. Это способствует самостоятельности ученика при выполнении работы. А вот родителям, которые решат помочь ребенку организовать подготовку к ВПР в домашних условиях при помощи данного пособия, будет легко проверить правильность выполнения заданий.Есть в пособии еще одна важная особенность: на примере одного из вариантов в нем подробно представлена система оценивания проверочной работы. По каждому заданию расписано содержание верного ответа, а также даны указания по его оцениванию в баллах. Например, задание 1 проверяется и оценивается следующим образом (см. таблицу).В пособии указаны и рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале.Такой сборник задач будет очень хорошим подспорьем учителям для организации подготовки к ВПР в рамках учебной деятельности, методистам для составления рекомендаций, а также учащимся 2‑х классов начальной школы и их родителям для организации самостоятельной работы в домашних условиях.​Ирина ДМИТРИЕВА, замдиректора по УВР гимназии №25 г. Курска, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте