search
main
0

Ребус или сказка? Коррекционно-развивающую работу можно построить на принципе ассоциаций

Продолжение темы. Предыдущие публикации серии см. в №32 от 8 августа 2017 года и №33 от 15 августа 2017 года.

Одна из главных задач ФГОС начального общего образования – формирование у обучающихся универсальных учебных действий, или, если говорить просто, умения учиться. Чтобы реализовать эту задачу, учителю необходимо усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, создать условия для развития инициативности, активности, самостоятельности школьника и его творческого подхода к обучению. Мои ученики – это дети с задержкой психического развития, которые приходят ко мне в первый класс специальной коррекционной школы на повторный курс обучения, не освоив программный материал, а бывает и так, что они уже дублировали его в предыдущей общеобразовательной школе. Это дети с полным отсутствием желания учиться, с заниженной самооценкой, не уверенные в себе, с неустойчивым вниманием, с серьезным недостатком памяти, мышления, с характерно сниженной познавательной активностью… Как же решить в таких условиях одну из главных задач ФГОС НОО?Простое волшебствоПри стартовой диагностике готовности ребенка к повторному обучению в первом классе часто сталкиваешься с тем, что интеллектуальная готовность у ребят находится на крайне низком уровне, то есть они не владеют элементарными мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением), не имеют элементарных учебных навыков, например не могут соотнести число предметов с соответствующей цифрой, не знают названия цифр, букв, дней недели, месяцев, цветов; не осведомлены о своем ближайшем окружении, не знают имен и отчеств своих родителей и т. д. Спустя четыре года обучения детей с задержкой психического развития чувствуешь себя волшебником, когда ребята превращаются в выпускников начальной школы, способных полноценно, с желанием продолжать обучение в пятом классе общеобразовательной школы, умеющих самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои действия, свои достижения. Но добиться этого нелегко.Надежным базовым помощником в такой работе могут стать активные методы обучения, педагогические приемы, формирующие УУД, использование новых информационных технологий и ресурсов. Но я бы хотела более подробно остановиться на эффективном методе обучения детей с задержкой психического развития – методе ассоциаций, который я использую в своей педагогической деятельности на протяжении многих лет.Как запомнить букву «и»?По Толковому словарю Ушакова, «ассоциация – это связь между отдельными представлениями, в силу которого одно представление вызывает другое». Итак, если говорить своими словами, ассоциация – это связь между предметами, в результате которой представление того или иного образа помогает вспомнить другой, сочетающийся с ним.Ассоциативный метод я применяю на любых предметах – и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире – для эффективного запоминания тем уроков программы. Очень помогают ассоциативные образы в изучении слов с безударной гласной, не проверяемой ударением. Обучающиеся безошибочно справляются со словарными диктантами благодаря умению применить подобранный ассоциативный образ.Причем ученики используют образ, который подбирают самостоятельно, я никогда не навязываю детям своих ассоциаций. Ассоциации дети подбирают по самым различным признакам: по количеству, по цвету, по форме, по назначению, по вкусу, по действию, по звучанию и т. д. Образы у каждого ребенка получаются индивидуальными, благодаря чему дети раскрепощены, не боятся ошибиться и чувствуют себя уверенно, проявляя значительный интерес и активность на уроке.Иногда оговариваю заранее, что необходимо подбирать слова, которые принадлежат к определенной части речи – имени существительному, имени прилагательному, глаголу; могу оказывать помощь при подборе предметов или составлении ребусов и сказок к словарным словам для их лучшего запоминания, используя наводящие вопросы, проблемные ситуации.Например, как запомнить букву «и» в слове «улица»? Предлагаю детям найти в этом слове спрятавшееся другое слово и подсказываю, что можно создать ребус. Дети догадываются, записывая букву «у» и рисуя рядом с ней лица. Запомнить написание слова «заяц» можно также с помощью ребуса: «за «я» находится «ц» – или с помощью учителя придумать сказку про зайца – о том, как он храбрился, «якал» и на весь лес неслось: «Я-я-я-я!» Так буква «я» и поселилась в слове «заяц».В любом случае ученики, шифруя слово при составлении ребуса, обязательно должны придумать такой вариант, который бы помог лучше запомнить это словарное слово.Для изучения словарных слов у нас также заведены тетради, в которых мы записываем слова, ставим в них ударение, выделяем цветом орфограмму и красочно рисуем те самые ассоциативные образы, ребусы и рисунки к сказкам. Для удобного и быстрого нахождения слов все они расположены в тетради-словаре в алфавитном порядке и по объединенным группам.Числа в картинкахОчень помогают ассоциации и на уроках математики, фундаментом, основой начального курса которой является формирование осознанных вычислительных навыков младшими школьниками. Залог успешности обучения математике на этом этапе – точный и быстрый устный счет, которому предшествует приобретение знаний состава чисел. И здесь я сталкиваюсь с проблемой его усвоения. Обучающиеся с ЗПР испытывают трудности не только в изучении состава чисел, но и в запоминании самих названий цифр. Для рационального использования времени, отведенного на темы программного материала по составу чисел, я применяю модели чисел в картинках. При этом картинки являются ассоциативными образами по признаку фонематического звучания слов, помогающими запомнить названия цифр.Так, чтобы запомнить названия цифр, дети заучивают двустишия: 1 – одеяло один раз всех смогло укрыть тотчас; 2 – два дворца волшебной сказки мудро делают подсказки;3 – три спортсмена лишь в трико могут прыгнуть высоко;4 – все четыре Чебурашки дарят детям по ромашке;5 – за обедом мы опять насчитали пятен пять;6 – шесть овечек дают шерсть, их легко нам перечесть;7 – семена семь раз сажай и получишь урожай;8 – воспитателей попросим познакомить с цифрой восемь;9 – девять девочек глядят на внимательных ребят;10 – десяти состав узнаешь, если так ты посчитаешь: от нуля вперед – назад, и получишь результат.Итак, запомнить цифры детям помогают ассоциативные картинки, графическое изображение цифр и рифмованные строки, выученные наизусть.А запомнить состав чисел помогает расположение предметов. Например, 7 – это 4 семечки слева и 3 справа, 7 – это 5 больших и 2 маленькие семечки, 7 – это 6 черных семечек и 1 серая. По подобному принципу запоминают дети и состав других чисел.P.S. Основываясь на опыте своей работы, могу твердо заверить: применение метода ассоциаций на уроках (особенно когда меняется форма работы: групповая, индивидуальная, парная) создает ситуацию успеха, увлекает, прививает интерес к предметам и всему учебному процессу, повышает учебную мотивацию, помогает детям уверенно чувствовать себя, развивает психические процессы: память, логическое мышление, воображение, внимание; способствует развитию творческой активности, формирует информационную культуру детей, усиливает насыщенность, интенсивность урока и обогащает словарный запас школьника.Не стоит забывать, на мой взгляд, и о таком значительном факторе, влияющем на эффективность применения ассоциативного метода в учебном процессе, как яркость и эмоциональность учителя. Она складывается из выразительности речи, ее темпа, жестов, мимики и т. д. И важно помнить, что применение метода ассоциаций должно проводиться систематически – только тогда оно имеет определенную цель и активизирует познавательную деятельность школьника.Светлана ТОКОВА, учитель Казанской специальной школы-интерната, ст. Казанская, Ростовская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте