search
main
0

Ребенок – зеркало семьи: секреты комфортного общения учителя и родителя

Образовательный процесс – это не только взаимодействие двух личностей, педагога и ученика, он предполагает вовлечение и ряда других людей. Чем младше ученик, тем активнее в учебном процессе участвуют его ближайшие родственники. Любой опытный педагог за время своей деятельности мог встретить разные типажи родительской заботы. Сегодня поговорим о том, как выстроить оптимальную стратегию поведения с разными мамами и папами, чтобы облегчить и ученику, и учителю совместное решение образовательно-воспитательных задач.

Юные призеры с любимым учителем

Папа и мама «на мушке»

Итак, начинаем педагогическое расследование! Перед нами первый тип родителей – максимально активные, требующие ежедневного отчета по поведению, успеваемости, внимательности, включения ребенка, ждущие обратной связи сразу после урока. Как правило, эти родители мечтают возвести свое чадо на пьедестал почета любой ценой. Большинство таких мам и пап не особо интересуются мнением самого ребенка, его склонностями к определенной науке, его желаниям. Именно мамы и папы из этого типажа не прочь поучать самого педагога. Если учитель своевременно не зафиксирует и не отразит подобное давление, то о педагогическом авторитете ему можно забыть. Задача настоящего профессионала – направить буйную заинтересованность родителя в позитивное, продуктивное русло.

Второй тип – спокойный родитель, умеренно-нейтрально относящийся к процессу обучения. Может несколько месяцев оставаться в тени, но по итогу учебного года способен вполне справедливо поинтересоваться успеваемостью ребенка. Единожды потеряв лицо перед таким родителем, можно навсегда остаться в его памяти как посредственный педагог. Большинство представителей этого типажа сразу ожидают хороших результатов от процесса обучения. Имея ребенка со слабым вниманием, неусидчивого, со сложностями в поведении, подобный родитель ищет панацею от своих проблем в лице одного педагога, а если результаты не устраивают, сразу меняет его на другого учителя, тренера, репетитора. Как правило, дети в подобных семьях обречены ходить на многочисленные кружки разной направленности с полной загруженностью по дням недели, включая выходные.

Третий тип – любознательный родитель. Такие мамы и папы спокойно относятся к олимпиадам, соревнованиям, чемпионатам. Детей приводят на кружки не они сами, а те берут их за руку и в буквальном смысле тащат в то место, куда мечтают ходить учиться чему-то новому. Это тип экологичного родителя: он спокойно наблюдает за ростом и развитием ребенка, одобряет любой его выбор, не отдает приоритет новым тенденциям, востребованности, престижности какой-либо специальности. Хочешь ходить на занятия по игре на баяне вместо курса IT? Пожалуйста! Макраме вместо танцев хип-хоп? Ради бога! В образовательный процесс, как правило, они не вмешиваются, полностью доверяя педагогу. Такие родители сами с удовольствием учатся новому, они более пластичные и гибкие.

Конечно же, это не все типажи родителей, существующие в природе, но описанные выше встречаются чаще всего. Приступая к преподаванию, по нашему с коллегами мнению, необходимо учитывать, кто стоит за спиной ребенка, что он наблюдает дома, что в связи с этим мы, учителя, потом услышим от ученика на уроке.

Педагог становится разведчиком

Главная задача учителя на первый взгляд проста: «переложить» знания из своего мозга в другой, ученический – поменьше и менее опытный. Но человек не текст, принцип «копировать и вставить» здесь не работает. С первой минуты знакомства с ребенком и его семьей проводится экспресс-анализ:

  • готов ли школьник на данный момент к изучению предмета;
  • позволяют ли ему учиться природные данные;
  • чего родители хотят достичь, используя педагога как инструмент для реализации своих целей;
  • что я как профессионал могу сделать;
  • что в итоге наших занятий мы можем получить.

Стоит уточнить, что любой школьный учитель моментально задаст вопрос: «А зачем мне проводить такой анализ, тратить время, если я взаимодействую с той группой детей, которая пришла в школу, без выбора – какой класс дали, с тем и работаю». В моей же ситуации иная картина: тружусь я в центре дополнительного образования педагогом креативной математики по международной программе. Креативная математика – это способ приучить ребенка решать задачи разными способами, мыслить логически, грамотно рассуждать, убедительно и корректно доказывать свою правоту. По сути, и школьная математика тоже про это – про логику и рассуждение.

Дети от 3 до 12 лет приходят ко мне на занятия в качестве дополнительного образования, по собственному желанию, платят за уроки в выходные дни, тратят свое внеурочное время. Мне часто приходится выступать тем самым первооткрывателем мира математики в умах малышей, да порой и в умах самих родителей. Мамы и папы часто признаются: того, что я даю детям на занятиях, они не слышали за всю жизнь. Неудивительно, что в день первой встречи-знакомства я анализирую, точно ли ребенок готов к освоению материала.

Сама программа подразумевает участие в сдаче уровневого международного экзамена по математике, а также в соревнованиях с сильнейшими ребятами своего возраста в масштабах страны и мира. На глобальные состязания наш центр по ряду объективных причин не выходил, а вот участие в чемпионате России у нас ежегодное. Поездка в Северную столицу из провинции – шанс ученика заявить о себе, заслужить долгожданный кубок или медаль. И вот здесь начинается самое волнительное.

Зачастую ребенок еще совсем мал, некоторые участники состязаний дошкольного возраста, а здесь такое ответственное мероприятие, где необходимо показать всю мощь своего интеллекта, сконцентрироваться и за 15 минут успеть решить задачи, которые обычные дети либо вообще никогда не увидят в рамках школьной программы, либо ознакомятся с ними только через 2-3 года. Самые юные участники еще слабо представляют, что такое чемпионат, они даже не знакомы с понятием «экзамен». И вот здесь начинают играть первую скрипку родители, которым в свое время не довелось ощутить сладкого вкуса победы. Они бессознательно хотят через ребенка восполнить собственные дефициты. Другие родители понимают, что развитое математическое мышление в дальнейшем поможет их чаду достичь успеха в профессии – любой, не обязательно напрямую связанной с математикой. Третьи, причем их меньшинство, вместе поддерживают участие детей в состязании ради интереса, побуждают их попробовать свои силы, а заодно посетить культурную столицу и просто прогуляться.

«Добиться» не значит «добить»

За спиной у меня уже годы работы в центре и не один чемпионат России. Да, мне удается ежегодно готовить ребят так, что мы приезжаем домой с медалями. Мои ученики дважды становились абсолютными чемпионами. Родители, видя такой успех и результаты, ожидаемо отдают мне своего ребенка на обучение с мыслью о том, что через год мы отправимся на соревнования и завоюем только первые места.

Поначалу мне как педагогу это очень льстило: мамы и папы мне доверяют, в меня верят и очень надеются, что их ребенку гарантирован успех. Однако потом, когда я наблюдала слезы учеников, которые отказываются выходить на сцену за медалью, получив второе место, потому как ехали мы только за первым, я стала понимать: подобная эмоциональная реакция сигнализирует о моей недоработке, значит, я психологически не подготовила учеников к состязаниям. Сделала определенные выводы и теперь перед набором детей в команду на подготовку к чемпионату провожу длительную беседу вначале с каждым родителем. Проговариваю важные установки:

  • мир не рухнет, если мы не выиграем;
  • не всем детям надо участвовать в чемпионате, даже если у них в школе по математике одни пятерки;
  • если даже и получится «выдавить» из ребенка хороший балл и ему удастся занять призовое место, то можно передавить так, что из всех предметов самым нелюбимым станет именно математика;
  • задаю вопрос мамам и папам: «Чего вы хотите достичь при помощи чемпионата? Пробудить в ребенке любовь к математике?» Этого можно достичь куда менее болезненным способом, посещая занятия и обучаясь в комфортном темпе.

Чемпионаты и олимпиады подходят по психотипу далеко не всем школьникам, участие в них порой чревато множеством побочных эффектов. Родители, с которыми мы взаимодействуем давно, уже услышали мой основной посыл, который я доношу им на каждом занятии: мы живем ради получения приятных эмоций от всего, что делаем. Приятное впечатление усилится, если ученик сумеет решить сложную головоломку или учитель улыбнется ему на обычном занятии. Гораздо лучше, чем сидеть букой и не подниматься на сцену за вторым местом, не правда ли?

За годы совместной работы и погружения детей в математику родители стали прислушиваться ко мне, доверять.

Чемпионаты и олимпиады позволили вырасти и психологически повзрослеть мне самой. Я научилась понимать и принимать детей, которые подавали надежды и не справились. Их ошибку я беру и на свой счет, говорю им в открытую: «Это не ты написал на 17 баллов, это мы с тобой написали на 17 баллов, значит, в этом есть и моя ошибка, я тебя недоучила, недотянула». Школьникам становится легче, когда груз ответственности учитель делит с ними пополам. Родители, видя такой подход, успокаиваются и уже на следующий год, подавая заявку на участие в чемпионате, не ставят сверхцелей, а мудро говорят: «Мы попробуем». Я очень благодарна за этот рост мамам и папам учеников. Мы вместе учимся, ошибаемся, делаем выводы и движемся дальше с учетом полученного опыта, ведь главное в профессии педагога, а также в предназначении родителя – не навредить ребенку, а, напротив, улучшить, гармонично развить то прекрасное, что в него уже заложено природой.

Ирина ЧЕРНАЯ, педагог по креативной математике (международная программа IMATHS) детского центра Galileo, Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте