search
main
0

Ребенок не сдал ОГЭ? Нет причин отчаиваться

​Апрельские недели принесли долгожданное тепло и весеннее настроение, а для многих родителей и подростков – тревоги и вопросы, связанные с основным государственным экзаменом.

В одной из московских школ психологи ЦППРиК «На Снежной» при подготовке к родительскому собранию провели анонимное анкетирование среди учащихся девятых классов. Анкета содержала вопросы о том, как подросток оценивает свою подготовленность к ОГЭ, насколько он уверен в выбранном им дальнейшем пути и образовательном маршруте, как могли бы помочь ему школа и родители.Подростки писали, что их тревожат степень собственной подготовленности, возможность провала на экзаменах, камеры видеонаблюдения, незнакомая обстановка. При этом большинство ребят плохо себе представляют, что они будут делать, если не сдадут экзамен. Большинство хотели бы не думать о предстоящих экзаменах, как-нибудь «перевалить» через ОГЭ, продолжить обучение в десятом классе («Не в ПТУ же идти!»). Будущее представляется большинству из них линейно и однозначно: окончить школу, поступить в какой-нибудь вуз, пойти работать. Только один ученик из опрошенных знал, какую специальность он хочет получить, где он собирается продолжить обучение после окончания девятого класса. Остальные ученики рассматривали обучение в десятом классе как способ продлить привычную обстановку, не решать стоящих перед ними проблем выбора профессии, не расставаться с друзьями. Поэтому на вопрос: «Что ты будешь делать, если не сдашь ОГЭ?» были даже такие ответы, как «В могилку залягу», «Вены перережу». Такие ответы нельзя рассматривать исключительно как шутку, они должны насторожить педагогов и школьных психологов.В той же школе психологи совместно с классными руководителями и социальным педагогом в рамках проекта «Каждый учитель – психолог. Повышение психологической компетентности» (СВАО) проводили в необычном формате собрания для родителей учеников 9-х классов.Сидя в кругу, родители и специалисты обсуждали планы относительно будущего детей, делились своими тревогами, рассказывали личные истории, помогающие справиться со сложной ситуацией, пытались найти ресурсы для успеха ребенка на экзамене. Родители говорили о многом: о вузах, о предпочитаемом пути получения дельнейшего образования их детьми, об обучении в 10-м классе как возможности для подростка «дорасти» и стать взрослым, об огромной тревоге за своего ребенка в ситуации многочисленных проверок личности, «рамок и металлоискателей» на экзамене. Взрослые люди были искренне растеряны и напуганы новыми условиями сдачи экзаменов, тем, что будет, если ребенок не сдаст ОГЭ. Эту информацию родители получили незадолго до начала сдачи экзаменов и не были к ней морально готовы.Что могут сделать родители и школа, чтобы помочь подросткам и себе справиться с огромной тревогой относительно предстоящих экзаменов? В том же анкетировании подростки отмечали, что им важна помощь родителей. Прежде всего подростки нуждаются в моральной поддержке родителей и дополнительных занятиях с репетиторами. Каждому четвертому ученику важно, чтобы его просто «оставили в покое». В качестве ресурсов для успешной сдачи экзаменов ребята рассматривали репетиторов, книги, Интернет, учителей, диагностические работы и тесты, лишь каждый третий считал, что это могут быть и его собственные внутренние ресурсы – знания и уверенность в себе.Подростки говорили, что им было бы важно, если бы родители поддерживали их не словами: «Готовься лучше, а то не сдашь экзамен!», а тем, чтобы доверяли им, заранее обсуждали вместе преимущества выбранного маршрута и продумывали альтернативы. Ребята признавали, что колледж или другая (профильная) школа после 9-го класса для них риск, не все к нему готовы. Подростки согласились, что страх – хороший двигатель, но им также кажется, что в жизни может быть еще много причин, чтобы успешно сдавать экзамены и преодолевать трудности.Несомненно, особенно важна поддержка учителей. В современных условиях каждый учитель должен обладать компетенциями психолога. Подростки в своих ответах ожидали от школы помощи в форме целенаправленной подготовки к экзаменам, в том числе даже за счет других предметов, моральной поддержки и участия, возможности обсудить с учителями свои тревоги относительно экзаменов. Многие ребята хотели бы, чтобы их классный руководитель просто был с ними рядом на экзамене. Родители также отмечали, что участие классного руководителя при проведении собрания в такой необычной форме было бы для них значимым. Они чувствовали, что услышаны, что педагоги их искренне поддерживают и переживают вместе с ними за детей, что взрослым иногда важно иметь возможность обсуждать между собой вещи, которые их тревожат, чтобы не передавать свою тревогу детям.Некоторые родители волновались, что большая поддержка и принятие со стороны семьи может привести к тому, что ребенок станет лениться и не будет ответственно относиться к своей жизни. Получается, что в большинстве случаев только страх перед будущим («Не сдашь – пойдешь в дворники!») подстегивает ребенка учиться. Однако между страхом и личной ответственностью существует большая разница. Ответственность, как и любая другая функция, развивается постепенно. Взрослые могут поддерживать ребенка в принятых им решениях, побуждать его принимать решения самостоятельно. Но когда взрослые начинают хотеть за ребенка и принуждать его, то шансов на развитие собственного ответственного поведения у подростков становится гораздо меньше.К сожалению, на уровень тревоги родителей и детей оказывает влияние и то, что в современном обществе сложилось представление о крайней необходимости получить высшее образование, все равно какое. С детьми практически не обсуждают альтернативные способы получения образования. У подростков часто бытует мнение, что все возможные альтернативы приводят к крайне низкому статусу в обществе. Родители и дети не задают вопрос о целях того или иного образовательного маршрута, тогда формула «Вуз = жизненный успех» начинает казаться безупречной формулой на все случаи жизни.Часто статьи заканчиваются рекомендациями, но нам показалось важным дать возможность просто услышать мысли самих родителей и учителей, с которыми мы работали. Ведь часто о самом важном говорят просто.Классные руководители сказали, что состоявшийся разговор был важен – он позволил лучше услышать и понять позиции друг друга, переработать часть тревоги взрослых и не транслировать ее детям.Родители поделились своими тревогами за будущее детей, но согласились, что у них, как у взрослых, есть жизненный опыт преодоления трудностей, и экзаменов в том числе, этим опытом они могут поделиться с детьми. Они признали, что и ими часто движет в первую очередь тревога за будущее детей. Родители обсудили то, что в семье многое может стать ресурсом для поддержки подростка и их самих в этой ситуации.О.ГОЛЕРОВА, педагог-психолог ЦППРиК «На Снежной»;Н.ЙОШПА,  педагог-психолог ЦППРиК «На Снежной»;Г.РОМАНОВА, социальный педагог ЦППРиК «На Снежной»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте