search
main
0

Ребенок не должен стать жертвой насилия

По данным официальной международной статистики, более двух миллионов детей ежегодно подвергаются жестокому обращению. Каждый десятый ребенок гибнет, две тысячи кончают жизнь самоубийством, более 50 тысяч уходят из дома. Это явление стало предметом серьезных исследований, которые сегодня ведут ученые и преподаватели МГППУ.

Жестокое обращение – это любое действие (или бездействие) по отношению к ребенку, в результате которого нарушаются здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его правильному физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свободы. У детей, пострадавших от жестокого обращения, возникают устойчивые нарушения поведения, для устранения которых необходима специализированная психологическая помощь. При отсутствии такой помощи эти поведенческие нарушения сохраняются и воспроизводятся в последующей жизни. Исследования показывают, что до 60 процентов детей, которые были или жертвами, или свидетелями любых форм насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте – они опять становятся жертвами насилия или сами его совершают.

Комитет ООН по правам ребенка, изучив доклад России, представленный в 2005 году, отметил определенный прогресс, достигнутый Российской Федерацией, например, к числу положительных изменений в законодательстве отнесено ужесточение уголовной ответственности за изготовление порнографических материалов с использованием изображений несовершеннолетних, а также вовлечение несовершеннолетних в занятие проституцией. В то же время международные эксперты комитета считают, что органы законодательной и исполнительной власти не уделили достаточного внимания защите детей «от пыток и телесных наказаний, грубого обращения, отсутствия заботы и плохого обращения», что нет адекватного механизма сбора данных, позволяющих в полном объеме получать информацию по всем областям, охватываемых Конвенцией ООН по правам. В полной мере это замечание относится к данным о распространенности жестокого обращения с детьми. Специальный учет случаев жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными потребностями отсутствуют, существующие формы уголовной и социальной статистики не позволяют четко выделить детей – жертв насилия из учитываемых категорий (дети – жертвы преступлений, дети, находящиеся в социально опасном положении).

В российском законодательстве нет прямого запрета на использование телесных наказаний в семье. Сами телесные наказания считаются социально приемлемыми, поэтому продолжают использоваться не только в семьях, но и в образовательных учреждениях, где они запрещены. Нередко дети, помещенные в детские учреждения, становятся жертвами злоупотребления со стороны воспитателей. Одна из причин подобного положения – отсутствие достаточной заботы и помощи детям – жертвам злоупотребления и жестокого обращения в интернатных учреждениях или в семье.

По данным аналитического центра Государственной Думы России, 30-40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Насилие в семье может быть направлено против любого ее члена, однако реальные факты свидетельствуют: 95% всех пострадавших от насилия в семье – это женщины и дети. При этом только 16% пострадавших от семейного насилия обращаются за помощью в правоохранительные органы, но и там не всегда получают поддержку, так как закон о домашнем насилии, охраняющий женщин в других странах, в России до сих пор не принят.

Считается установленным, что любой вид насилия причиняет существенный вред психическому, духовному и нравственному развитию детей. Очевидной становится социальная и правовая незащищенность детей и подростков от массовых публичных форм совращений, в том числе с использованием неадаптированных к отечественным условиям образовательных программ по сексуальному воспитанию, проектов некоторых развлекательных журналов, компьютерных СМИ и телекоммуникационных систем. Социальные изменения, трудности в семье, агрессивные модели поведения, распространяемые в СМИ, можно выделить как наиболее существенные средовые факторы, влияющие на насилие в школе.

Современная ситуация, складывающаяся в образовательных учреждениях, характеризуется наличием различных форм насилия по отношению к ребенку. По данным мониторинга педагогических коллективов, 46% работников образования лично встречались со случаями жестокого обращения с детьми, 60% работников образования отмечают тенденцию роста психологического насилия над детьми, 58% педагогов говорят о росте случаев пренебрежения нуждами ребенка, 50% отмечают рост физического насилия. В свою очередь около 70% школьников (особенно младшие подростки) отмечают наличие фактов насилия и жестокого обращения. По данным того же мониторинга, более 20% школьников считают, что они подвергались насилию в школе со стороны учителей, одноклассников и старшеклассников, причем преимущественно психологическому.

Из 36% подростков, перенесших насилие, за помощью по различным причинам не обратились 78%. Основными причинами, заставившими подростков отказаться от идеи обращения за помощью, стали «неверие, что помогут», «незнание, что делать и куда обращаться» в ситуации насилия. Не знают законов, их защищающих, не только дети, но и их родители, а зачастую и педагоги (до 70% субъектов образовательного процесса указывают на это)*.

Несмотря на то что по данному вопросу не ведется официальная статистика, нередки случаи, когда сами педагоги подвергаются как психологическому, так и физическому насилию со стороны родителей и детей.

Департамент образования в 1996 году создал Центр психолого-медико-социального сопровождения «ОЗОН». Центр «ОЗОН» – это первый международный проект, в котором используются современные подходы и последние достижения отечественного и зарубежного опыта помощи детям и подросткам, подвергшимся жестокому обращению. Специалисты центра осуществляют целенаправленную социально-психологическую, медико-педагогическую помощь и правовое сопровождение детей от 3 до 18 лет, пострадавших от жестокого обращения и насилия, и их семьям; юридическое сопровождение и поддержку ребенка на всех этапах судопроизводства; семинары-тренинги для специалистов различного профиля по ключевым аспектам жестокого обращения с детьми.

В Московском городском психолого-педагогическом университете (ректор – профессор Виталий Рубцов) работает Центр экстренной психологической помощи. В структуре центра с 1999 года действует «Телефон доверия», специалисты которого оказывают экстренную психологическую помощь субъектам образования Москвы, в том числе по проблемам жестокого обращения с детьми и подростками. С сентября 2008 года в соответствии с распоряжением мэра Москвы на базе МГППУ планируется открыть круглосуточный «Детский городской телефон доверия».

В настоящее время в системе образования Москвы созданы антикризисные подразделения, включающие анонимные «телефоны доверия» и группы экстренной психологической помощи. В антикризисных подразделениях работают психологи, педагоги, медицинские работники, социальные педагоги. В задачи специалистов антикризисных подразделений входит выезд в образовательные учреждения в случаях выявления актов насилия, острых конфликтов, кризисных и экстремальных ситуаций, а также проведение обучающих мероприятий для педагогов, школьных психологов по проблемам жестокого обращения с детьми.

Кроме того, специалисты МГППУ разработали и апробируют научно-практическую программу «Безопасность образовательной среды». Одна из задач программы – профилактика и противодействие насилию в образовательном пространстве школы.

В то же время, несмотря на некоторые положительные результаты активизации деятельности органов и учреждений системы профилактики всех типов насилия и правонарушений несовершеннолетних, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточными для того, чтобы решить проблему.

Следует специально указать на слабую нормативную базу, регламентирующую работу со случаями жестокого обращения с детьми, что не позволяет своевременно оказывать психологическую и иную помощь ребенку, если он в ней нуждается. В частности, психолог не имеет права на проведение любых видов работ без согласия родителей или законных представителей ребенка. Вместе с тем ясно, что родители, осуществляющие жестокое обращение по отношению к своему ребенку, согласия на работу психолога с их ребенком не дадут.

Улучшение экономической ситуации, рост расходов на социальную сферу, развитие системы учреждений социального обслуживания, укрепление их кадрового потенциала создают благоприятные условия для активизации усилий, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми. Однако практическая реализация этих предпосылок зависит от осознания значимости проблемы жестокого обращения с детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровне каждым специалистом, работающим с детьми.

Проблему насилия в отношении детей и подростков в образовательном пространстве необходимо рассматривать как социальное явление, предупредить которое возможно только совместными усилиями социальных и правовых государственных и общественных институтов.

Для этого необходимо при формировании политики в области модернизации образования (на уровне Правительства РФ) предусмотреть:

развитие форм государственно-общественного управления безопасностью образовательной среды, в том числе создание единой (по крайней мере на уровне региона) инфраструктуры, системно занимающейся проблемами защиты и обеспечения прав ребенка, состоящей из общественных и государственных организаций и служб;

создание Межведомственной комиссии при Правительстве РФ (при Минобрнауки РФ) по проблемам безопасности и насилия в отношении детей и подростков;

организацию взаимодействия образовательных учреждений со службами других ведомств, занимающихся детьми и подростками с проблемами развития и поведения (реабилитационными центрами, медицинскими учреждениями, ППМС-центрами, комиссиями и инспекциями по делам несовершеннолетних, судами, органами прокуратуры и федеральной службы исполнения наказаний и др.), для совместного решения проблем нераспространения насилия в школе;

создание в каждом образовательном учреждении общественного органа, состоящего из представителей администрации, родительского комитета, социального педагога, психолога, деятельность которого будет направлена на профилактику и реагирование на конкретные случаи насилия в образовательном учреждении;

разработку Комплексной межведомственной программы по проблеме безопасности и рисков образовательной среды, предотвращению фактов жестокого обращения с детьми, направленной на выявление скрытых причин и признаков насилия в образовательной среде;

проведение ежегодного мониторинга благополучия детей и соблюдения их прав в семье и образовательных учреждениях, проведение коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий.

В перечень мероприятий ФЦПРО на 2009 – 2012 годы (уровень Минобрнауки) важно включить:

разработку концепции и модели безопасной образовательной среды, определение параметров и критериев комфортности и безопасности, угроз и рисков системы образования;

создание профильных ресурсных центров, а также антикризисных (комплексных консультативных) и мониторинговых подразделений в структуре психологической службы образования на федеральном и региональном уровнях;

расширение сети образовательных учреждений, целенаправленно работающих по социально-психологической медико-педагогической помощи и правовому сопровождению детей, пострадавших от жестокого обращения и насилия;

подготовку необходимых нормативных документов и внесение изменений в нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность специалистов образовательных учреждений, с целью расширения их полномочий по оказанию помощи детям, подвергшимся жестокому обращению и насилию;

разработку и осуществление инновационных образовательных программ подготовки и переподготовки специалистов в области защиты прав и оказания помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения и насилия;

разработку и внедрение в социальную практику мероприятий, направленных на просвещение, информирование, профилактику, повышение психолого-правовой грамотности населения по проблеме жестокого обращения с детьми (разработку и выпуск специализированных программ СМИ, разработку интернет-портала, создание телефона экстренной психологической помощи, создание системы дистанционного консультирования и т. п.);

разработку комплекса мер по защите прав всех участников образовательного процесса (учащихся, педагогов, администраторов и родителей), пострадавших от жестокого обращения и насилия в образовательных учреждениях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте