Для каждого ребенка роль взрослого в дошкольном детстве, несомненно, велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые гармоничные и плодотворные отношения детей с воспитателем изначально не являются равноправными. В связи с этим особую роль приобретает общение в формате «ребенок – ребенок».
В дошкольном образовательном пространстве школы №2073 непрерывно идет поиск новых форм и методов работы с детьми. С 2017 года в дошкольных группах нашего образовательного комплекса началась работа по реализации проекта «Построение модели образовательного пространства в дошкольных группах, обеспечивающей билингвальное воспитание и обучение». Согласно проекту дети воспитываются в двуязычной среде – русской и английской.
Воспитанниками билингвальных групп нескольких дошкольных образовательных площадок стали дети от 3 до 7 лет. Педагоги сразу обратили внимание на большой потенциал, который заложен во взаимодействии обучающихся разного возраста в условиях организованного общения одной группы. На данный момент можно с уверенностью сказать, что в данных группах уже сформирован положительный опыт наставничества, содружества и сотрудничества между детьми разного возраста через различные виды деятельности.
Мы уверены, что самое ценное, что есть у ребенка в дошкольном возрасте, – это искренний интерес и любопытство. Методом проб и ошибок маленький исследователь находит что-то интересное для себя в каждом дне, преодолевает трудности, становится смелее, сильнее и решительнее. Важно, чтобы рядом с ним на этом пути был не только взрослый – мудрый и опытный педагог, внимательный и понимающий родитель, но и «такой же, как я», ребенок, ребенок-друг, ребенок-наставник, взаимодействие с которым дает важный для дальнейшей социализации в обществе опыт. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Постоянное общение младших детей со старшими в формате разновозрастных групп создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости и наставничества. Особое значение приобретает пример старших для младших. При этом небольшая разница в возрасте позволяет более взрослому ребенку, занимающему позицию старшего, который знает и умеет больше и использует свои знания для помощи младшим, казаться старше и увереннее в своих собственных глазах. У младших же в результате появляются не только интерес и симпатия к старшим, но и желание и готовность к взаимодействию по самым разным поводам.
При выборе совместной деятельности ребенок-наставник чаще считается с предпочтениями младших и наглядно демонстрирует широкое разнообразие способов взаимодействия в конкретных ситуациях. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Но все это не происходит само по себе, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, грамотной организации всего периода нахождения воспитанников в разновозрастной группе, включая создание условий для самостоятельной деятельности детей. Работа в таких группах требует от воспитателя не только хорошего знания программы по всем возрастам, способности грамотно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу. Педагогу важно выстраивать все процессы жизнедеятельности детей в группе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.
Таким образом, в условиях разновозрастной группы у младших появляется возможность продвигаться в своем развитии не только благодаря взрослому, но и за счет регулярного взаимодействия с детьми более старшего дошкольного возраста. Старшие дети выступают для младших как образец для подражания. Младшие же в силу своей склонности к подражанию постепенно перенимают все положительные качества `старших. Наиболее ярко это проявляется в игровой, трудовой, художественной, познавательной деятельности, при формировании бытовых навыков, выработке определенных норм поведения, в процессе развития речи и общения.
Юных наставников объединяет не только передача опыта от старшего младшему, но и умение сопереживать, понять и принять. Помогая другим, дети-наставники обретают уверенность в своих способностях, у них развивается совершенно особое чувство ответственности, поскольку ребенок оказывается в ответе не только за личные достижения, но и за успехи своих младших товарищей. Безусловно, такой ценный формат взаимоотношений со сверстниками во многом определяет характер отношения ребенка к себе, к другим, к миру в целом.
Наталия ВОЛОШКО, старший воспитатель школы №2073
Комментарии