Сложилось так, что изобразительное искусство в современной школе поставлено на самую низшую ступень среди учебных предметов. И прежде всего в этом «заслуга» всей образовательной системы нашего государства.
В действующих сейчас программно-методических пособиях говорится о важности преподавания изобразительного искусства, о его роли в системе эстетического воспитания, о развитии образного мышления и пространственного представления, зрения и чуткости пальцев и в итоге как необходимого компонента всесторонне гармонического развития личности. А что на самом деле? Кабинет изо в школе, если и есть, то оборудован как любой другой, обычными ученическими партами. Учитель не имеет возможности пользоваться в достаточной мере пособиями по изо в силу их отсутствия. Администрации школ чаще всего относятся к урокам изо как второстепенным.
Но решить все эти проблемы на местах, в простых провинциальных школах невозможно. Нужна целостная государственная программа по реанимации изобразительного искусства в школе. Необходимо изменить многолетне сложившийся стереотип отношения к предмету.
Прежде всего школе нужна учебная программа, которая бы отвечала принципу доступности. Она должна быть составлена Министерством образования, экспериментально апробирована не в одной центральной школе, а в нескольких провинциальных школах с обычными условиями обучения. Важно незамедлительно уходить от практики составления каждым учителем своей программы, это должен быть универсальный документ для любого региона России.
Изобразительное искусство – художественно-творческий предмет, но нельзя сводить его к рангу кружковой работы. Все давно привыкли к тому, что по изо нет домашнего задания или оно сводится к обычному «дорисовать». Предлагаемые же задания на дом в действующих программах пректически не подходят для школ малых городов и сел.
Наглядные пособия – отдельная тема. Большинство таблиц изготавливают сами учителя, а произведения искусства изучаются по случайно найденным, часто некачественным репродукциям. Учебников для детей также нет. Поэтому необходимо создание прочной учебно-методической базы.
Искусство должно развивать эмоционально-чувственную сферу, поэтому надо дать больше возможностей школьникам выразить свои эмоции, чувства с помощью цвета и линий. В этом плане следует продумать и новую систему оценки детских рисунков. Иногда трагедией для ребенка является тройка за работу, а завышение оценки влечет недовольство и недоумение других детей.
И, наконец, кабинет. Он должен располагать к творчеству, быть удобным для учеников и учителя, стать творческой мастерской. А для реализации этих принципов нужна четко разработанная система оборудования кабинета изо, утвержденная Министерством образования и обязательная для всех школ.
Мы удивляемся, почему учителя изобразительного искусства ведут скучные уроки. Молодые, инициативные, энергичные выпускники педагогических колледжей и вузов приходят в школу, видят свою ненужность и неуважение к их предмету и теряют задор, смиряются и затихают.
Нам всем надо участвовать в переменах в преподавании изо, особенно сейчас, когда в мире и так много грязи, когда нужно удержать молодое поколение от необдуманных поступков и сформировать их культуру.
Н. ГАЛЯПИНА, преподаватель Алексеевского педагогического колледжа
Алексеевка, Белгородская область
Комментарии